Безработицы в России
В Российской Федерации подсчет безработных осуществляется двумя способами: 1) по методологии МОТ; 2) на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г. Согласно методике МОТ сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 тысяч человек в возрасте от 15 до 72 лет. Иначе определяется количество безработных в соответствии с законодательными нормами. По Закону «О занятости...» безработный обязательно должен зарегистрироваться в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность официальных безработных. Применяемые способы подсчета безработных дают различные результаты. Например, в январе 1999 года согласно данным МОТ количество безработных в России составило 8 млн. 956 тыс. человек; официально зарегистрировано безработных значительно меньше — всего 1,9 млн. человек. Для середины 2001 г. соотношение между количеством безработных по методике МОТ и Государственного центра занятости существенно не изменилось и составило соответственно 6,6 млн. человек и 1 млн. человек. В связи с этим несоответствием закономерно возникает ряд вопросов. Как относиться к этим цифрам? Почему по данным выборочных опросов безработным себя считает почти каждый десятый россиянин из числа экономически активного населения, тогда как зарегистрированных в качестве безработных в 5—7 раз меньше? Причины имеющихся расхождений заключаются в следующем. Во-первых, в России в общественном сознании имеет место психологическое неприятие безработицы и самих безработных. Это связано с тем, что на протяжении 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. В годы советской власти наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться. Люди, длительное время не работающие без уважительных причин (кроме инвалидов 1—2 групп), считались ведущими «паразитический образ жизни», тунеядцами, преследовались по закону и подлежали уголовному наказанию.
Во-вторых, многие безработные не регистрируются в центрах занятости потому, что не надеются найти работу с приемлемыми для них условиями труда через государственную службу занятости. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в центр занятости невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный. В-третьих, считается, что результаты опросов населения (по методике МОТ) завышают количество безработных. Часть респондентов, считающих себя безработными, работают, но без договора и трудовой книжки, то есть имеет место «теневая» занятость. Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает.
Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением. В таблице 4.1 можно проследить динамику занятости населения в России за период с 1992 по 1998 гг. Таблица 4.1. Показатели занятости в России (в тыс. чел.)
Источник: Госкомстат России. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. — М., 1999. — С. 107. В создании национального продукта принимает участие только экономически активное население. Экономически активным представляется та часть населения страны, которая обеспечивает предложение своего труда для производства благ.
Экономически активное население определяется на основании возрастного состава граждан страны. Условно все население можно подразделить на три большие группы: 1) от 0 до 19 лет; 2) от 20 до 64 лет; 3) от 65 лет и старше. Вторая группа граждан в возрасте от 20 до 64 лет считается населением в трудоспособном возрасте. Выделение данной возрастной группы связано с началом трудовой деятельности примерно в двадцатилетнем возрасте и окончанием ее в возрасте 64 лет (в России — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Именно из второй возрастной группы определяется категория экономически активного населения, или рабочей силы страны. Экономически активное население занято профессиональной деятельностью, которая приносит доход. Военнослужащие представляют особую самостоятельную категорию. При определении совокупной рабочей силы число военнослужащих принимается в расчет.
Если же подсчитывается численность гражданского активного населения, категория военнослужащих не учитывается. Разница между количеством экономически активного населения и чис-
лом военнослужащих составляет категорию гражданского активного населения. Анализируя категорию экономически активного населения, необходимо учесть влияние демографического и миграционного факторов. Предложение рабочей силы в первую очередь определяется уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, а также его половозрастной структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения резко сократились с уровня 1% в 70—80-е гг. XX в. до отрицательных значений в годы проведения реформ. В 1992—1998 гг. число умерших превышало число родившихся. Существенное влияние на динамику рабочей силы оказывают миграционные процессы (механическое прибытие и выбытие населения). Огромные потоки мигрантов возникли в России в связи с распадом СССР. Появление потоков беженцев и вынужденных переселенцев происходит из-за усилившейся национальной розни, военных конфликтов, нестабильности социально-экономической и политической обстановки, ухудшения уровня жизни в отдельных регионах и бывших союзных республиках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|