Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Выявив нарушения политических прав и свобод человека и гражданина, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц. Для этого законодательством, регулирующим прокурорский надзор, предусматривается ряд специфических полномочий прокуроров, т.е. прав и обязанностей, обеспечивающих устранение нарушений законов. Такие полномочия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на нарушения законов или прокурорского надзора. Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде. Таким образом, предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц - правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов. Свои полномочия прокурор реализует в форме актов прокурорского надзора. Это документы властно-распорядительного характера, обязательные для исполнения соответствующими государственными и негосударственными органами. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.
Перечень актов прокурорского надзора предусмотрен в Законе о прокуратуре. К ним относятся: постановления, протесты, представления, предостережения о недопустимости нарушения закона. В совокупности полномочия прокурора и акты прокурорского надзора составляют средства прокурорского надзора. При выявлении нарушений соблюдения политических прав и свобод человека и гражданина, согласно Федерального закона о прокуратуре чаще всего применяются протест, представление, предостережение. В случае выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 28 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российской Федерации указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Внесение представлений об устранении нарушений закона. Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона. Оно в соответствии со ст. 28 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств. В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление вносится в адрес руководителя этого органа. На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях обычно прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. В них также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов. Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона. Согласно ст. 25 Федерального закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены.
Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждении правонарушений. Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов, например Конституции РФ. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам. Согласно ст. 10 Федерального закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с предоставленными полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Исходя из смысла Федерального закона о прокуратуре, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении политических прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение политических прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Также прокурорами применяются такие меры реагирования, как протест, представление, предостережение. В случае нарушения политических прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде (арбитражном суде) иск в интересах пострадавших. Таким образом, прокуратура наделена универсальными полномочиями, призванными способствовать ее эффективному реагированию на обращения граждан по фактам нарушения их прав и свобод. Это и самостоятельные формы прокурорского реагирования в рамках собственно государственной внесудебной защиты прав граждан, и обязанность применения соответствующих юрисдикционных форм (уголовное, гражданское, арбитражное судопроизводство), когда внесудебная защита трансформируется в судебную форму защиты права. Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов и тем самым способствует укреплению законности и правопорядка в регионах и в целом в стране.
Заключение
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что прокурорский надзор играет важную роль в защите политических прав и свобод граждан. Увеличение числа нормативных актов, изменения федерального законодательства, активная реализация права законодательной инициативы субъектами РФ, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, а также большое количество выявляемых правонарушений - все это требует каждодневного и всестороннего надзора органов прокуратуры с целью защиты и недопущения массового игнорирования политических прав каждого конкретного человека.
Органы прокуратуры стоят на страже закона и являются фундаментальным институтом в сфере правоохранительной деятельности РФ. Перед прокурорами страны поставлены важнейшие задачи, направленные на защиту прав и свобод каждого конкретного человека и гражданина, которые эффективно решаются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и тесном взаимодействии со всеми правовыми институтами. Целью указанного исследования является разработка проблемы необходимости существования надзора прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, выявление причин, препятствующих полноценной защите прав граждан, путей и средств их устранения. Для достижения указанной цели перед исследованием был поставлен ряд задач. Задачи были решены в полном объеме, поставленная цель достигнута - полностью изучены сущность и особенности прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина; полностью рассмотрены методы выявления нарушений и способы устранения нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина; выявлены проблемы деятельности прокуратуры при соблюдении рассматриваемых прав и свобод. В процессе исследования мы сделали следующие выводы и вынесли предложения по совершенствованию законодательства, касающегося прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина. Считаем целесообразным: . Для укрепления правового статуса прокуратуры РФ, должно способствовать закрепление основных норм о прокуратуре в Конституции РФ, издание нового Федерального конституционного закона «О прокуратуре РФ», в котором необходимо отразить норму об уголовной ответственности за вмешательство в любой форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования осуществлению надзорной деятельности; . Регламентировать ограничения, требования, предъявляемые по службе к работникам прокуратуры; . Отразить функцию координации органов прокуратуры, установив координирующую роль прокуратуры среди правоохранительных органов, некоторых контролирующих органов по обеспечению охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина; . В законодательство о прокуратуре Российской Федерации необходимо внести изменения, включив в качестве поднадзорных субъектов - иностранных граждан, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели. Указанные меры положительно отразятся на эффективности и результативности надзора соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, что способствовало бы укреплению законности в России в целом.
Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием декабря 1993 г. с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ // Российская газета. -2009. - №7. - 21 янв.; Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - №4. - Ст. 445. . О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17 ноября 1995 г. №2202-1 с изм. и доп. от 21 ноября 2013 г. №317-ФКЗ // Российская газета. - 1995. - №229. - 25 ноября. . Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ с изм. и доп. от 20 июля 2012 г. №121-ФЗ // Российская газета. - 1995. - №100. - 25 мая. . Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. №195 с изм. и доп. от 10 февраля 2012 г. // Законность. - 2008. - №3. - С. 44-48. . Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации: Указание Генерального прокурора РФ от 8 сентября 2011 г. №287/7 // Текст официально опубликован не был. . Акты прокурорского реагирования / под. ред. Ю.И. Скуратова. - М., 2012. - 280 с. . Амирбеков К.И. Проблема конституционности общенадзорной функции прокуратуры / К.И. Амирбеков // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №5. - С. 10-14. 8. Ашурбеков Т.Л. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции / Т.Л. Ашурбеков // Законность. - 2006. - №7. - С. 2-5. . Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2012. - 784 с. . Басков В.И. Прокурорский надзор / В.И. Басков. - М.: Изд-во БЕК, 2011. - 546 с. . Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор / В.Г. Бессарабов. - М.: Изд-во Проспект, 2012. - 536 с. . Винокуров Ю.Е. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов / Ю.Е. Винокуров // Законность. - 2006. - №4. - С. 10-13. . Гонибесов Д.А. Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности / Д.А. Гонибесов // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №13. - С. 15-18. . Даровских С.М. Прокурорский надзор / С.М. Даровских. - Челябинск, 2012. - 104 с. . Киричек Е.В. Прокурорский надзор: гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №2. - С. 23-27. . Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2012. - 480 с. . Конференция Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы // Законность. - 2008. - №8. - С. 2-3. . Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учеб. для вузов / В.Ф. Крюков. - М.: Норма, 2011. - 484 с. . Синица Ю.С. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина / Ю.С. Синица // Законность. - 2012. - №5. - С. 6-8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|