Сравнительный анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В непрерывном беге на общую выносливость определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата. Результаты тестирования непрерывного бега представлены в Приложении 1, 2 и табл. 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ непрерывного бега в течение определенного времени
Сравнительный анализ результатов непрерывного бега показывает примерно одинаковые результаты на начало года. Это указывает на то, что бег как движение легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо. Полученные результаты на начало и конец учебного года отражены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) начало года
Рис. 2. Сравнительный анализ непрерывного бега (по программе М.А. Васильевой) конец года
К концу года результаты значительно изменились: 100 % дошкольников старшего возраста справились с заданием на высоком уровне, тогда, как из дошкольников среднего возраста только 40 % детей выполнили задание на высоком уровне. Это указывает на то, что в старшем возрасте дошкольники уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, согласовывать синхронность работы рук и ног.
Таким образом, участников эксперимента, как средней группы, так и старшей группы на начало и конец учебного года можно условно разделить на следующие группы: ) дошкольники с низкой физической подготовленностью - их было по 40% в каждой группе на начало учебного года. ) дошкольники с хорошей физической и тактической подготовленностью в беге на выносливость (высокий и средний уровень). В начале года таких детей по 60 %, в конце года стало большинство по100% в обеих группах. Эти дошкольники находятся в стадии устойчивой работоспособности, которая проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности полученных результатов, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами непрерывного бега. При помощи пробы Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя) определялась силовая выносливость мышц живота, результаты показаны в таблице 2 и на рисунках 3,4.
Таблица 2. Сравнительный анализ силовой выносливости (проба Ромберга)
Рис. 3. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) начало года
Анализ данных табл. 2 и рис. 3 показывает, что на начало года силовая выносливость мышц живота у детей среднего дошкольного возраста оказалась выше, чем у детей старшего дошкольного возраста. Это указывает, возможно, как на индивидуальные особенности дошкольников (организм детей непрерывно развивается, уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы), так и на вероятность малой двигательной активности старших дошкольников.
Рис. 4. Сравнительный анализ силовой выносливости мышц живота (проба Ромберга) конец года К концу года наблюдается улучшение результатов практически у всех дошкольников. Это связано с тем, что в этом возрастном периоде продолжается процесс окостенения опорно-двигательного аппарата, значительно возрастает масса и сила мышц. А, также на протяжении всего учебного года дошкольники выполняли упражнения, способствующие развитию выносливости, в том числе и мышц живота. Детей старшего и среднего дошкольного возраста также можно разделить на две группы: ) дошкольники с хорошей физической выносливостью (высокий и средний уровень): 100 % в группе детей среднего дошкольного возраста и 90 % в группе детей старшего дошкольного возраста. Это дети находятся в стадии устойчивого развития работоспособности. ) дошкольники с недостаточным развитием выносливости мышц живота - это 10 % детей старшего дошкольного (1 ребенок). Показатель прироста увеличился в три раза, но не достиг среднего уровня выполнения в своей возрастной группе. Мы считаем, что это может быть связано с физиологическими особенностями этого ребенка. При помощи педагогического теста по программе «Здравствуй» М.Л. Лазарева на основе пробы Мартинэ-Кушелевского исследовалось общая силовая выносливость. Результаты отражены в таблице 3 и рисунках 5,6.
Таблица 3. Сравнительный анализ силовой выносливости (приседания)
Рис. 5. Сравнительный анализ общей силовой выносливости (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй») начало года
Анализируя данных таблицы 3 и рисунка 5 можно сказать о том, что общая силовая выносливость детей старшего дошкольного возраста несколько выше, чем у детей среднего дошкольного возраста. Это связано с тем, что адаптация к физическим нагрузкам первых выше, чем у вторых. Но в то же время развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) детей старшего дошкольного возраста еще не завершена, умение согласовать работу отдельных мышц еще не совсем сформировано. Поэтому, как у детей среднего возраста, так и у детей старшего дошкольного возраста выделено по 50 % детей с низким уровнем выполнения задания.
Рис. 6. Сравнительный анализ силовой выносливости (по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй») конец года
К концу года результаты улучшились в обеих группах. Обе возрастные группы на 100 % справились с заданием, но стадия развития устойчивой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у старшего и проявляется с высокой стабильностью. Дети средней группы к концу учебного года стали выполнять задание на уровне старшей группы. В конце года проводилась функциональная проба Мартинэ-Кушелевского на определение работоспособности (табл. 4-5).
Таблица 4. Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского, значения ЧСС измерялись за 6 секунд) средний дошкольный возраст
Таблица 5. Функциональная проба на определение работоспособности (Мартинэ-Кушелевского) старший дошкольный возраст
Анализ данных таблиц 4-5 показывает, что после функциональной пробы у 90 % детей среднего возраста и у 90 % детей старшего возраста отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25-50 % по отношению к исходной величине, дыхания - на 4-6 дыханий в 1 минуту, повышение систолического давления на 5-15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5-10 мм ртутного столба, что соответствует норме. Общее самочувствие дошкольников осталось хорошим происходит формирование стадии устойчивой работоспособности. Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2-3 минут, кроме одного участника среднего дошкольного возраста - его время восстановления составило 4 минуты, что говорит о снижении работоспособности на момент проведения исследования. Так же у 10% детей среднего возраста отмечалась небольшая одышка, а у 10 % детей старшего возраста отмечается незначительное покраснение лица, что указывает на изменения уровня работоспособности связанное с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний на момент итогового обследования Таким образом, в группах исследуемых детей среднего и старшего дошкольного возраста на конец учебного года можно выделить две стадии развития работоспособности: стадия высокого устойчивого развития работоспособности, стадия среднего развития работоспособности. физический работоспособность выносливость дошкольник ВЫВОДЫ
Проанализировав литературные источники мы выявили, что полноценное физическое развитие дошкольника - это своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств, развитие общей физической работоспособности. Под общей физической работоспособностью рассматривается способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами, а также уровень развития всех систем организма и физических качеств.
Физическая работоспособность в основном определяется энергетическими возможностями организма, структурно-функциональными резервами различных органов и систем. Из которых основными являются функциональные возможности ЦНС, нервно - мышечного аппарата, кардио - респираторной системы, метаболические и биоэнергетические процессы (А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). Для повышения общей физической работоспособности детей дошкольного возраста необходимо развитие такого физического качества как выносливость. Общая выносливость ребенка предшкольного возраста является основополагающим физическим качеством, которое обеспечивает стабильность физического развития и напрямую влияет на рост адаптационных возможностей организма. Доказано, что чем выше уровень развития общей выносливости ребенка, тем выше его адаптационные возможности, которые необходимы ему при обучении в школе. Достаточный уровень развития выносливости позволяет детям, не уставая выполнять физические упражнения, проходить большое расстояние, воспитывает силу воли, терпение, упорство; максимально мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, физической и психической нагрузке. Достаточное физическое развитие предполагает высокую работоспособность всех систем организма (М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, 2000). Для определения уровня развития физической работоспособности детей среднего и старшего дошкольного возраста мы провели ряд педагогических тестов: непрерывный бег в течение определенного времени (в зависимости от возраста ребенка, по программе М.А. Васильевой), проба Ромберга (подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя), количество приседаний за определенное время (по программе М.Л. Лазарева). А также провели физиологическую пробу Мартинэ-Кушелевского, которая позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений и артериального давления после физической нагрузки. В результате наших исследований мы выявили, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, но тенденция развития высокой работоспособности у детей среднего дошкольного возраста гораздо выше, чем у детей старшего и проявляется с высокой стабильностью. Мы предполагаем, что это связано в первую очередь с индивидуальными физиологическими особенностями детей, а также, предположительно, с низкой двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В целом, к концу года у 90% дошкольников сформировалась стадия устойчивой работоспособности в соответствии с возрастом. Также мы провели математико-статистическую обработку данных нашего исследования по «Критериям стьюдента», результатом которой стало подтверждение нашей гипотезы о том, что общая физическая работоспособность детей старшего дошкольного возраста имеет более высокие показатели, чем общая физическая работоспособность детей среднего дошкольного возраста, различие между группами достоверно и имеет прямую взаимосвязь: непрерывный бег (t = 8.8), проба Ромберга (t = 3.40), приседания (t = 3.42).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду. Основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием. Примерные упражнения и игры для развития выносливости у детей дошкольного возраста в беге: непрерывный бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой (с частотой пульса во время бега до 135-145 уд/мин), бег со средней скоростью (с частотой пульса во время бега от 160 до 170 уд/мин), бег на скорость по дистанции 20-30 м или повторяющийся 3-4 раза быстрый бег на 10 м, бег в среднем темпе по пересеченной местности по дистанции 200-300 м; упражнения прикладной направленности; пешие туристические прогулки за пределы дошкольного учреждения, в соответствии с запланированной нагрузкой; утренняя гимнастика, включающая длительный бег с выполнением заданий; прыжки через скакалку; фитбол гимнастика; ходьба на лыжах, лыжные (пешие) прогулки за пределы детского сада; подвижные игры, подвижные игры с циклическими упражнениями, подвижные игры с элементами спортивных игр. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с. . Бобков Ю.Г., Виноградов В.М. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности //Фармакологическая регуляция процессов утомления. - М.: Просвещение, 1999. - 221 с. . Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 226 с. . Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с. . Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 108 с. . Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. . Т.И. Долматова Спортивная медицина. Курс лекций. - М.: Академия, 2002. - 280 с. . Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с. . Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М.: Академия, 2000. - 276 с. . Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. . Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/Учебник под ред.проф. курамшина Ю.Ф._ М.: Советский спорт, 2010. . М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. Физическая культура дошкольников. Учебное пособие. - Мн.: Ураждай, 2000.-156 с. . Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с. . Новикова Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 448 с. . Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб.: Питер, 2001. - 192 с. . Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с. . Подвижные игры для детей / Автор-составитель Цымбалова Л. Н. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 192 с. . Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2000. - 92 с. . Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с дошкольниками (с учетом уровня двигательной активности): методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 141 с. . Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с. . Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. - 340 с. . Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с. . Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. . Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1
Педагогические тесты по определению физической работоспособности средний дошкольный возраст
В- высокий уровень С- средний уровень Н- низкий уровень
Приложение 2
Педагогические тесты по определению физической работоспособности старший дошкольный возраст
В- высокий уровень С - низкий уровень Н- низкий уровень
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|