Целями учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика» является закрепление и углубление в ходе практической деятельности теоретических знаний, полученных студентами в учебном процессе; приобретение практических навыков и компетенций, необходимых в работе социального педагога; приобретение опыта самостоятельной практической деятельности в качестве социального педагога.
Задачи учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
– содействовать формированию знаний, умений студента в сфере его будущей профессиональной деятельности;
– дать студентам возможно целостное представление о системе социально-педагогической работы;
– совершенствовать умения будущего социального педагога, его профессионально значимые качества;
– ознакомить студентов с основными направлениями деятельности учреждений и организаций этой системы;
– оказывать методическую и практическую помощь в предварительном выборе направления профессионального развития, специализации и будущего места работы;
– содействовать адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.
В результате прохождения учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков у обучающего, должны быть сформированы следующие компетенции:
Структурный элемент компетенции
| Уровень освоения компетенций
|
Пороговый уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
|
ОПК-2 – готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
|
Знать: теоретические основы организации и осуществления психолого-педагогических исследований
| Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности по проведению психолого-педагогических исследований и намечает пути преодоления
| Анализирует причины недостатков своей деятельности, опираясь на основные требования к организации и проведению психолого-педагогических исследований
| Использует наиболее эффективные средства для осуществления результативной деятельности по проведению психолого-педагогических исследований
|
Уметь: осуществлять психолого-педагогическое исследование
| Умеет выбирать качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
| Умеет осуществлять процедуру психолого-педагогического исследования
| Оценивает результативность проведенного психолого-педагогического исследования
|
Владеть: навыками организации и проведения психолого-педагогических исследований
| Применяет на практике выбранные качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования
| Соотносит достоинства и недостатки выбранных методов с полученными результатами
| Управляет процессом применения результатов исследования в психолого-педагогической деятельности
|
ПК-16 – способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся
|
Знать: теорию социальной педагогики, особенности кризисных периодов развития детей и подростков, личностного развития детей и подростков, методы профессиональной ориентации учащихся, технологии социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
| Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности с точки зрения учета проявления трудностей, проблем, конфликтов у детей и подростков в процессе обучения
| Анализирует достоинства и недостатки методов преодоления кризисных периодов в развитии детей и подростков, их личностного развития, профессиональной ориентации, технологий социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
| Использует наиболее эффективные методы преодоления кризисных периодов в развитии детей и подростков, их личностного развития, профессиональной ориентации, технологии социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
|
Уметь: организовывать профессиональную деятельность, выявляя интересы, трудности, проблемы и отклонения в поведении обучающихся; уметь разрешать конфликтные ситуации
| Умеет выбирать необходимые технологии личностного развития детей и подростков и преодоления кризисных периодов их развития
| Умеет осуществлять анализ своей работы с учетом проявления трудностей, проблем и отклонений в поведении обучающихся
| Оценивает результативность своей работы с точки зрения проявления интересов обучающихся, трудностей и проблем в обучении детей и подростков, социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
|
Владеть: навыками планирования и осуществления профессиональной деятельности с учетом интересов, трудностей, проблем и отклонений в поведении детей и подростков; навыками разрешения конфликтных ситуаций, применения технологий социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
| Применяет на практике имеющиеся методы выявления и разрешения трудностей, проблем, конфликтных ситуаций детей и подростков
| Соотносит достоинства и недостатки используемых методов и технологий с точки зрения проявления интересов, проблем, трудностей, конфликтов и отклонений в поведении у обучающихся
| Управляет процессом использования методов и технологий с точки зрения проявления интересов, проблем, трудностей, конфликтов и отклонений в поведении у обучающихся
|
ПСК-3 – осуществлять просвещение родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений
|
Знать основы семейного консультирования, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, методы формирования родительских навыков
| Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности с точки зрения организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений
| Анализирует достоинства и недостатки методов диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, формирования родительских навыков
| Использует наиболее эффективные методы просвещения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений
|
Уметь организовывать семейное консультирование по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, проводить диагностику и коррекцию внутрисемейных отношений
| Умеет выбирать необходимые методы диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, формирования родительских навыков
| Умеет осуществлять анализ проведения семейного консультирования, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
| Оценивает результативность процесса консультирования по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, проведения диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
|
Владеть навыками планирования и осуществления семейного консультирования, организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских отношений и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
| Применяет на практике методы организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских отношений и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
| Соотносит достоинства и недостатки используемых методов с точки зрения необходимых требований к организации и проведению семейного консультирования и диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
| Управляет процессомпросвепщения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений
|
№
п/п
| Разделы (этапы) и
содержание практики
| Виды работ на практике, включая самостоятельную работу
студентов
|
1.
| Подготовительный этап
|
Познакомиться с программой практики, графиком ее проведения, с групповыми руководителями.
| 1. Решение организационных вопросов проведения практики.
2. Знакомство студентов с программой практики и формами отчетности.
3. Получение заданий и инструкций по их выполнению.
|
2.
| Рабочий этап
|
1. Составить план работы.
| Совместно с руководителем практики МГТУ и/или руководителем практики в учреждении наметить порядок и сроки выполнения заданий.
|
2. Познакомиться с учреждением.
| Из беседы с представителями администрации выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, составе специалистов в подразделениях учреждения, их обязанностях, проблемах учреждения.
|
3. Познакомиться с квалификационными требованиями, предъявляемыми социальному педагогу.
| В беседе с представителями администрации и специалистами, а также в процессе изучения нормативно-правовой базы деятельности социального педагога определить:
– его должностные обязанности в данном учреждении;
– правовые основы организации оплаты труда специалиста.
– сферу применения труда социального педагога.
|
4. Изучить особенности деятельности социального педагога в учреждении или организации.
| Из беседы с представителями администрации и социальным педагогом учреждения выявить специфику взаимодействия с клиентами и коллегами в решении различных проблем.
|
5. Посетить несколько занятий с детьми в учреждении или консультаций, приёмов клиентов.
| Наблюдать взаимодействие специалиста и клиента, педагога и ребенка, выявить характер взаимодействия и стиль общения социального педагога.
|
6. Помогать социальному педагогу в его повседневной работе.
| Выполнять конкретные поручения социального педагога.
|
7. Провести сравнительный анализ деятельности социального педагога в различных подразделениях учреждения.
| На основе выполненных заданий выявить отличительные черты в деятельности учреждения и социального педагога
|
3.
| Итоговый этап
|
1. Обобщить результаты, полученные в ходе практики.
| Обобщить полученные сведения о работе учреждения. Оформить и представить все отчетные материалы для контроля руководителю практики от МГТУ.
|
2. Подготовить творческое выступление на итоговую конференцию по практике.
| Принять участие на итоговой конференции (доклад, выступление и др.)
|