Операционная техника в банках
Выполняя предназначенный круг операций, банк должен стремиться достичь наибольшей эффективности, достоверности и безопасности. Многолетняя практика банковской деятельности позволила выработать определенные правила и приемы выполнения банковских операций, обеспечивающие необходимые результаты. В Финансово-кредитном словаре операционная техника в банках определяется как совокупность правил и технических приемов по совершению и оформлению расчетно-денежных операций, их учету и контролю. На операционную технику в банках может оказывать влияние ряд факторов. Это размер банка, совокупность выполняемых им операций, территориальное размещение и параметры помещения банка, используемые технические и программные средства, квалификация персонала и др. В организации и проведении учетно-операционной работы в банках принимают участие работники бухгалтерии – одного из структурных подразделений банка. Возглавляющий бухгалтерию главный бухгалтер выполняет организаторские и контролирующие функции. Состав, структура бухгалтерии и распределение функций определяются размером банка, банковскими операциями, уровнем компьютеризации работы бухгалтерии и другими факторами. Главный бухгалтер определяет конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата. При необходимости могут создаваться специальные отделы, например: · отдел учета операций в национальной валюте; · отдел учета валютных операций; · отдел кассовых операций; · отдел внутрибанковского учета; · кредитный отдел, отдел депозитов; · отдел ценных бумаг; · отдел учета деятельности филиалов. Учетно-операционная работа современного банка неразрывно связана с АБС, и современная операционная техника в банке строится с учетом ее максимальной компьютеризации. Внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии и развитием АБС, как правило, занимается специальное подразделение банка. Оно действует в тесной взаимосвязи с работниками бухгалтерии, осуществляя техническое обслуживание АБС, администрирование работы внутрибанковской компьютерной сети, администрирование работы базы данных, обеспечение безопасности АБС путем ограничения доступа к информации введением парольной защиты и других мероприятий.
Организация работы учетно-операционного аппарата банка строится по принципу ответственных исполнителей. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата устанавливаются главным бухгалтером. Ответственному исполнителю поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по установленному кругу операций. Работа ответственных исполнителей связана также с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций. Ведение счетов распределяется между ответственными исполнителями с учетом номеров балансовых счетов первого или второго порядка, при этом обязательным условием является ведение одним ответственным исполнителем расчетного и ссудных счетов одного клиента. Ответственный исполнитель при работе с документами на бумажном носителе завершение операции оформляет своей подписью, при этом исполнитель несет ответственность за правильность совершаемой бухгалтерской операции в банке. Работая непосредственно на компьютере и создавая электронный документ, ответственный исполнитель также несет ответственность за правильность его оформления. В этом случае авторство в оформлении документа фиксируется в специальном поле в записи электронного документа. В это поле может заноситься кодовое обозначение ответственного исполнителя. Это происходит автоматически, а кодовое обозначение связывается с паролем, под которым ответственный исполнитель начинает работу с компьютерной системой.
В банке могут также создаваться операционные бригады на участках, где требуется дополнительный контроль за выполнением операций. В операционную бригаду обязательно входит контролер, который проверяет правильность оформления документов по производимым операциям. При работе на компьютере рядовые члены бригады оформляют электронные документы, а их последующий контроль и принятие решения о разноске по счетам производит контролер с компьютера на своем рабочем месте.
Учет в банках Как было отмечено, использование операционной техники в банках непосредственно связано с организацией и осуществлением учета в процессе проведения банковских операций. Учет является непременным условием нормального функционирования любого банка и банковской системы в целом. Можно выделить оперативный, статистический и бухгалтерский учет, говорят еще о финансовом и управленческом учете. В пособии речь будет идти о бухгалтерском учете в коммерческих банках. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Принятие этого закона вызвано необходимостью совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в современных условиях развития экономики, установления единых методологических основ бухгалтерского учета и отчетности. Изложенные в нем требования обязательны для банков и других кредитных организаций. Этот закон является ведущим в области бухгалтерского учета, а все остальные имеют подчиненную роль. В нем определяется, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации и нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые другими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Органом, которому федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в банковской сфере, является Центральный банк Российской Федерации. В частности, в Законе «О банках и банковской деятельности» говорится, что правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики. Поэтому основные нормативные документы, которыми руководствуются коммерческие банки в области ведения бухгалтерского учета, подготовлены Центральным банком РФ. Предпринимаются необходимые шаги по приближению отечественных стандартов бухгалтерского учета в банках к международным стандартам. Такие шаги были предприняты введением финансовой отчетности, которая первоначально регламентировалась «Временной инструкцией по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками» № 17 (от 24.08.93). В ней были отражены основные принципы бухгалтерского учета, учитывающие особенности международных стандартов. Приведем их формулировки. Непрерывность деятельности – принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем. Постоянство правил бухгалтерского учета – принцип обязывает кредитную организацию постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода. Осторожность – принцип требует, чтобы активы и пассивы, доходы и расходы были оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды.
Отражение доходов и расходов по кассовому методу – принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов. День отражения операций – согласно этому принципу операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России. Раздельное отражение активов и пассивов – в соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде. Преемственность входящего баланса – согласно этому принципу остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода. Приоритет содержания над формой – операции отражаются в учете в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой. Единица измерения – активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла. Открытость – в соответствии с этим принципом отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и не содержать двусмысленностей в отражении позиции кредитной организации. Консолидация – кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка. Приведенные принципы обеспечивают решение бухгалтерским учетом коммерческого банка определенного круга задач. К главным из них в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» можно отнести следующие: · формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества банка, а также внешним - клиентам банка, инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; · обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении банковских операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов деятельности банка и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Учетные задачи в банках имеют большую трудоемкость их выполнения. Важнейшей особенностью банковского учета является ежедневное завершение всего процесса учета, сопоставление данных об оборотах и остатках по аналитическим и синтетическим счетам, составление баланса по балансовым и внебалансовым счетам и др. Эта особенность учета в банках обуславливает жестко регламентированные (сжатые) сроки получения его результатов. Они должны быть получены к началу операционного обслуживания, т. е. к утру следующего дня. Число совершаемых банковских операций неуклонно растет, что повышает трудоемкость решения задач. Кроме того, процессы операционной и бухгалтерской работы связаны с денежными средствами, что обуславливает высокие требования к точности обработки информации. Большие объемы учетной информации, жестко регламентированные, сжатые сроки и высокая точность ее обработки являются предпосылкой компьютеризации учетных задач. В настоящее время ни один банк не обходится без средств автоматизации своей учетно-операционной деятельности. Пути разработки, внедрения и использования АБС разнообразны. Некоторые банки шли по пути создания собственных групп разработчиков таких систем, другие банки пользовались услугами сторонних групп и фирм, разрабатывающих АБС. При этом обращались к услугам отечественных и зарубежных фирм. Только треть банков отваживается на собственные разработки, остальные же покупают АБС, сокращая сроки внедрения и повышая качество их функционирования. Для многих банков оптимальным будет нечто среднее, заключающееся в успешном сочетании закупки базовых и стандартных программных модулей с последующей самостоятельной разработкой и доработкой с учетом своих специфических потребностей и задач. В связи с тем что учетно-операционная работа коммерческого банка базируется на применяемой АБС, остановимся на рассмотрении основных ее компонент, используемых при решении этих задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|