Структура урока при работе на втором этапе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов С общим недоразвитием речи Калинина Т.Г. – учитель-логопед ОУ № 252 Тылевич А.Б. – учитель-логопед ОУ № 311 Пояснительная записка Речь человека - яркий показатель его общекультурного уровня. К большому сожалению, речь современных школьников нередко насыщена рекламными «слоганами», ненормативной лексикой, многие из них не умеют грамотно и четко излагать свои мысли. Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообразные речевые патологии. Исследования А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов общеобразовательной школы чтением и письмом часто возникают из-за аномального речевого развития. Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи у учащихся. В условиях современного города дети дошкольного возраста получают логопедическую помощь в различных логопедических учреждениях. По данным многих авторов (Л.Ф. Спирова, О.В. Правдина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Л.В. Лопатина, и др.), до 60% детей 6-7 лет имеют нарушение звукопроизношения. Но лишь изредка оно выступает как изолированный самостоятельный дефект. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка и квалифицируется как общее недоразвитие речи. Своевременная и адекватная структуре речевого дефекта организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса таких детей приходит из речевых детских садов, где велась большая работа по формированию произношения шипящих и свистящих звуков. Однако часто остаются нарушенными сонорные звуки, это учитывалось при разработке программы. Недоразвитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Нарушена и структура слова, что создает большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом.
Данная программа построена в соответствии с естественнонаучной и психофизиологической основой логопедии: • учением о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов); • учением о функциональных системах (П.К. Анохин); • учением о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия). При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева. Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется эта программа, следует отметить теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма, положение Б.Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова (единство акустических, оптических и кинестетических раздражений), теорию Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Программа опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы.
Программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающим с учащимися первых классов общеобразовательных школ по программе 1-4, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР) - III уровень речевого развития. У таких учащихся нарушено формирование речевой системы в целом. Это относится как к звуковой, так и смысловой сторонам речи. Цель: совершенствовать устную речь и способствовать развитию высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Задачи: • развивать подвижность речевого аппарата; • совершенствовать дифференцированность движений речевых органов; • корректировать дефекты звукопроизношения; • добиваться автоматизации ранее поставленных звуков; • дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам; • расширять импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданной лексической теме; • развивать высшие психические функции; • совершенствовать языковой анализ и синтез; • предупреждать и корректировать аграмматические нарушения; • преодолевать кинетико-кинестетические нарушения. Содержание Программа рассчитана на 60 учебных часов (посещение учащимися занятий - 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов: I этап. Обследование учащихся. II этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений. III этап. Пропедевтическая работа над нарушением письменной речи. Предлагается алгоритм уроков для второго и третьего этапов работы. В структуре уроков на третьем этапе не менее 20 минут отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией звуков л, ль, р, рь и дифференциацией звуков л -р. При пользовании данным тематическим планированием следует учитывать результаты уроков обследования. В зависимости от проявлений фонетико-фонематических нарушений у учащихся, некоторые темы могут быть пропущены. Освободившиеся часы целесообразно потратить на дифференциацию аффрикат, автоматизацию звуков р, рь, дифференциацию звуков л - р, при необходимости, дифференциацию звуков й-ль, ль -рь.
Опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий Направление работы:Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации Структура урока при работе на втором этапе • Организационный момент. • Артикуляционная гимнастика. • Массаж лица. • Автоматизация и дифференциация звуков на материале лексической темы в устной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|