ТЕМА 3. Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (4 часа)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методические указания к практическим занятиям
ТЕМА 1 -2. Дошкольная педагогика как наука. Методы педагогического исследования. Вопросы для обсуждения 1. Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. 2. Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, гуманизация, личностно-ориентированный подход, самоценность дошкольного детства, амплификация. 3. Источники развития дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике, данные смежных наук, лучший опыт дошкольных учреждений, экспериментальные исследования, связь дошкольной педагогики с другими науками. 4. Методы исследования: теоретические и эмпирические. Характеристика эмпирических методов исследования (наблюдение, методы опроса, эксперимент, тестирование и др.). 5. Применение методов исследования в курсовых, дипломных работах, при изучении опыта ДОУ. Учебно-исследовательские задания 1. Сравните определения предмета общей и дошкольной педагогики, данные авторами различных учебников (современных и вышедших 30-40 лет назад). Как изменилась трактовка предмета? Почему? 2. Дополните словарь педагогических терминов новыми понятиями. Основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, методы, средства, предмет, объект, задачи дошкольной педагогики. 3. Составьте схему, отражающую связь дошкольной педагогики с другими науками. Раскройте сущность этих связей. 4. Составьте схему «Методы педагогического исследования». 5. Подумайте, какие преимущества и недостатки есть у каждого из методов эмпирического исследования. Результаты оформите в таблице:
Метод исследования Преимущества использования Недостатки методов Пользуясь таблицей, обоснуйте необходимость применения всей системы методов педагогического исследования. 6. Расскажите о применении каких-либо методов исследования в своей педагогической деятельности (задание для работающих в ДОУ). Литература: 1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовск. сб. науч. трудов. Казань, 1988. 2. Введение в педагогическое исследование. М.: Просвещение, 1988 3. Венгер Л.А., Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1990. №8. 4. Диагностика развития личности и межличностных отношений в дошкольном возрасте / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1993. 5. Дошкольная педагогика / Под ред. А.В. Суровцевой. М., 1962. 6. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М., 1988. 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. Ч.1. Глава 1. 8. Дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Флериной. М., 1946. 9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 10. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования». М., 1997. 11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. 13. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1981. 14. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства // обновление дошкольного воспитания на современном этапе / Под ред. М.И.Журавлевой. М., 1981. 15. Исследовательская работа студентов педколледжей. Владимир, 1998. 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998. 17. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. М.,2008.
18. Лешли Д. Значение наблюдательности в работе с дошкольниками // Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. 19. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1972. 20. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980. 21. Поддъяков Н.Н. Современные психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб.науч. тр. М., 1988. 22. Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства // Дошкольное воспитание. 1987, №11. 23. Российская педагогическая энциклопедия / Главный редактор В.В.Давыдов. М., 1993. 24. Скалкова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.
ТЕМА 3. Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (4 часа) Вопросы для обсуждения 1. Движущие силы развития. Неравномерность процесса развития ребенка. Литические, критические, сензитивные периоды в развитии дошкольника. 2. Самоценность дошкольного детства. Амплификация как обогащение развития (А.В. Запорожец). 3. Особенности развития, задачи и содержание воспитания детей раннего возраста. 4. Ведущие линии развития и задачи воспитания детей от трех до семи лет. 5. Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек. 6. Значение половой идентификации в развитии личности. Полоролевое воспитание в ДОУ Учебно-исследовательские задания 1. Аргументируйте тезис о ведущей роли наследственности (среды, воспитания, внутренней активности личности) в процессе развития личности. Организуйте дискуссию по этому вопросу. Будьте готовы опровергнуть другую точку зрения. 2. Докажите преимущество амплификации развития над его искусственным ускорением. 3. Изучив литературу, установите зависимость между особенностями развития детей и общими правилами воспитания, заполните таблицу:
4. Составьте рекомендации для родителей по воспитанию девочки (мальчика) в семье. 5. Сторонником раздельного или совместного воспитания Вы являетесь? Обоснуйте свою точку зрения. 6. Подготовьте реферат на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» по плану: 1. Сущность адаптации. Понятие «социальная адаптация». 2. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к условиям ДОУ. 3. Система работы ДОУ по обеспечению благоприятной адаптации. При подготовке реферата воспользуйтесь материалами приложения №1. 7. Составьте рекомендации для родителей по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ. Используйте рекомендованную литературу и приложения. Литература 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977. Гл. 1, 3,4. 2. Богомолова Ф.А., Кутафин Ю.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста: Учебное пособие. М., 1988. 3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983. 4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988. Гл. 2. 5. Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник. 1995, №2 (август). 6. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М., 1986. 7. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Лямной. М., 1981. 8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1986. 9. Дарр Р. Первые три года жизни: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1992. 10. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. Ч.2. Глава 3. 11. Еремеева В.Д., Хризман Т.Н. Мальчики и девочки: два разных мира. М.: Линка – Пресс, 1998. 12. Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание. 1982, №6. 13. Коган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 14. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. №5, №9.
15. Мальчики и девочки: две половинки // Обруч. 1998. №6. 16. Маркова Т.А. О наших детях и некоторых проблемах воспитания // Дошкольное воспитание. 1995, №6. 17. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. 1980, №6. 18. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. М., 1993. 19. Основные условия психического развития личности // Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски. – Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. 20. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980. 21. Павлова Л. Современный малыш: Каков он? Портретная характеристика ребенка раннего возраста // Педагогический вестник. 1995, №8 (ноябрь). 22. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Издательство Российского открытого университета, 1992. 23. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986. 24. Попова С. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М., 1984. 25. Раздельное воспитание: за и против // Обруч. 1998. №6. 26. Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание. 1993, №4. 27. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. 1993, №8. 28. Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской. М.: Просвещение, 1980. 29. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против // Дошкольное воспитание. 2000. №4. 30. Теплюк С.Н. Как подготовить малыша к детскому саду // Дошкольное воспитание. 19991, №8. 31. Титаренко Т.М. Мальчики и девочки: Психологическое становление индивидуальности. Киев: Знание, 1989. 32. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М., 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|