Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура урока при работе на втором этапе





Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов

С общим недоразвитием речи

Калинина Т.Г. – учитель-логопед ОУ № 252

Тылевич А.Б. – учитель-логопед ОУ № 311

Пояснительная записка

Речь человека - яркий показатель его общекультурного уровня. К большому сожалению, речь современных школьников нередко насыщена рекламными «слоганами», ненормативной лексикой, многие из них не умеют грамотно и четко излагать свои мысли.

Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообраз­ные речевые патологии. Исследования А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов общеобразовательной школы чтением и письмом часто возникают из-за ано­мального речевого развития. Повышение эффективности и каче­ства обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недо­статков устной и письменной речи у учащихся.

В условиях современного города дети дошкольного возраста получают логопедическую помощь в различных логопедических учреждениях. По данным многих авторов (Л.Ф. Спирова, О.В. Правдина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Л.В. Лопатина, и др.), до 60% детей 6-7 лет имеют нарушение звукопроизношения. Но лишь изредка оно выступает как изолированный самостоятель­ный дефект. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка и квалифицируется как общее недоразвитие речи.

Своевременная и адекватная структуре речевого дефекта организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса таких детей приходит из речевых детских садов, где велась большая работа по формированию произношения шипящих и свистящих звуков. Однако часто остаются нарушенными сонорные звуки, это учитывалось при разработке программы. Недоразвитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Нарушена и структура слова, что создает большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом.



Данная программа построена в соответствии с естественнонаучной и психофизиологической основой логопедии:

• учением о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов);

• учением о функциональных системах (П.К. Анохин);

• учением о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия).

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева.

Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется эта программа, следует отметить теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма, положение Б.Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова (единство акустических, оптических и кинестетических раздражений), теорию Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков.

Программа опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы.

Программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающим с учащимися первых классов общеобразовательных школ по программе 1-4, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР) - III уровень речевого развития.

У таких учащихся нарушено формирование речевой системы в целом. Это относится как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.

Цель: совершенствовать устную речь и способствовать развитию высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Задачи:

• развивать подвижность речевого аппарата;

• совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;

• корректировать дефекты звукопроизношения;

• добиваться автоматизации ранее поставленных звуков;

• дифференцировать звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам;

• расширять импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданной лексической теме;

• развивать высшие психические функции;

• совершенствовать языковой анализ и синтез;

• предупреждать и корректировать аграмматические нарушения;

• преодолевать кинетико-кинестетические нарушения.

Содержание

Программа рассчитана на 60 учебных часов (посещение учащимися занятий - 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов:

I этап. Обследование учащихся.

II этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений.

III этап. Пропедевтическая работа над нарушением письменной речи.

Предлагается алгоритм уроков для второго и третьего этапов работы.

В структуре уроков на третьем этапе не менее 20 минут отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией звуков л, ль, р, рь и дифференциацией звуков л -р.

При пользовании данным тематическим планированием следует учитывать результаты уроков обследования. В зависимости от проявлений фонетико-фонематических нарушений у учащихся, некоторые темы могут быть пропущены. Освободившиеся часы целесообразно потратить на дифференциацию аффрикат, автоматизацию звуков р, рь, дифференциацию звуков л - р, при необходимости, дифференциацию звуков й-ль, ль -рь.

Опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются.


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

Направление работы:Коррекция нарушений речи учащихся 1-х классов

с общим недоразвитием речи

 

Дата № п/п № в теме Тема Количество часов

/ этап. Диагностика

6
1.
  Обследование состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения 1
2.
  Обследование импрессивного и экспрессивного словаря ребенка 1
3.
  Исследование состояния чтения. Исследование оптико-пространственных представлений 1
4.
  Обследование состояния самостоятельного списывания текста 1
5.
  Обследование фонетико-фонематических процессов 1
6.
  Обследование грамматического строя речи 1

// этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений

31
7. 1.   Автоматизация звука с в словах 1
8. 2.   Автоматизация звука с во фразах 1
9. 3.   Автоматизация звука з в словах 1
10. 4.   Автоматизация звука з во фразах 1
11. 5.   Дифференциация звуков с - з в словах 1
12. 6.   Дифференциация звуков с - з во фразах 1
13. 7.   Автоматизация звука ш в словах 1
14. 8.   Автоматизация звука ш во фразах 1
15. 9.   Автоматизация звука ж в словах 1
16. 10.   Автоматизация звука ж во фразах 1
17. 11.   Дифференциация звуков ш - ж в словах 1
18. 12.   Дифференциация звуков ш - ж во фразах 1
19. 13.   Дифференциация звуков с — ш в словах 1
20. 14.   Дифференциация звуков с — ш во фразах 1
21. 15.   Дифференциация звуков з-ж в словах 1
22. 16.   Дифференциация звуков з — ж во фразах 1
23. 17.   Автоматизация звука ц в словах 1
24. 18.   Автоматизация звука ц во фразах 1
25. 19.   Дифференциация звуков с — ц в словах 1
26. 20.   Дифференциация звуков ть - ц в словах 1
27. 21.   Автоматизация звука ч в словах 1
28. 22.   Автоматизация звука ч во фразах 1
29. 23.   Дифференциация звуков ть - ч в словах 1
30. 24.   Дифференциация звуков ть - ч во фразах 1
31. 25.   Дифференциация звуков ть - ч в стихах 1
32. 26.   Дифференциация звуков ц - ч в словах 1
33. 27.   Дифференциация звуков ц - ч во фразах 1
34. 28.   Дифференциация звуков ц - ч в текстах, стихах 1
35. 29.   Дифференциация звуков щ - ч в словах 1
36. 30.   Дифференциация звуков щ - ч во фразах 1
37. 31.   Дифференциация звуков щ - ч в текстах, стихах 1

/// этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений. Профилактика нарушений письменной речи

23
38. 1.   Автоматизация звука л в слогах 1
39. 2.   Автоматизация звука л в начале слов 1
40. 3.   Автоматизация звука л в середине слов 1
41. 4.   Автоматизация звука л в конце слов 1
42. 5.   Автоматизация звука л в словах со стечением согласных 1
43. 6.   Автоматизация звука л во фразах 1
44. 7.   Автоматизация звука л в стихах, текстах 1
45. 8.   Автоматизация звука ль в слогах, словах 1
46. 9.   Автоматизация звука ль во фразах 1
47. 10.   Автоматизация звука р в слогах 1
48. 11.   Автоматизация звука р в начале слов 1
49. 12.   Автоматизация звука р в середине слов 1
50. 13.   Автоматизация звука р в конце слов 1
51. 14.   Автоматизация звука р в словах со стечением согласных 1
52. 15.   Автоматизация звука р во фразах 1
53. 16.   Автоматизация звука р в стихах, текстах 1
54. 17.   Автоматизация звука рь в слогах, словах 1
55. 18.   Автоматизация звука рь во фразах 1
56. 19.   Дифференциация звуков л - р в слогах, начале слов 1
57. 20.   Дифференциация звуков л - р в середине слов 1
58. 21.   Дифференциация звуков л - р в конце слов 1
59. 22.   Дифференциация звуков л— р во фразах 1
60. 23.   Дифференциация звуков л— р в стихах, текстах 1

Методические рекомендации

Структура урока при работе на втором этапе

• Организационный момент.

• Артикуляционная гимнастика.

• Массаж лица.

• Автоматизация и дифференциация звуков на материале лексической темы в устной речи.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.