Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности очной ставки




Очная ставка - это попеременный допрос двух лиц в присутствии друг друга, ранее допрашиваемых по одному делу или по одному и тому же факту, в показаниях которых имеются существенные противоречия.

Основная цель ее - устранить противоречие в показаниях опрошенных лиц и остановить, какое же является из них правильным.

В отличие от обычного допроса когда следователь имеет дело с одним допрашиваемым, на очной ставке происходит взаимодействие трех участников.

Основная сложность этого следственного действия состоит в том, что на очной ставке сходятся лица, в показаниях которых имеются существенные противоречия, в связи с чем она чаще всего представляет конфликтную ситуацию. Следует опять учитывать то, что противоречия могут порождать лживость одного из допрошенных.

Существенную роль при проведении очной ставки играет манера вести себя допрашиваемых и такие вспомогательные средства общения между ними, как интонация, мимика, жестикуляция. Они дают возможность получаемую информацию уяснить более свободно и позволяют опытному следователю читать подтекст речи. Наблюдая за поведением участников ставки, следователь должен определить, кто более честен и искренен и, в зависимости от этого, откорректировать свои собственные действия.

Однако, нельзя предвзято относиться к объяснениям и доводам одного и принимать открыто достоверность показаний другого. Недопустима демонстрация своего понимания событий, подгонка показания допрашиваемых под выдвинутую версию.

Нужно помнить, что на результаты очной ставки во многом влияет характер прошлых отношений между ее участниками. Поэтому, следователь для правильной ориентации, особенно если он еще не уверен в правдивости или лживости показаний, в случае, когда очные ставки с несколькими лицами являются средством обличения обвиняемого или лжесвидетеля должен проводить их непосредственно одну за другой. Этим достигается то, что допрашиваемый, давший ложные показания, в конце концов убеждается в бесполезности запирательства.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что допрос как процесс взаимодействия характеризуется двумя противоположными сторонами:

- психологической борьбой и психологическим контактом;

- следователь должен обладать такими психологическими качествами, которые создали бы при допросе возможность контакта с допрашиваемым и оградили бы его от профессиональной деформации. К числу таких качеств относятся: общительность, эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, умение разговаривать с людьми;

- очная ставка - это попеременный допрос двухлиц в присутствии друг друга, ранее допрашиваемых по одному и тому же факту, в показаниях которых имеются существенные противоречия.

 

Предъявление для опознания

В процессе расследования различных категорий уголовных дел ведется опознавание, предметов, трупов и других объектов.

Под предъявлением для опознания понижают следственное действие, состоящее в предъявлении опознающему (свидетелю, потерпевшему, подозреваемое) какого-либо предмета, лица или иного объекта с те», чтобы он (опознающий) мог установить тождество, paзличие или сходство с объектом, интересующим следствие, который ранее наблюдался им при определенных обстоятельствах.

Опознание основывается на мысленном сравнении объекта в целом или его признаков, воспринятых опознающим ранее, с объектом или признаками тех объектов, которые предъявляются ему в ходе следственною действия

В зависимости от времени и условий наблюдения, памяти опознающего он может прийти к выводу, умозаключению о тождестве сравниваемых объектов в момент его восприятия в связи с преступным событием.

Знание и учет этих факторов обеспечивает принятие правильного решения о проведении опознания и оценке его результата, поскольку в тобой конкретной ситуации зрительного или слухового восприятия объекта всегда имеются обстоятельства, придающие ей определенность с точки зрения суждения о том, возможно ли было воспринять объект в этой ситуации конкретным лицом.

Объективные неблагоприятные факторы, снижающие полноту восприятия - это, например, значительное расстояние от наблюдателя до объема, кратковременность восприятия, одновременное действие побочных раздражителей и некоторые другие неблагоприятные обстоятельства.

К объективным факторам следует отнести также и кратковременность восприятия (большая скорость движения, быстротечность события и т.д.) которая сказывается равным образом на полноте обнаружения частных признаков объектов наблюдаемых впервые — фиксируются хорошо заметные броские признаки (особые приметы), а также признаки групповой принадлежности, наиболee легко выделяемые. Но хорошо известные объекты узнаются и при малой дозе времени.

К другим неблагоприятным факторам восприятия следует отнести некоторые погодные условия (туман, дождь, сильный ветер, пургу и т.п.) плохую освещенность (сумерки слабый источник света и др.) и особые температурные условия (зной, жару, мороз), ограничивающие физические возможности органов чувств и активность восприятия.

Субъективные факторы, влияющие на полноту восприятия - это прежде всего, индивидуальные психологические качества личности, а также состояния человека обусловленные наличной или предшествующей восприятию ситуации В этом отношении человека характеризует возраст наличие профессиональных или иных специальных знании об объектах восприятия того же рода, расстройства ощущений, а также некоторые состояния сосредоточенность внимания (или рассеянность), установка на восприятие, эмоциональное возбуждение в момент восприятия, утомление, алкогольное опьянение и др.

Нельзя так же забывать и то, что в большинстве случаев событие преступления оказывает существенное воздействие на эмоциональную сферу его очевидца. Особенно это относится к потерпевшим. Чувство гнева, страха, стыда и т. п. далеко не всегда способствует объективности восприятия.

Значительную роль в определении полноты восприятия играет направленность внимания, которая определяется интересом к воспринимаемому.

Большое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность.

Полнота и правильность восприятия зависят и от физическою состояния лица (недомогание, боль).

Степень восприятия во многом зависит от таких субъективных факторов как склонность к фантазии, лживости, невнимательности и т.п.

Возраст наблюдателя указывает на наличие (либо отсутствие) у него жизненного опыта и практики, общих знаний, для того, чтобы не только правильно и быстро воспринимать, но и осмыслить наблюдаемое.

В этом отношении малонадежны малолетние наблюдатели - восприятие у них поверхностное, а склонность к фантазированию нередко побуждает примысливать не воспринятые детали (признаки) объекта при его описании.

Важнейшим условием всякой деятельности человека, любого психического процесса является – внимание.

Следует иметь ввиду, что направленность и сосредоточенность внимания могут быть связаны с волевым актом человека, что обеспечивает высокую активность восприятия (произвольное внимание, организованная направленность сознания на объект или явление), меньшая активность восприятия сопутствует непроизвольному вниманию, направленности сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей.

Нельзя забывать, что свойства внимания у разных людей неодинаковы. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Концентрация внимания - не степень сосредоточенности сознания на объектах. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнить несколько действий или вести наблюдение зa несколькими объектами, процессами.

Качество внимания (устойчивость объем распределение) у разных людей неодинаковы. При утомлении понижается способность к концентрации и переключению внимания, что сражается на активности восприятия. При переутомлении даже на сильные раздражители реакции замедлены и вялы и нередко не увязываются с действительной обстановкой, восприятие окружения обеднено, осмысление воспринятою затрудняется, поскольку ослабляется связь с прошлым опытом и способность к самоанализу.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании с тем, чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Актуальной представляется психологическая классификация опознания по органам чувств, которые принимают в нем участие, а также по типам навания.

Наибольшее распространение в следственной практике получило опознание зрительного образа, которое можно разделить на два типа - синтетическое и аналитическое.

При синтетическом опознании вывод опознающим делается путем общего восприятия объекта, минуя сознательно проведенную стадию анализа признаков. Как это ни странно на первый взгляд, но синтетическое опознание чаще всего проводится при опознании наиболее знакомых объектов, что тем не менее, не мешает твердому и правильному опозданию.

Аналитическое опознание осуществляется путем мысленного нахождения и выделения на объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в общий образ, в результате чего и делается вывод о сходстве или различии объектов.

Говоря о типах узнавания, следует иметь в виду, что отдельные люди, особенно при опознании живых лиц, дают собирательные социальные характеристики внешности, обусловленные их личными впечатлениями и представлениями.

Нельзя забывать о житейских представлениях и эталонах. Например лиц с квадратным подбородком относят к волевым, с большим лбом - к умным, толстых - к добродушным, людей ниже среднею роста - к властолюбцам.

Положительные результаты при опознании могут быть достигнуты в том случае, если опознающий не только искренне желает осуществить мыслительные процессы, необходимые для этого следственного действия, но и сделает это правильно и активно. По этой причине, кроме получения согласия опознающего на участие в этом следственном действии, перед началом опознания всегда необходимо провести соответствующую психологическую подготовку.

Она необходима для

 

1 Концентрации внимания на предстоящем действии;

 

2 Создания у опознающего соответствующего психологическою состояния для осуществления предстоящей деятельности;

 

3 Активизации и оживления имеющейся в наличии мысленной модели объекта;

 

4 Активизации познавательных процессов лица при изучении предъявляемых объектов и их сравнения с мысленной моделью;

 

5 Усиления волевых качеств личности необходимых для принятия решения по результатам опознания.

Последнее особенно важно в тех случаях, когда есть основания предполагать, что лицо побоится сообщить, кого оно опознало из-за опасения мести, поддавшись запугиванию.

Опознание не только мыслительный, но и волевой процесс, поэтому следователь заранее должен направлять и активизировать как мыслительную деятельность опознающего, так и его волевые усилия.

Обстановка, условия опознания иногда оказывают отрицательное, эмоциональное воздействие на опознающего, что может привести к снижению его психической активности при выполнении своей функции. Поэтому психологическая подготовка может включить в себя разрешение следователем связанных с такими случаями задач. Тогда его действия направляются на изменение возможных нежелательных условий опознания (когда это позволяет сама сущность действия и конкретные обстоятельства) или на проведение предварительных бесед с опознающим с целью подготовки его к предстоящей обстановке, чтобы предельно снизить предполагаемое отрицательное воздействие.

Если человек никогда не был в морге, то опознание им трупа (без предварительного удаления других трупов, предупреждения осторожной подготовки к ожидаемым условиям предъявления объекта) может быть сильно осложнено. Подготовка может состоять в сообщении участнику предстоящей последовательности выполнения им своих функций. Так, перед опознанием особо обращается внимание участника на необходимость мысленно предельно активизировать в своей памяти образ ранее наблюдавшегося объекта, тщательно воспринимать объекты, предъявленные в натуре, провести анализ и синтез их элементов и деталей.

Психологическая подготовка, иногда, включает определенные элемента обучения приемам анализа и синтеза предъявляемых объектов. Так, перед опознанием целесообразно активизировать способности опознающего по концентрации внимания на отдельных элементах внешности, деталях лица.

Процесс опознания, после того как произведена соответствующая подготовка, происходит следующим образом:

- опознающий воспринимает предъявленные ему объекты,

- - сравнивает их с мысленным образом объекта, воспринятого раньше,

- приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии Следовательно, существо предъявления для опознания составляет психологический процесс узнавания.

Поскольку узнавание может иметь различную точность - от установления сходства до отождествления, следователь должен выяснить в каком виде отражается опознание в установлении сходства или тождества. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только заявлением об опознании.

Таким образом, результатом предъявления для опознания может быть отождествление (указание единичного конкретного объекта), установление сходства (отнесение объекта к общей группе'), неузнавание.

Например, отождествление будет иметь место тогда, когда опознающий сопоставляя предъявленных ему граждан с мысленным образом человека, которого он видел раньше и должен опознать, заявить, что опознает одного из предъявленных по каким-то отличительным признакам как того же самого, которого видел раньше.

Если же опознающий заявит что опознаваемый похож на того человека которого он видел раньше, но наряду с некоторыми охотными приметами он находит и отдельные различия, а поэтому не может утвердить, что это тот же самый человек, такое познание следует считать усыновлением групповой принадлежности.

Рассматривая закономерности, которым подчинен процесс идентификации следует отметить, что идентифицируемым объектом будет тот единичный конкретный объект который должен обладать ярко выраженной индивидуальностью и относительно устойчивыми опознавательными признаками.

Мыслительный образ является идеальным отражением действительности. Поэтому его исследование представляет значительные трудности и осуществляется, главным образом, на основе показаний о содержании этого образа.

Отсюда, в следственной и судебной практике допускается еще сравнительно много ошибок, связанных с неправильной оценкой опознания, когда опознающий добросовестно заблуждается либо дает заведомо ложные показания.

Наличие ошибок при опознании в процессе расследования и узнавания вообще заставляется критически подходить к оценке результатов предъявления для опознания.

В этой связи очень важно соблюдать все формальные требования процессуального закона и правила криминалистической практики, максимально гарантирующие достоверность порученных результатов предъявления для опознания. Ведь опознание в уголовном процессе это не просто акт узнавания, а узнавание, осуществляемое в рамках, установленных процессуальным законом.

Какое-либо отступление от установленной процессуальной формы, ведущее к ослаблению гарантий достоверности полученных результатов, недопустимо. Поэтому нельзя соглашайся с некоторыми рекомендованными техническими приемами, которые coгласуются только с психологией, но не с процессуальным законом.

 

Следственный эксперимент

Расследование преступлений представляет собой настолько сложный процесс познания, что при его осуществлении необходимо применяв различные его методы, используемые человеком в практической деятельности Все более широкое применение при расследовании находит метод эксперимента, проведение опытов, при помощи которых следователь убеждается в наличии или отсутствии самих факторов как в прошлом, так и в настоящем.

Обычно, следственный эксперимент определяют как воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий.

Вообще, воспроизведение обстановки прошлого события надо понимать условно, т.к. на самом деле нельзя точно, полно воспроизвести ту же самую обстановку и те же самые обстоятельств события которые уже завершились.

Проведение следственного эксперимента требует тщательной к нему подготовки.

1. При подготовке к проведению следственного эксперимента следователь определяет весь круг мысленных задач, которые в ходе эксперимента необходимо будет разрешить.

Только заранее определив весь круг мыслительных задач, следователь может не упустить ничего из той информации, которая будет поступать к нему в ходе следственного эксперимента.

Одним из непременных условий подготовки следственного эксперимента является построение мысленной динамической модели всего хода предстоящею действия.

Эта обращенная в будущее модель, должна помогать следователю мысленно восстановить:

а) обстановку будущего действия,

б) место расположения объектов и участников:

в) поведение всех участников предстоящего следственного эксперимента;

г) собственные действия и поведение.

Такое мысленное построение предстоящего следственного действия дает возможность заранее предвидеть все возможные ситуации и заранее продумать изменение своего поведения в зависимости от различных учитываемых компонентов, проводить прогнозирование предстоящего действия.

2. В процессе подготовки следственного эксперимента необходимо изучить психические качества каждого из участников, привлеченного к проведению опытных действий. Это дает возможность предвидеть и объективно оценить их реакцию на ту или иную информацию, полученную при производстве эксперимента, и как будут выполняться те или иные действия.

С учетом всего этого, уже можно будет заранее внести предполагаемое направление действий в план проведения предстоящего следственного эксперимента.

В процессе построения его мысленных моделей следователь поочередно решает вопросы:

а) Какие психические процессы у различных участников должны реализоваться в ходе его проведения?

б) Какие внешние условия будут способствовать нормальному протеканию необходимых психических процессов?

в) Какие внешние условия могут помешать выявлению необходимых психических процессов?

г) Какие психические состояния участников положительно, а какие отрицательно влияют на ход и результаты следственного эксперимента?

Все это должно быть учтено для того, чтобы обстановка предстоящего следственного эксперимента обеспечила надлежащее протекание психических процессов у участников, чтобы предельно было ослаблено действие факторов, вредно влияющих на протекание этих процессов. Уже на этой основе решаемся вопрос о направленности и необходимости психической установки отдельных участников предстоящего следственного эксперимента.

3. Успешная подготовка к эксперименту требует от следователя значительных организаторских способностей. Он должен одновременно руководить значительной группой людей (специалистов, конвоя, понятых и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.

Поэтому следователь, дознаватель должны психологически подготовить себя к этому столь сложному следственному действию.

Проведение следственного эксперимента характерно тем, что на определенном участке, где происходило преступное событие вновь воспроизводится его модель. Восприятие этой мысленной модели, всех ее элементов, всей динамики развития события здесь обеспечивается тем, что многие элементы, основные контуры события можно не только мысленно восстановить вообразить по устному рассказу, а воспроизвести в действительности.

Эксперимент существенно обогащает возможности следователя по более полному, правильному воспроизведению мысленной модели события, облегчает процесс ею познания Исследуемое событие конечно, не может быть восстановлено полностью, т к определенная часть объектов отсутствует, не всегда имеется возможность восстановить и воспроизвести динамику события.

В соответствии с этим, модель события может быть воссоздана только частично и в определенной своей части всегда дополняется словесным пояснением лица, проводившего опытные действия о нахождении отсутствующих в настоящее время на месте объектов, а отсюда и действий, которые в настоящее время по этим причинам не могут производиться.

Присутствие на месте, где произошло преступление, в ряде случаев приводит к тому, что человек, который в той или иной степени имел к нему отношение, как бы вновь начинает переживать все особенности события. Его эмоциональные переживания иногда бывают настолько сильными, что это может привести к невозможности дальнейшего осуществления следственного эксперимента. Деятельность следователя должна быть направлена на то, чтобы предупредить, прекратить развитие подобного состояния, если это будет мешать реализации следственного действия, активизации мыслительных процессов участников.

В это же время, нужно помнить о том, что переживания вызванные присутствием на месте прошлого события, в ряде случаев позволяют вспомнить такие факты, которые до этого участником события не указывались.

Возбуждение идентичного эмоционального состояния в подобных случаях способствуют оживлению процесса вспоминания.

Действия следователя должны быть направлены только на облегчение мыслительных процессов, осуществляемых данными участниками.

Для облегчения процесса вспоминания следователь может предложить вернуться к определенной исходной точке, посоветовать вновь внимательно, не спеша, не волнуясь, рассмотреть определенные ориентиры, объекты, детали на них и т.п.

Деятельность следователя заключаются и в постоянном, тщательном наблюдении за участниками процесса за малейшими изменениями их психологического состояния. Данное следственное действие требует особого такта со стороны следователя и соответствующей подготовки им в данном направлении всех друг их участников следственного эксперимента.

Особенности мыслительных процессов лица, осуществляющего опытные действия, определяются его первоначальными целями вступления в психические отношения со следователем. Между следователем и данным участником должны складываться отношения сотрудничества, по крайней мере, для достижения целей этого следственного действия.

Отношения сотрудничества могут быть истинными (когда человек искренне стремится добиться определенного результата), а могут быть и мнимыми. Последнее имеет место в тех случаях, когда участник эксперимента дает согласие на производство определенных действии, а в действительности его цель состоит в том, чтобы ввести следователя в заблуждение таким образом, выраженное согласие подтверждает якобы имеющееся единство целей, что требуется для проведения следственного действия, а в действительности такого единства целей нет. Для своевременного разоблачения подобных попыток, своевременного выявления подобных изменений цели лица, производящего опытные действия, надо все время внимательно следить за его поведением. Это поможет следователю выявить появившееся изменение в отношении лица, производящего опытные действия, к данному следственному действию, принять соответствующие меры для управления этим состоянием.

Для того, чтобы сам ход производства следственного эксперимента, полученные при этом результаты могли занять место среди других материалов уголовного дела, они должны быть процессуально зафиксированы.

Специфической особенностью стадии фиксации хода и результатов следственного эксперимента является то, что излагается как бы результат совокупного восприятия следователем и остальными участвующими в эксперименте лицами.

Наиболее полное участие в эксперименте других лиц в процессе фиксации является гарантией объективного закрепления всех фактов, действий, событий.

Деятельность следователя при словесном оформлении хода следственного действия, всей установленной информации существенно усложнена тем, что в процессе фиксации следователь всегда оживляет мысленно сохранившееся восприятие хода следственного действия и одновременно проводит мыслительную деятельность по анализу, синтезу отдельных обстоятельств, действует с учетом уже имеющегося у него представления о модели прошлого преступного события.

Это может повлечь за собой и определенные невольные искажения в словесном изложении хода результатов следственного действия. Именно по этой причине целесообразно активное участие в фиксации хода результатов следственного эксперимента и других лиц.

Библиография

- Васильев Л.В. Юридическая психология. – М., 1991

- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995

- Сергеев А.И., Петуховский А.А. Задержание и допрос подозреваемых. – М., 1989

- Гаврилов Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях. –М., 1983

- Антонян Ю.М., Еникеев М.И, Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...