Понятие «развивающая среда», принципы ее организации в ДОУ
Среда развития ребенка в детском саду - важный компонент дошкольного образования. В зависимости от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни воспитанников, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, можно определить её развивающий потенциал. Правильно организованная предметная среда во многом определяет как успешность полноценного развития детей, так и реализации программного содержания. Главное предназначение предметной окружающей среды заключается в развитии ребёнка, самореализации в самодеятельности. Не всегда тот материал, который имеется в групповых помещениях, соответствует указанным требованиям и направлен на выполнение социального заказа, представленного действующим Законом РФ «Об образовании» 2004 г., в котором провозглашен приоритет личностного развития воспитанников. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ показал типичную для дошкольных учреждений ситуацию: - Статичность и однообразие материалов характеризуют «красиво оформленные» уголки и правила их использования, удобные для педагога. Например, запрет на перемещение пособий, игр к выбранному ребёнком месту деятельности с полки, где они хранятся. Редкая сменяемость материалов в тематических уголках делает их неинтересными их для ребёнка. - Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности. Необходимость согласования с воспитателем возможности использования материалов, хранящихся в уголке, приводит к тому, что дети в самостоятельной деятельности пользуются материалами, принесёнными из дома. - Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей.
- Предметно - развивающая среда насыщена игрушками и оборудованием для развития сюжетно-ролевых игр. При этом менее благополучно оснащена играми на развитие интеллектуальных, конструктивных и творческих способностей. - В среде недостаточно материалов, направленных на саморазвитие и самореализацию ребёнка в деятельности. Как указывает О.М.Дьяченко, дошкольный возраст, - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т.п. Наглядные модели позволяют ребёнку самостоятельно анализировать ситуацию, осознавать применяемые способы познания - Эстетически мало привлекательности материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулирует интереса детей к их применению в свободной деятельности. В дошкольном возрасте, как известно, источниками положительной мотивации к деятельности - внешние стимулы: новизна, красота, необычность объектов. Именно они способствуют повышению познавательной активности детей, развитию познавательного интереса, обеспечивают востребованность окружающей предметной среды. Критерием качества предметно-развивающей среды является активность и самостоятельность ребёнка. Взаимодействуя с образовательной средой, он становится реальным субъектом деятельности. Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения: 1. Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.
2. Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки, поскольку в литературе она достаточно освещена. Хочется только подчеркнуть, что эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто мы не проектируем воспитательную деятельность, это как бы, само собой разумеется. Однако развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении. 3. Развивающая функция. Почему среда получила такое название? Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С.Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой. Таким образом, среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития. Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные основные функции и ряд других, не менее значимых, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы.
1. Принцип целесообразности и рациональности один из первых и наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду. Расположение всех находящихся в групповом блоке вещей должно быть организовано так, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала другим делать свое дело. это относится к расстановке мебели вообще и столов - в частности. Именно столы создают в группе наполненность пространства и занимают часто большую часть площади. Решение этой проблемы лежит в создании отдельного помещения для столовой там, где такая возможность есть. Там же, где ее нет, нужно решать вопросы, во-первых, о количестве столов (нужно ли их так много, нельзя ли найти способ сокращения их количества?), во-вторых, как более удобно их расположить, чтобы они не претендовали на центральную часть помещения, не бросались в глаза, зрительно и фактически не занимали большое пространство и без того небольшой по площади групповой комнаты. Можно предложить ленточное, П- или Г- образное расположение столов вдоль окон. Принцип рациональности и целесообразности, как и другие принципы, имеет отношение не только к проектированию групповой среды, но и к среде всего дошкольного учреждения. Оформление рекреаций, залов, кабинетов, вестибюлей и других помещений должно следовать этому принципу. Это можно показать на примере создания физкультурных залов. Зал, в соответствии с требованиями Нормативов общей площади помещений детского сада, должен иметь площадь не менее 140 кв.м. И это требование абсолютно справедливо: спортивный, физкультурный залы должны обеспечить простор двигательной деятельности детей, ни в коем случае не создавать ощущения скованности. Если проектируется спортивный зал, он должен соответствовать не только нормативам, о которых говорилось выше, но и отвечать культурно-гигиеническим требованиям. В спортивном зале не должно быть люстр, которые могут осколочно разлететься при ударе мячом и ранить ребенка. Здесь нужны закрытые светильники. В зале лишние и различного рода занавеси на окнах: окна должны быть оборудованы таким образом, чтобы предупредить удары мяча и других метательных снарядов. Это могут быть натянутая сетка или деревянная решетка.
2. Принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу "вижу - действую'' (М.И. Лисина). Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто все. 3. Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельном ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом. Принцип учета возрастных особенностей детей подразумевает выявление отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды. Важно помнить, что в обустройстве игровых уголков в каждой возрастной группе должны быть свои особенности. Так, во 2 мл. группе – широко развёрнутый центр игры, оборудование для «взрослой деятельности» - приготовления еды, стирки, глажения белья и т.д; несколько наборов одинаковых игр (игры рядом). В средней группе у детей ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, обустраивать свой мир, поэтому следует создавать уютные домики, крепости и т.д.
В старшем возрасте оборудование сюжетно-ролевых игр должно быть свёрнуто. Желательно иметь не только стационарную, но мобильную мебель, полифункциональное игровое оборудование. 4. Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка. Предполагает необходимость активизации самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждения их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого следует соблюдать следующие условия: разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка; предоставление свободы исследования; резерв свободного места и времени для разворачивания игр; предоставление каждому ребенку возможности свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению; определение максимального уровня размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка. Среда в дошкольном учреждении должна провоцировать детей на познавательную и двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную деятельность. Активность личности имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием тех влияний, которые выражают потребности самого человека (ребенка). В этом контексте особенно важны основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям предметно-развивающая среда: возможность удовлетворения (и развития) физиологических потребностей; потребности в безопасности; потребностей в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в игре, значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности и др. Сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «Интерактивная среда». Термин «интерактивность» происходит от англ. cлова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый-ребёнок (дети); ребенок – ребёнок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Как известно, сверстниковые формы сотрудничества в познавательно-игровой деятельности обеспечивают повышение познавательной активности и самостоятельности детей. Следовательно, игровой материал должен быть подобран таким образом, чтобы ребёнок имел возможность играть как самостоятельно, так и в группе сверстников. При создании интерактивной предметной среды необходимо наличие автодидактических игрушек и игровых пособий, содержащих механизмы программированного контроля и оценки действий. Такими функциями обладают комплекты карточек «Логико-Малыш» по основным направлениям обучения и развития ребёнка-дошкольника. Условно всё предметное содержание можно разделить на три группы: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться в организованных формах взаимодействия со взрослым); «вчера» (материал, исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем). Таким образом, грамотно созданная интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребёнка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития его деятельности. Основными направлениями при проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых. При этом необходимо выделять её следующие основные составляющие: - пространство; - время; - предметное окружение Проектирование среды с использованием данных составляющих позволяет педагогу обеспечить педагогически целесообразные условия жизнедеятельности ребёнка в группе. При организации предметной среды в групповых помещениях воспитателем необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что решение программных образовательных задач должно осуществляться не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. С этой целью должна прослеживаться связь с содержанием непосредственно образовательной деятельности, организованной в форме совместной партнёрской деятельности с деятельностью самостоятельной, где дети имеют возможность закрепить полученную информацию, средства и способы познания, преобразования окружающей предметной среды. При оборудовании разнообразных уголков необходимо учитывать гендерную специфику развития детей дошкольного возраста. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с ориентацией на поддержание их интересов. Материалы и пособия, предназначенные детям, должны быть доступны, функциональны, должны обеспечивать необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития. Это важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности дошкольников. Таким образом, педагогически целесообразное создание в образовательном учреждении предметно-развивающей среды не только создаёт комфортные условия для жизнедеятельности, но и стимулирует развитие личности ребёнка, способствует активизации познавательной деятельности, обеспечивает осмысление ребёнком своих возможностей и возможных преобразований в предметном мире, в самом себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|