Базовые понятия и термины банковских систем
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Информационные системы в банковском деле
Конспект лекций
Дисциплина – «Информационные системы в банковском деле»
Специальности – 351400 «Прикладная информатика» 060400 «Финансы и кредит»
Печатается по решению учебно-методического Совета факультета
Орел 2005 заведующий кафедрой информационных систем И.С. Константинов
Рецензент: доцент кафедры информационных систем А.П. Гордиенко
В конспекте лекций изложены основы построения автоматизированных информационных систем для применения в банковском деле. Теоретические материалы предназначены для студентов, обучающихся по специальностям: 351400 «Прикладная информатика», 060400 «Финансы и кредит».
Редактор Г.А. Константинова Технический редактор Д.А. Иванов
Автономная некоммерческая организация «ОрелГТУ-РЦФИО»
Подписано к печати 25.02.05. Формат 60´84 1/16 Печать офсетная Усл.печ. л. 3,5. Тираж 60 экз. Заказ № 09/04М Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфической базе ОрелГТУ, 302030, г. Орел, ул. Московская, 65
Ó ОрелГТУ, 2005 Ó АНО «ОрелГТУ-РЦФИО», 2005 Ó Ерёменко В.Т., Константинов И.С.,2005
Введение. 4 1 Базовые понятия и термины банковских систем. 13 1.1 Банковская система России и банковские операции. 14 1.2 Операционная техника в банках. 19 1.3 Учет в банках. 21 1.4 Требования к банковским компьютерным системам. 24 1.5 Фирмы-разработчики систем компьютеризации учетно-операционной деятельности банка. 26 1.6 Технические компоненты учетно-операционной составляющей АБС 27 1.7 Программные компоненты учетно-операционной составляющей АБС 29
1.8 Информационные компоненты учетно-операционной составляющей АБС 33 2 Введение в автоматизацию банковской деятельности. 39 2.1 Специфика организации банковского дела в России. 39 2.2 Системы автоматизации банковской деятельности за рубежом 42 2.3 Развитие АБС в России. 44 3 Автоматизированная банковская система. Основные тенденции развития 48 3.1 Принципы создания и функционирования автоматизированных банковских технологий. 48 3.2 Инфраструктура АБС. 49 3.3 Анализ практического опыта создания и эксплуатации АБС.. 50 3.4 Многоуровневая функциональная модель работы банка. 51 4 Обеспечение автоматизированных банковских систем. 54 4.1 Жизненный цикл и стадии создания АБС.. 54 4.2 Информационное обеспечение. 55 4.3 Техническое оснащение решения банковских задач. 58 4.4 Программное обеспечение АБС.. 62 5 Автоматизированная технология решения задач «операционный день банка» 65 5.1. Назначение и условия применения программно-технологического комплекса ОДБ. 65 5.2 Проблемы внедрения систем электронного документооборота. 70 6 АБС на основе технологии Intranet 78 6.1 Проблемы внедрения АБС.. 78 6.2 Анализ технических решений. 79 7.1 Основные функции системы «Клиент-банк». 86 7.2 Функциональная структура системы клиент-банк. 87 7.3 Ввод и редактирование платежных документов. 90 7.4 Реализация технологии системы «Клиент-банк». 90 8 Автоматизированная система анализа, прогноза и контроля банковского комплекса "РАБИС". 92 8.1 Требования к аналитическим системам. 94 8.2 Возможности системы анализа и прогноза. 95 9 Международная система всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций SWIFT. 98 9.1 Виды услуг, предоставляемые системой SWIFT. 99 9.2 Стандартизация типов сообщений. 100 9.3 Архитектура сети. 100 9.4 Преимущества и недостатки системы SWIFT. 103
10 Возможности Интернет для рынка банковских услуг. 106 10.1 Экономические причины использования Интернет в банковском деле 106 10.2 Транзакционные услуги. 111 10.3 Изменение способа дистрибуции банковских услуг. 115 10.4 Системы "Интернет-клиент-банк", как альтератива системам "клиент-банк" 117 11 Концепция комплексной защиты банковских объектов. 121 11.1 Банк как объект защиты, его структура. 122 11.2 Основные виды угроз деятельности банковского объекта. 123 11.3 Объективные и субъективные угрозы.. 124 11.4 Главные функции системы комплексной защиты.. 126 11.5 Основные принципы построения системы защиты.. 129 11.6 Средства и методы, используемые в системах защиты банковских объектов 131 Список рекомендуемой литературы.. 136
Введение Информационные системы и технологии и их значение для банковского бизнеса Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств. Современные сферы деятельности все больше нуждаются в соответствующем информационном обслуживании. Происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Циркулирует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной для потребителя. Существует проблема отбора качественной и достоверной информации. Общество создает экономические, политические, социальные барьеры, препятствующие распространению информации. В мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха – в умении извлекать информацию из разных источников (из периодической печати, электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Информатизация характеризуется возрастанием объема и роли информации и широким использованием технических средств для производства, переработки, хранения, распределения и использования информации. Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Как и при использовании традиционных ресурсов и продуктов, важно знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг. Развитие рыночных отношений в информационной деятельности обострило проблему защиты информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав. Приняты Законы: "Об информации, информатизации и защите информации"; "Об авторском праве и смежных правах"; "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". В Уголовный кодекс включена глава о компьютерных преступлениях. Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения. Одна из ее главных задач, как фундаментальной науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны.
Под системой понимают "множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство" [БСЭ М., 1976, т.23, с.1376]. Системный подход применим к любому объекту, рассматриваемому одновременно и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, служат технической базой и инструментом для информационных систем. Т.е. современная информационная система – человеко-компьютерная. Структура информационной системы – это взаимосвязанная совокупность ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами. Среди них обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение. Информационное обеспечение – совокупность единой классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. Структурированная (формализуемая) задача – в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В такой задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Использование информационной системы для решения структурированных задач обеспечивает полную автоматизацию их решения.
Неструктурированная (неформализуемая) задача – в которой невозможно выделить элементы и установить связи между ними. Решение этих задач связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком на основе своего опыта (из эвристических соображений) и косвенной информации из разных источников. На практике сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. В большинстве задач известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который играет определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек. ИС классифицируются по различным основаниям. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида: · создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию); · разрабатывающие возможные альтернативы решения. Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Информационные системы, разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными или экспертными. Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Информационные системы специалистов помогают в работе с данными, повышают продуктивность и производительность работы. Задача подобных ИС – интеграция новых сведений и помощь в обработке документов. По функциональному назначению для различных категорий специалистов выделяют: ИС офисной автоматизации; ИС менеджеров среднего звена; управленческие ИС; ИС поддержки принятия решений. ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации. Основная цель – обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. ИС офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией, коммуникации и т.п. ИС менеджеров среднего звена – для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: "что будет, если...?" На этом уровне выделяют два типа ИС: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений. Управленческие ИС имеют небольшие аналитические возможности. Они полезны для ежедневной (еженедельной и т.д.) информации о состоянии дел и периодического составления сводных типовых отчетов. Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Эти системы полезны всем, кто принимает решения. По характеру использования информации различают информационно-поисковые и информационно-решающие системы. Информационно-поисковые системы вводят, систематизируют, хранят, выдают информацию по запросам пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них проводят классификацию по степени воздействия выработанной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие. Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, для них характерна обработка знаний, а не данных. Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, т.е. процессы. Под процессом понимают определенную последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной стратегией и реализуется совокупностью различных средств и методов. Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества (информационного продукта). Современный этап развития информационной технологии характеризуется внедрением персональных компьютеров и применением телекоммуникационных средств связи. Принципы компьютерной информационной технологии: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интеграция (стыковка, взаимосвязь) программных средств; гибкость изменения задач и данных. Технологический процесс переработки информации представляется в виде иерархической структуры. Его уровни (снизу вверх): элементарные манипуляции; действия; операции; этапы. Освоение информационной технологии и ее использование сводятся к следующему. Нужно сначала овладеть набором элементарных манипуляций, число которых ограничено. Из их различных комбинаций составляются действия, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии. Информационные технологии классифицируются по типам ИС. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций. Основные компоненты: сбор, обработка, хранение данных, создание отчетов (документов). Обработка данных включает типовые операции: классификация или группировка; сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей; вычисления, включающие математические и логические операции; укрупнение (агрегирование), служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений. Информационная технология управления ориентирована на работу при худшей структурированности решаемых задач. Информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. Решаются следующие задачи: оценка планируемого состояния объекта управления; оценка отклонений от планируемого состояния; выявление причин отклонений; анализ возможных решений и действий. Информационная технология автоматизированного офиса – для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Основные компоненты: текстовый и табличный процессоры, электронная почта и т.п. Информационная технология поддержки принятия решений организует взаимодействие человека и компьютера. Выработка решений происходит в результате циклического процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. Ее отличительные характеристики: · ориентация на решение плохо структурированных (слабо формализованных) задач; · сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математического моделирования; · направленность на непрофессионального пользователя; · высокая адаптивность – приспосабливаемость к особенностям используемого технического и программного обеспечения, требованиям пользователя. В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом (взаимодействием между пользователем и компьютером). Существует множество типов моделей и способов их классификации: по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п. По цели использования модели подразделяются на: · оптимизационные · описательные, описывающие поведение соответствующей системы. · По способу оценки модели классифицируются на: · детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных · стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, когда исходные данные заданы вероятностными характеристиками. Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, они менее дорогие, их легче строить и использовать, с их помощью получается достаточная информация для принятия решения. По области возможных приложений модели разделяются на: · специализированные, используемые только одной системой, · универсальные – для использования несколькими системами. Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью. Система управления интерфейсом во многом определяет эффективность и гибкость информационной технологии. Интерфейс характеризует: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя. Язык пользователя – это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры, "мыши" и т.п. Наиболее прост язык пользователя в форме входных и выходных документов. Выведя на экран входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы. Значительно возрастает популярность визуального интерфейса. С помощью манипулятора "мышь" пользователь выбирает представленные ему в форме картинок на экране объекты и команды, реализуя таким образом свои действия. Ожидается появление систем поддержки принятия решений, использующих речевой ввод информации. Язык сообщений – это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важный показатель эффективности используемого интерфейса – форма диалога между пользователем и системой. Распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемых решений имеет свои достоинства и недостатки. Знания пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером. Наибольший прогресс среди компьютерных ИС отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым вопросам, о которых этими системами накоплены знания. Основные компоненты информационной технологии, используемой в экспертной системе: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы. Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются и существенные различия. Решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Другое отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии – знаний. Банки – самые «высокодокументированные» учреждения, их информационные потоки не просто сопровождают бизнес-процессы, а, по сути, являются бизнес-процессами, а поток документов для них практически равнозначен денежному потоку. Подходы к организации банковского документооборота могут быть разными. Наиболее распространено построение документооборота на основе автоматизированных банковских систем (АБС) последних поколений. При этом сразу обходится вопрос их интеграции с учетной системой. Но здесь возникает ряд серьезных проблем: · традиционные системы документооборота плохо приспособлены для обработки финансовых документов, составляющих жизнь банка; · места интеграции АБС и систем ЭДО с платежными системами являются особо уязвимыми с точки зрения безопасности; · распространенные решения на основе корпоративной почты слабо интегрируются с другими информационными системами и не поддаются настройке маршрутов движения документов. Наиболее полное избавление от всех проблем документооборота сулит решение класса workflow. Но за него стоит браться лишь в случае существования множества информационных систем или их смены, так как с организационной точки зрения это самый тяжелый путь, а с финансовой – самый затратный по времени и деньгам. Кроме того, внедрению должна предшествовать унификация бизнес-процессов. На сегодняшний день немного найдется информационных систем, сопоставимых по масштабам с системой Банка России, где применение самых современных технологий обязывает сохранять баланс и в отношении организации документооборота. В 90 организациях Центробанка электронный документооборот сочетается с традиционным, при этом, для доведения распоряжений руководства до сотрудников используются исключительно электронные документы, с автоматической регистрацией в системе ЭДО. Настоящий конспект лекций представляет собой попытку отразить изменения, требующие от банков расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества, а также автоматизации бизнес-процессов. С тем чтобы соответствовать диктуемым рынком условиям, банкам приходится действовать более активно и проявлять гибкость, одновременно стараясь максимально уменьшить свои затраты. В стремлении обеспечить желаемые темпы роста и поддерживать необходимый объем услуг банки ориентируются на высокотехнологичные решения, которые позволяют адекватно и эффективно управлять бизнес-процессами. Последние несколько лет серьезно изменили суть финансового бизнеса России. Эксперты считают, что именно в эти годы произошла переориентация финансовых институтов с обслуживания интересов владельцев или дружественных структур на массовый рынок. Банки также «дозрели» до массового рынка. Один из признаков растущего рынка розничных банковских услуг – бум на рынке платежных карт: сейчас в обороте находится не менее 12 млн. в основном дебетовых карточек. Другой – всплеск интереса к потребительскому кредитованию. Также отмечаются довольно высокие темпы роста директ-банкинга – доступа к средствам клиента при помощи мобильных устройств и Интернета. Банки уже успели ощутить давление конкурентов с Запада. Райффазенбанк и Ситибанк играют вполне весомую роль на московском рынке, всего же в России на розничном рынке работают пока лишь семь иностранных банков. Но массовый приход «варягов» еще впереди: в Болгарии работают 58 иностранных банков, в Польше – 69, а в Чешской республике – 90.
Базовые понятия и термины банковских систем АВИЗО – в банковской, коммерческой практике – официальное извещение об исполнении расчетной операции. Направляется одним контрагентом другому. Банки уведомляют с помощью АВИЗО своих клиентов о дебетовых и кредитовых записях по счетам, об остатке средств на счете, о выплате переводов, выставлении чека, открытии аккредитива и прочее. АВИЗО оформляется на специальных бланках, где указываются его номер, дата, характер совершаемой операции, сумма и номер счета, наименование отправителя и адресата и другие данные. В качестве АВИЗО могут служить и копии платежных поручений, мемориальных ордеров и прочих расчетных и бухгалтерских документов. По способу отсылки АВИЗО делятся на почтовые и телеграфные. Порядок их отсылки обуславливается корреспондентскими и прочими межбанковскими соглашениями или договором с клиентурой. БЕНЕФЕЦИАР – в трастовых операциях – лицо, в пользу которого осуществляется доверительное управление его имуществом. фр.Benefice – прибыль, польза. ДИСПЕНСЕР – автомат, предназначенный для выдачи наличных денег. Получение денег возможно либо по команде оператора, либо самостоятельно клиентом по пластиковой карточке. ИНДОССАМЕНТ –передаточная надпись, совершаемая на векселях, чеках, коносаментах и других ценных бумагах; надпись с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований. ИНДОССАМЕНТ должен быть ничем не обусловлен и подписан совершившим его лицом (индоссантом). ИНДОССАМЕНТ не может быть частичным, он переносит на приобретателя все содержащиеся в данном документе права. ИНДОССАМЕНТ бывает именным или ордерным, т. е. с указанием лица, которому передается документ, и бланковым (предъявительским), когда он состоит только из подписи индоссанта. Лицо, которому передаются вексель, чек или другая ценная бумага по именному ИНДОССАМЕНТУ, может в свою очередь передать соответствующий документ путем именного или бланкового ИНДОССАМЕНТА. При наличии бланкового ИНДОССАМЕНТА дальнейшая передача может осуществляться без оформления передаточной надписи путем простой фактической передачи, и любой предъявитель предполагается его законным держателем. Вексельный и чековый ИНДОССАМЕНТ возлагает на индоссанта ответственность за платеж по соответствующему документу. Это означает, что при неоплате векселя или чека лицом, обязанным произвести платеж, законный держатель вправе предъявить требование к каждому из инкассантов как к солидарным должникам. Indossament лат. In – на + dorsum – спина. КОНОСАМЕНТ – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения. В коносаменте указываются: · наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном); · наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя; · место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент); · наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза; · количество мест и/или масса и/или объем груза; · данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах; · количество составленных экземпляров коносамента; · подпись капитана или иного представителя перевозчика. ТРАНСФЕРАБЕЛЬНЫЙ АККРЕДИТИВ – переводной аккредитив – особая, переводная форма документарного аккредитива, открытого в пользу торгового посредника (первого бенефициара). Переводная форма дает возможность торговому посреднику обратиться в исполняющий банк с просьбой перевести весь аккредитив или его часть поставщику (второму бенефициару). Если посредник закупает товары у нескольких поставщиков, то он имеет право поручить исполняющему банку перевести части аккредитива каждому из поставщиков. Непереведенный остаток составляет прибыль посредника. ШТАФЕЛЬ – бухгалтерский счет, в котором дебетовые и кредитовые обороты отражены в одной общей графе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|