Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексический материал к темам




• Свистящие звуки - осень, лес.

• Шипящие звуки - одежда, имена.

• Дифференциация свистящих и шипящих звуков - мебель, дом, животные.

• Уточнение звукового образа аффрикат - животные и их детеныши, насекомые.

• Дифференциация с-ц, ть-ц, ть-ч, ц-ч, ч-щ - сказки, птицы, профессии.

Виды упражнений и заданий ко второму этапу:

• выделение слова с автоматизируемым звуком из ряда других слов;

• игра «Доскажи словечко»;

• игры с кубиками, мячом;

• произнесение слов с заданным звуком по памяти;

• подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с использованием игр «лото», «домино», «цепочки слов»;

• группирование картинок по различным признакам и их называние;

• группирование слов по позиционному принципу, их произнесение;

• соревнование с придумыванием наибольшего количества слов с автоматизируемым звуком;

• отгадывание загадок;

• подбор слов-действий, признаков, синонимов, антонимов, существительных ед. и мн. числа, одушевленных и неодушевленных в роде и падеже;

• составление высказываний с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;

• развернутый ответ на вопрос;

• составление фраз с заданным количеством слов;

• изменение порядка слов во фразе;

• изменение формы слов во фразе;

• произнесение фраз правильно;

• описание предмета или предметной картинки;

• составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;

• восстановление порядка высказывания в небольших текстах;

• пересказ текста;

• совершенствование диалоговой речи;

• упражнения для развития фонематического восприятия: уз­навание сходных звуковых образов в окружающем мире;

• вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно использовать сигнальные карточки);

• упражнения для развития фонематических представлений: придумывание слов с дифференцируемыми звуками;

• ориентирование: в частях тела, тела в пространстве, предметов на листе;

• уточнение временных понятий (времена года, месяцы, дни недели, время суток);

• развитие слухового восприятия: распознавание звучащих игрушек, окружающих звуков, воспроизведение ритмов;

• упражнения для развития речеслуховой памяти: запоминание звукового, слогового, словесного ряда, воспроизведение задания;

• упражнения для развития зрительного восприятия, внимания, памяти: найти, сгруппировать предметы, сходные по величине, форме, цвету, графические игры на листе в клеточку.

Работа над предложением:

• дифференциация понятий текст - предложение - слово;

• составление графических схем предложения;

• составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;

• выделение главных членов предложения (грамматической основы);

• выделение и составление предложных конструкций.

Работа над словом:

• выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов;

• дифференциация имен существительных и имен прилагательных единственного и множественного числа, одушевленных и неодушевленных имен существительных;

• в практической, игровой форме знакомить учащихся с синонимами, антонимами, образованием слов префиксальным и постфиксальным способами;

• анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.

Работа над слогом:

• знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;

• деление слов с изучаемыми на данном уроке согласными на слоги;

• синтез слогов с изучаемыми согласными;

• подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;

• привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых и мягких согласных. Объяснить исключения: ш, ж, ц - всегда твердые, й,ч,щ- всегда мягкие;

• придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;

• количественный анализ слогов, содержащих данный звук;

• позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков;

• составление схем слогов с помощью условных обозначений

Виды упражнений и заданий к третьему этапу. Работа над гласными а, о, у, э, ы, и:

• уточнение фонематического и графического образа;

• конструирование и реконструкция письменных гласных букв;

• графические диктанты;

• запись слогов, слов с различным количеством букв. При отборе речевого материала необходимо учитывать, какие письменные буквы уже знакомы учащимся;

• придумывание и записывание слогов, слов, содержащих изучаемый звук, к схемам;

• придумывание и записывание слогов, слов с различными позициями изучаемого звука.

Упражнения для совершенствования представлений об ударении:

• вычленение и запись ударного слога;

• составление и запись слов из слогов;

• придумывание и запись слов, содержащих изучаемый звук (звуки) из слогов;

• придумывание и запись слов с ударным слогом в начале, середине, конце слова;

• объединение слов по позиционному положению ударного слога;

• запись слов по слогам с выделением ударного слога;

• подбор и запись слов, соответствующих ритмическому рисунку;

• изменение неправильного ударения в слове на правильное;

• знакомство со смыслоразличительной ролью ударения в словах;

• постановка ударения в словах;

• постановка и запись пропущенного ударного слога

Практическое ознакомление с гласными второго ряда как показателями мягкости согласных на письме:

• запись односложных слов с гласными второго ряда;

• составление и запись слов из букв, содержащих гласныевторого ряда.

Практическое ознакомление с ь как показателем мягкости согласных звуков на письме:

• запись слов с ь в конце слов;

• обозначение ь и выделение согласной перед ним;

• запись из ряда предложенных слов только тех, в конце которых необходим ь;

• запись в два столбика слов с твердыми согласными в конце слов и мягкими согласными, мягкость, которых показывает буква ь;

• исправление ошибок, связанных с написанием буквы ь в конце слова.

Работа над простыми предложениями:

• составление предложения по заданной схеме, с определением слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов, запись предложений;

• составление и запись предложений из заданных слов;

• составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

Список литературы

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.: Библиополис, 1994.

2. Волкова Л. С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.

3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. -СПб.: Знание, 2003.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.

5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

6. КашеГ.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М.: Просвещение, 1985.

7. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983.

8. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Образование, 1997.

9. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Союз, 2001.

11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002.

12. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1997

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...