Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста




 

Среда является важным фактором воспитания и развития детей. Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности ребенка.

В МДОУ создана содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, эстетически привлекательная, доступная и безопасная развивающая предметно – пространственная среда.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, отвечает принципу целостности образовательного процесса и соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Развивающая среда обеспечивает реализацию образовательной программы ДОУ, учитывает национально – культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, возрастные особенности детей, гендерную специфику.

Цель предметной развивающей среды – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала, обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.

В каждой возрастной группе предметная среда имеет свои отличительные особенности. Пространство каждой группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголков). Оснащение уголков (зон) меняется в связи с тематическим планированием.

В построении развивающей среды в ДОУ руководствуемся принципами В.А. Петровского (1993 г), методическим пособием «Развивающая предметная среда» под редакцией С.П. Новоселовой (1995 г.).

Общие принципы построения развивающей среды в ДОУ направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:

  • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
  • создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр дошкольников, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
  • обеспечение условий изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, среда, окружающая ребенка в группе детского сада безопасна для его жизни и здоровья;
  • использование функциональных помещений группы – спальни и раздевалки для организации игровой среды при обеспечении постоянного визуального контакта с детьми;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
  • проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и неадекватное уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и дезориентирует его игровою деятельность;
  • обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
  • учет половых различий детей, т.е. учет в равной степени интересов, как девочек, так и мальчиков.

 

Функции развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

Младшая группа

  • познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
  • коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
  • оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
  • творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Старшие группы

  • культурно-коммуникативная – обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;
  • духовно-эмоциональная – подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;
  • спортивно-оздоровительная – приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья;
  • практически-действенная – обогащает практический опыт, дает возможность действовать;
  • опытно-экспериментальная – стимулирует исследовательскую деятельность;
  • художественно-преобразующая – способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;
  • интеллектуально-познавательная – создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.

 

Основные понятия

«Развивающая предметно-пространственная среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Безопасность материалов и оборудования» обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

Насыщенность среды – разнообразие материалов и оборудования, пособий,инвентаря, обеспечивающих двигательную активность, игровую, познавательную, исследовательскую творческую активность, экспериментирование с доступными материалами.

Полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие полифункциональных предметов для использования в разных видах деятельности.

Трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Вариативность среды – наличие различных пространств, материалов, игр, игрушек, оборудования и периодическая сменяемость материала.

Доступность с реды – свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, оборудованию.

«Сертификация» наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

 

Основные понятия

«Игрушки-персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных, ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» -широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

Безопасность материалов и оборудования - обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Вариативностьсреды – наличие различных пространств, материалов, игр, игрушек, оборудования и периодическая сменяемость материала.

Доступность среды – свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, оборудованию.

Детская игра - вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.

Игра с правилами - тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).

Игрушка - предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности.

Насыщенность среды – разнообразие материалов и оборудования, пособий,инвентаря, обеспечивающих двигательную активность, игровую, познавательную, исследовательскую творческую активность, экспериментирование с доступными материалами.

Нормативно-знаковый материал - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Образно-символический материал - так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

Полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие полифункциональных предметов для использования в разных видах деятельности.

Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Продуктивные виды детской деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В.А.).

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. (Новоселова С.Л.).

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. (Новоселова С.Л.).

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (Новоселова С.Л.).

Сюжетная игра - выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра.

Трансформируемость среды, связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Сертификация наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

 

 

Материалы для консультаций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...