Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в архитектурной теории




Тридцатого ноября 1954 года в Москве открылось «Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций». На «Совещании» присутствовала вся верхушка партии и правительстваво главе с Хрущевым.

Из речи самого Хрущева совершенно ясно, что никаких эстетических претензий у него к советской архитектуре нет. Построенным под его руководством Крещатиком он даже гордится. Но теперь его раздражает дороговизна и техническая отсталость строительства, невозможность обеспечить массовое строительство дешевого жилья. Хрущев впервые за двадцать пять лет поставил проблему обеспечения всего населения жильем. Это его гигантская заслуга (одна из многих). Препятствием к этому оказалась вся созданная Сталиным система художественных представлений и способов строительства. Хрущев начал безжалостно ломать эту систему, не вдаваясь в теоретические нюансы и не считаясь со сложившимися правилами поведения. У него в руках оказалась почти сталинская власть, но у него полностью отсутствовал сталинский взгляд на цели и задачи советской архитектуры[18].

Общий смысл речи Хрущева сводился к тому, что строить надо дешево, много, из панелей и по типовым проектам. Что же касается красоты, то «фасады зданий должны иметь красивый и привлекательный вид за счет хороших пропорций всего сооружения, хороших пропорций оконных и дверных проемов, умелого расположения балконов, правильного использования фактуры и цвета... правдивого выявления стеновых деталей и конструкций в крупноблочном и крупнопанельном строительстве.

 

 

Прямым результатом Всесоюзного совещания строителей было Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Почти год понадобился для того, чтобы подготовить всю проектную деятельность в СССР к перестройке и добиться единства взглядов и действий в руководстве ею.

Постановление обязывает все руководство строительным делом СССР «считать главной задачей проектных организаций... разработку экономичных типовых проектов и типовых конструкций и применение их в строительстве»48. Проекты всех строящихся объектов должны быть пересмотрены в трехмесячный срок на предмет их удешевления и «устранения излишеств». Должны быть организованы конкурсы с большими денежными премиями для разработки типовых проектов. Организуется специальный центральный институт по разработке типовых проектов.

 

Формирование новой архитектурной теории

Во второй половине пятидесятых годов в советской архитектуре происходили два во многом противоположных процесса. Во-первых, шла практически беспрепятственная экспансия стилистики и эстетики современной западной архитектуры в советское архитектурное образование и практику. Во-вторых, интенсивно продолжались попытки ведущих теоретиков обосновать идеологическое обособление советской современной архитектуры от западной и не допустить проникновения в СССР западного архитектурного мышления. Процессы шли параллельно и часто инициировались одними и теми же людьми.

После Всесоюзного совещания строителей 1954 года и запрета «украшательства» никакой альтернативы современной стилистике больше не существовало. Задачи, которые поставил перед советскими архитекторами Хрущев, в целом совпадали с задачами, которые после войны решали западные архитекторы, особенно в области массового дешевого жилья, общественных сооружений, большепролетных конструкций, промышленной архитектуры.

Кроме того, Хрущев резко повысил проницаемость железного занавеса. В июле 1958 года в Москве состоялся V конгресс Международного союза архитекторов. Это был первый непосредственный контакт западных архитекторов с советскими за последние тридцать-тридцать пять лет. Начали издавать книги и статьи о западной архитектуре и собственном конструктивизме. При этом реабилитация конструктивизма проходила с гораздо большим трудом, потому что обвинения в его адрес прозвучали в свое время в форме партийных документов. Хрущев, начав антисталинскую кампанию, вовсе не превратил ее в ревизию всей партийной политики при Сталине.

 

1960—1961 годы — высший пик хрущевской оттепели. Сталинский неоклассицизм полностью исчез из архитектурной практики. Оформились основные принципы современной советской архитектуры. Сталинские традиции архитектурной науки видоизменились и приняли формы, которые в большей или меньшей степени сохранялись вплоть до распада СССР и всей советской художественной идеологии.

 

Вывод: сталинская архитектура держалась на вкусах и интересах Сталина. Теория представляла собой орнаментальное и ритуальное их изложение и обоснование. В ней отсутствовал самостоятельный стержень. То, что у нового Хозяина интересы прежнего полностью отсутствовали, для советских теоретиков и практиков означало катастрофу, утрату всех, страхом и кровью нажитых, профессиональных ценностей. Они были давно отучены заниматься самоценным, политически бесцельным теоретизированием. Теперь им предстояло практически самостоятельно, почти без поддержки сверху, заниматься спасением идеалов, то есть немногих оставшихся незыблемыми формулировок вроде «социалистического реализма».

 

Заключение

Документированных случаев прямого участия Сталина в руководстве сталинской архитектурой уже можно насчитать довольно много, хотя основная масса документов еще не опубликована. Причем речь идет о ключевых ситуациях, резко влиявших на общую картину архитектурной жизни СССР.

Еще больше можно насчитать случаев, когда фигура и воля Сталина отчетливо просматриваются за неожиданными и необъяснимыми на первый взгляд событиями. Мы знаем уже достаточно, чтобы сделать вывод – создателем сталинской архитектуры был сам Сталин. Он выступал в качестве организатора, заказчика и – очень часто – соавтора самых важных для режима (то есть, для него самого) зданий. Никаких самопроизвольных стилеобразующих процессов начиная с весны 1932 г. в СССР не наблюдается. Формирование советского государственного стиля в 30-50 гг. было только иллюзией процесса естественной художественной эволюции. Этот процесс совершенно не зависел от воли, вкуса и художественных взглядов архитекторов. Он не был результатом изменения профессиональных взглядов архитектурного сообщества в целом. Наоборот, он был их причиной. Это был процесс формирования вкусов и художественных концепций самого Сталина, и более никого.

Путем отбора образцовых проектов, организации конкурсов и прямого участия в проектировании самых важных объектов, Сталин руководил формированием сталинского художественного стиля. Образцы тиражировались, обеспечивая удивительное единство стиля по всей стране.

Сталин сам не занимался вопросами архитектурной теории. Но перед теоретиками была поставлена задача разработать такую теорию, в которую можно было бы уложить все, что может понравиться Сталину. И вообще все, что угодно, потому что предугадать наверняка прихоти Сталина было невозможно. Это означало конец всякой осмысленной архитектурной теории в Советском Союзе.

Когда в пятидесятые годы сталинский стиль был с треском отменен и предан анафеме как «украшательство», оказалось, что держаться сталинским архитекторам не за что. В сухом остатке оказалась только бессмысленная формула «социалистического реализма», в которую хрущевский индустриально-типовой модернизм с влез тем же успехом, что и раньше сталинский ампир.

Сталинская архитектура – абсолютно уникальное явление. Сравнения с нацистской архитектурой действуют до известной степени. Но различия между ними громадные. Сталин не выбирал, как Гитлер Шпеера, какое-то одно направление или одного любимого архитектора. Никто из архитектурной элиты, которую взял в оборот Сталин в начале 30-х годов, не мог бы сказать, что победили его взгляды или его направление – ни левые, ни правые. Ни конструктивисты, ни убежденные классицисты. Изнасиловали всех. Своего коллективного «Шпеера» Сталин смоделировал лично из подручного материала. У каждого из зданий сталинской эпохи был официальный автор. Но автором всех авторов был Сталин.

 

Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...