Лексический материал к темам
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 • Свистящие звуки - осень, лес. • Шипящие звуки - одежда, имена. • Дифференциация свистящих и шипящих звуков - мебель, дом, животные. • Уточнение звукового образа аффрикат - животные и их детеныши, насекомые. • Дифференциация с-ц, ть-ц, ть-ч, ц-ч, ч-щ - сказки, птицы, профессии. Виды упражнений и заданий ко второму этапу: • выделение слова с автоматизируемым звуком из ряда других слов; • игра «Доскажи словечко»; • игры с кубиками, мячом; • произнесение слов с заданным звуком по памяти; • подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр «лото», «домино», «цепочки слов»; • группирование картинок по различным признакам и их называние; • группирование слов по позиционному принципу, их произнесение; • соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком; • отгадывание загадок; • подбор слов-действий, признаков, синонимов, антонимов, существительных ед. и мн. числа, одушевленных и неодушевленных в роде и падеже; • составление высказываний с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук; • развернутый ответ на вопрос; • составление фраз с заданным количеством слов; • изменение порядка слов во фразе; • изменение формы слов во фразе; • произнесение фраз правильно; • описание предмета или предметной картинки; • составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы; • восстановление порядка высказывания в небольших текстах; • пересказ текста; • совершенствование диалоговой речи; • упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов в окружающем мире;
• вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно использовать сигнальные карточки); • упражнения для развития фонематических представлений: придумывание слов с дифференцируемыми звуками; • ориентирование: в частях тела, тела в пространстве, предметов на листе; • уточнение временных понятий (времена года, месяцы, дни недели, время суток); • развитие слухового восприятия: распознавание звучащих игрушек, окружающих звуков, воспроизведение ритмов; • упражнения для развития речеслуховой памяти: запоминание звукового, слогового, словесного ряда, воспроизведение задания; • упражнения для развития зрительного восприятия, внимания, памяти: найти, сгруппировать предметы, сходные по величине, форме, цвету, графические игры на листе в клеточку. Работа над предложением: • дифференциация понятий текст - предложение - слово; • составление графических схем предложения; • составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию; • выделение главных членов предложения (грамматической основы); • выделение и составление предложных конструкций. Работа над словом: • выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов; • дифференциация имен существительных и имен прилагательных единственного и множественного числа, одушевленных и неодушевленных имен существительных; • в практической, игровой форме знакомить учащихся с синонимами, антонимами, образованием слов префиксальным и постфиксальным способами; • анализ слов по позиционному положению изучаемого звука. • Работа над слогом: • знакомство с гласными как со слогообразующими звуками; • деление слов с изучаемыми на данном уроке согласными на слоги; • синтез слогов с изучаемыми согласными; • подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;
• привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых и мягких согласных. Объяснить исключения: ш, ж, ц - всегда твердые, й,ч,щ- всегда мягкие; • придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков; • количественный анализ слогов, содержащих данный звук; • позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков; • составление схем слогов с помощью условных обозначений Виды упражнений и заданий к третьему этапу. Работа над гласными а, о, у, э, ы, и: • уточнение фонематического и графического образа; • конструирование и реконструкция письменных гласных букв; • графические диктанты; • запись слогов, слов с различным количеством букв. При отборе речевого материала необходимо учитывать, какие письменные буквы уже знакомы учащимся; • придумывание и записывание слогов, слов, содержащих изучаемый звук, к схемам; • придумывание и записывание слогов, слов с различными позициями изучаемого звука. Упражнения для совершенствования представлений об ударении: • вычленение и запись ударного слога; • составление и запись слов из слогов; • придумывание и запись слов, содержащих изучаемый звук (звуки) из слогов; • придумывание и запись слов с ударным слогом в начале, середине, конце слова; • объединение слов по позиционному положению ударного слога; • запись слов по слогам с выделением ударного слога; • подбор и запись слов, соответствующих ритмическому рисунку; • изменение неправильного ударения в слове на правильное; • знакомство со смыслоразличительной ролью ударения в словах; • постановка ударения в словах; • постановка и запись пропущенного ударного слога Практическое ознакомление с гласными второго ряда как показателями мягкости согласных на письме: • запись односложных слов с гласными второго ряда; • составление и запись слов из букв, содержащих гласныевторого ряда. Практическое ознакомление с ь как показателем мягкости согласных звуков на письме: • запись слов с ь в конце слов; • обозначение ь и выделение согласной перед ним; • запись из ряда предложенных слов только тех, в конце которых необходим ь;
• запись в два столбика слов с твердыми согласными в конце слов и мягкими согласными, мягкость, которых показывает буква ь; • исправление ошибок, связанных с написанием буквы ь в конце слова. Работа над простыми предложениями: • составление предложения по заданной схеме, с определением слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов, запись предложений; • составление и запись предложений из заданных слов; • составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Список литературы 1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.: Библиополис, 1994. 2. Волкова Л. С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989. 3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. -СПб.: Знание, 2003. 4. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987. 5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991. 6. КашеГ.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М.: Просвещение, 1985. 7. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983. 8. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Образование, 1997. 9. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. 10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Союз, 2001. 11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002. 12. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1997
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|