Организационно-методические данные курса.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
__________________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ДИПЛОМАТИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по программному развитию
МГИМО (У) МИД России
А.Д. Богатуров
«___» ___________________ 2009 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«ИНСТИТУТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ»
Москва
Оборотная сторона титульного листа
Программа курса «Институты современной дипломатии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра «МО» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «МО».
Автор программы: Крылов Сергей Анатольевич, к.и.н., доцент.
Программа курса утверждена на заседании Кафедры Дипломатии
Факультета Международных отношений МГИМО (У) МИД России.
Протокол заседания № 9 от «17» июня 2009 г.
Подпись зав. кафедрой: _________ /Мелихов И.А./
Ó Крылов С.А., 2009
Ó МГИМО (У) МИД России, 2009
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Место курса в образовательной программе.
Курс «Институты современной дипломатии» предназначен для студентов, обучающихся в бакалавриате на 2 курсе факультета Международных отношений (Отделения Регионоведение и Международные отношения). При необходимости курс может быть прочитан и на других факультетах. Курс дает возможность студентам приобрести общие знания и компетенции, необходимые для работы в Центральном аппарате Министерства иностранных дел России и его загранучреждениях, в других ведомствах, учреждениях, государственных и корпоративных структурах, имеющих выход на международную арену. Курс органично связан с другими курсами образовательной программы, нацеленными на подготовку специалистов-аналитиков, участников международных переговоров, консульских работников и специалистов в сфере дипломатического сопровождения бизнеса, а также на овладение знаниями и умениями в области дипломатического протокола.
1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
В соответствии с назначением основной целью курса является изучение основ дипломатии и дипломатической службы с тем, чтобы студенты овладели теоретическими знаниями и получили первые практические навыки по предмету, которые будут необходимы при прохождении дипломатической службы. Программа курса носит как теоретический так и прикладной характер. Она предполагает наличие и развитие знаний как истории международных отношений, так и современных проблем мировой политики, полученных студентами на первом этапе обучения в Университете, и рассчитана на то, чтобы создать у них чёткое представление о государственных органах внешних сношений, роли и месте МИД в разработке и реализации внешнеполитического курса страны, об организации дипломатической службы, основных направлениях дипломатической и консульской работы, порядке разработки, принятия и реализации внешнеполитических решений. Программа призвана теоретически подготовить студентов к запланированным на последующих этапах обучения в Университете практическим курсам по кафедре Дипломатии.
Образовательные результаты курса:
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
|
Знание и понимание:
При успешном завершении курса слушатель овладевает пониманием теории и практики дипломатической работы и механизма выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений по проведению в жизнь внешней политики своего государства, отстаиванию его прав и интересов, максимально эффективно используя при этом свой интеллектуальный потенциал, приобретенные знания, умения и компетенции.
| Образовательные методики (формы проведения занятий):
лекции, семинары, консультации, коллоквиумы.
|
Форма проверки знаний:
оценка выступлений на семинарских занятиях, контрольные работы, экзамен.
|
КОМПЕТЕНЦИИ
|
Аналитические компетенции:
Слушатель демонстрирует способность к изложению своих знаний, исследованию и анализу истории дипломатии, теории и практики дипломатической службы, приобретает первые навыки по оценке последствий развития внутри и внешнеполитических ситуаций в стране и их прогнозирования.
| Образовательные методики (формы проведения занятий):
Лекции, семинары, консультации, коллоквиумы
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Выступления на семинарских занятиях, контрольные работы, экзамен.
.
|
Системные компетенции:
Культивирование и совершенствование способности слушателя подвергать сомнению сложившиеся стереотипы и предлагать новые нестандартные и креативные решения возникающих проблем, аргументировать и защищать свою позицию.
| Образовательные методики (формы проведения занятий):
Лекции, семинары, консультации, коллоквиумы
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Выступления на семинарских занятиях, контрольные работы, экзамен.
|
Коммуникационные компетенции:
Способность работать в мультимедийной и культурной среде, умение вести дискуссии с оппонентами, в т.ч. и с иностранными представителями.
| Образовательные методики (формы проведения занятий):
Ситуационные анализы – беседы на семинарских занятиях.
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Участие в ситуативных семинарах-беседах, экзамены.
|
Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке
|
Контрольная №1
| Проверяется умение обобщать, проанализировать и сделать выводы из усвоенного на лекциях, семинарских занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
| 10%
|
Контрольная №2
| Проверяется способность обобщить, проанализировать усвоенный материал и изложить собственное видение проблемы.
| 15%
|
Контрольная №3
| Проверяется умение и способность на основе сравнительного анализа представить свои выводы и оценки по усвоенному на лекциях, семинарах, самостоятельных занятиях.
| 25%
|
Работа на семинаре
| Проверяется и оценивается способность интенсивно и эффективно участвовать в коллективной работе по выявлению сущностного содержания обсуждаемой темы с использованием домашних заготовок.
| 10%
|
Ответ на экзамене
| Комплексная проверка приобретенных студентами знаний, умений и компетенций в ходе собеседования по тематике учебной программы.
| 40%
|
Итог
|
| 100%
|
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Организационно-методические данные курса.
Вид работы
| Трудоемкость (в акад. часах)
|
Общая трудоемкость
| 61,5
|
Аудиторная работа
|
|
Лекции
|
|
Практические занятия/семинары
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Внеаудиторные самостоятельные работы (домашняя контрольная работа)
|
|
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)
|
|
Виды текущего контроля (контрольные работы на семинарах)
|
|
Вид итогового контроля: экзамен
| 0,5
|
2.2. Тематический план курса.
Наименование разделов и тем
| Дневная форма обучения
|
Количество часов (в акад. часах)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
|
Тема 1. Дипломатия как институт и инструмент внешней политики.
.
|
|
|
|
|
Тема 2. Государственные органы внешних сношений. Компетенция и функции.
|
|
|
|
|
Тема 3. Порядок разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в Российской Федерации.
|
|
|
|
|
Тема 4. МИД России. Законодательная и нормативная база. Структура.
|
|
|
|
|
Тема 5. Установление и развитие дипломатических отношений. Дипломатический корпус.
|
|
|
|
|
Тема 6. Дипломатическое представительство.
|
|
|
|
|
Тема 7. Российское посольство, его задачи и функции. Структура и организация работы. Связь с Центром.
.
|
|
|
|
|
Тема 8. Прохождение дипломатической службы.
|
|
|
|
|
Тема 9. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешних связей России. Функции дипломатических представительств. МИД РФ в субъектах Федерации.
|
|
|
|
|
Итого по курсу:
|
|
|
|
|
Содержание курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: