Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Исследование универсального электронно-лучевого осциллографа




4. ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА

Цель работы

Изучить принцип действия и структурную схему аналогового осциллографа.

Ознакомиться с основными метрологическими характеристиками исследуемого осциллографа.

Получить навыки использования осциллографа для исследования формы электрических сигналов и измерения их параметров.

 

Исследуемый прибор

Универсальный электронно-лучевой осциллограф типа С1-67.

 

Вспомогательные приборы и устройства

Генератор измерительных сигналов низкочастотный типа Г3-109.

Генератор измерительных сигналов высокочастотный типа Г4-158.

Генератор импульсов типа Г5-63.

Фазовращатель - устройство, вносящее регулируемый фазовый сдвиг.

Исследуемый четырехполюсник.

 

Лабораторное задание

1. Ознакомиться со структурной схемой и органами управления исследуемого осциллографа.

2. Определить АЧХ и ширину полосы пропускания канала Y исследуемого осциллографа на уровне – 3 дБ.

3. Выполнить измерения напряжения, частоты, интервала времени и фазового сдвига с помощью осциллографа.

4. Определить погрешности выполненных измерений и произвести их сравнение, когда параметр измерялся различными способами.

 

 

Подготовка к работе (домашнее задание)

Изучить теоретический материал, относящийся к данной работе, по литературе [1, 2, 5, 6] и конспекту лекций.

Проработать описание данной работы и заготовить в рабочей тетради формы таблиц в соответствии с указаниями к содержанию отчета.

Ознакомиться с метрологическими характеристиками осциллографа С1-67 [3], заполнить табл. 4. 1, изучить структурную схему прибора, расположение и назначение всех органов управления.

Для самопроверки готовности к выполнению работы сформулировать ответы на следующие вопросы, которые могут быть заданы при допуске к работе или при ее защите:

1. Назначение электронно-лучевого осциллографа.

2. Принцип получения осциллограммы на экране аналогового осциллографа.

3. Структурная схема аналогового осциллографа.

4. Основные метрологические характеристики осциллографа.

5. Режимы работы генератора развертки.

6. Требования к сигналу генератора развертки.

7. Условие неподвижности осциллограммы.

8. Синусоидальная развертка и ее применение.

9. Зачем нужна линия задержки в канале Y?

10. Каким образом можно определить, есть или нет в осциллографе линия задержки?

Порядок выполнения работы и методические указания

Включить питание исследуемого осциллографа и вспомогательных приборов. По краткому техническому описанию осциллографа ознакомиться с расположением и назначением органов управления на передней панели осциллографа.

Установить с помощью регулятора Стабильность режим непрерывной развертки, проверить наличие линии горизонтальной развертки на экране электронно-лучевой трубки, регулировку яркости и фокусировку луча, регулировку смещения луча по горизонтали и вертикали.

Таблица 4. 1

Основные метрологические характеристики осциллографа С1-67

Ширина полосы пропускания канала Y, МГц  
Диапазон значений коэффициента отклонения, В/дел  
Основная погрешность измерения напряжения, %  
Входное сопротивление канала Y, Ом и входная емкость, пФ  
Время нарастания переходной характеристики канала Y, нс  
Диапазон значений коэффициента развертки, с/дел  
Основная погрешность измерения интервалов времени, %  
Входное сопротивление канала X, Ом и входная емкость, пФ  
Входное сопротивление канала Z, Ом и входная емкость, пФ  
Входное напряжение для модуляции яркости, В  

 

1. Определение амплитудно-частотной характеристики

и ширины полосы пропускания канала

вертикального отклонения осциллографа

1. 1. Собрать схему измерения согласно рис. 4. 1, установить режим непрерывной развертки при внутренней синхронизации. Переключатель входа осциллографа - в положение Открытый вход.

 

 


Рис. 4. 1

 

1. 2.  Подать с низкочастотного генератора Г3-109 на вход Y осциллографа синусоидальный сигнал напряжением 0, 5 В (среднеквадратическое значение) и частотой 50 кГц (опорная частота); установить с помощью переключателя входного аттенюатора и регулировки усиления в канале Y размах Н сигнала по вертикали около 2/3 высоты экрана и записать значение Н0 в делениях шкалы экрана.

Указание. Обратите внимание, что количество значащих цифр в этом значении будет определяться погрешностью отсчета отрезков по шкале экрана осциллографа. Оцените эту погрешность.

1. 3.  Устанавливая частоту измерительного сигнала, равной 50, 100, 1000Гц и 50, 100, 200 кГц, записать в табл. 4. 2 значения размаха H соответствующих осциллограмм с учетом оцененной погрешности отсчета отрезков.

Указание. Положение регуляторов коэффициента отклонения и усиления в канале Y в процессе эксперимента не изменять. В этом случае полученная зависимость размаха сигнала на шкале осциллографа от частоты будет соответствовать амплитудно-частотной характеристике (АЧХ) канала Y.

Для удобства отсчета размаха сигнала по шкале экрана можно переключить горизонтальный канал в режим внешней развертки. На экране при этом останется только вертикальная линия.

1. 4.  Отключить генератор Г3-109 и подключить ко входу Y высокочастотный генератор Г4-158; установить частоту сигнала 200 кГц и отрегулировать выходное напряжение генератора так, чтобы размах сигнала Н принял значение, полученное на частоте 200 кГц в п. 1. 3.

1. 5.  Продолжить измерения на частотах 0, 5; 1, 0; 5, 0; 10, 0; 12, 0 и 14, 0 МГц; результаты записать в табл. 4. 2.

Таблица 4. 2

f, Гц 103 5× 104 105 2× 105 5× 105 106 5× 106 10× 106 12× 106 14× 106
Н, дел       Н0                
                     

 

1. 6.  Построить график АЧХ (в дБ) по данным из второй строки табл. 4. 2; оценить изменение модуля коэффициента передачи канала Y осциллографа на частоте 10 МГц (нормируемая ширина полосы канала Y осциллографа С1-67) по отношению к его значению на опорной частоте 50 кГц (в дБ).

1. 7.  Определить граничное значение частоты fв полосы пропускания канала Y исследуемого экземпляра осциллографа, сделать вывод о соответствии ширины его полосы нормируемому значению этого параметра для осциллографа С1-67.

1. 8.  Определить рабочий диапазон частот осциллографа.

Указание.  Одной из причин искажения формы сигнала, на осциллограмме являются линейные искажения, вносимые каналом вертикального отклонения. Эти искажения обусловлены неидеальностью АЧХ канала Y. Нормируемыми параметрами АЧХ осциллографа являются ширина полосы пропускания - диапазон частот в пределах которого спад АЧХ не превышает 3 дБ относительно значения на опорной частоте, и неравномерность в полосе пропускания - максимальное отклонение модуля разности между коэффициентом передачи (в дБ) от его значения на опорной частоте в полосе пропускания канала Y.

АЧХ усилителя канала вертикального отклонения можно упрощенно аппроксимировать выражением

,                                    (4. 1)

f0, 7 - граница полосы пропускания канала, на которой значение модуля коэффициента передачи составляет 0, 707 от значения на опорной частоте, т. е. меньше на 3 дБ.

При этом импульсная характеристика канала Y (реакция четырехполюсника на сигнал в виде дельта-функции) будет определяться выражением

.                                          (4. 2)

При исследовании импульсных сигналов полезно иметь информацию о переходной характеристике (ПХ) канала вертикального отклонения (реакции канала на скачок напряжения с фронтом бесконечно малой длительности). Из теории цепей известно, что ПХ определяется выражением . Нормируемым параметром ПХ канала Y является время нарастания переходной характеристики tпх.

Для четырехполюсника, частотная характеристика которого описывается (4. 1), параметр tфрсвязан с шириной полосы пропускания f0, 7следующим образом:

                                                         (4. 3)

Знание t пхпозволяет скорректировать результаты измерения длительности фронтов исследуемых сигналов - исключить систематическую погрешность, обусловленную влиянием конечной ширины полосы пропускания (конечным значением времени нарастания переходной характеристики) канала Y.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...