Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950 г – по настоящее время)




РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Для понимания дальнейшего важно знать, как возникли и развивались основные понятия, ставшие затем фундаментом сложного и многоэтажного здания современного менеджмента. Естественно предположить, что управление в теперешнем рыночном понимании этого слова появилось тогда, когда возникли рыночные отношения. Для Европы этот период начался не так давно: всего 150-200 лет тому назад. Это был период развития капитализма, характеризуемый появлением новых производственных сил: первых заводов и фабрик, крупных банков, торговых домов и пр. и соответственно новых производственных отношений. Появились большие массы людей – рабочих и служащих, которыми необходимо было управлять. Особенно актуальной эта проблема стала в конце XIX века в промышленно развитых странах – США, Великобритании, Германии и др. Так возникла первая школа менеджмента ­ – школа научного управления.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА.

Школа научного управления (1885 – 1920 гг.)

Особенностью этой школы стало то, объектом изучения явилось производство на самом нижнем его уровне – рабочем месте.

Школа научного управления – это совокупность методов организации и нормирования труда; управления производственными процессами; подбора, расстановки работников и т.п.

Аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. В результате трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы (микродвижения). Это позволило разделить трудовой процесс на отдельные операции, выполнение которых поручалось нескольким работникам. При этом труд одного рабочего (специалиста) высокой квалификации заменяется работой нескольких неквалифицированных рабочих, не имеющих специальных знаний и навыков, что ускоряет трудовой процесс во много раз.

Продолжением и практическим развитием метода нормирования труда стало изобретение конвейера, который основное развитие получил в начале ХХ века (10–20 гг.) в США в автомобильной промышленности. Современную цивилизацию невозможно представить без использования конвейерных технологий. Любое массовое и крупносерийное производство всецело основано на этом методе (текстильная, легкая промышленность, автомобилестроение и т.п.). Однако, крупным недостатком метода является наличие однообразной, монотонной работы. С этим борются при помощи различных методов организации труда (смена рабочих мест на конвейере, применение особых приемов и пр.), а также автоматизацией и роботизацией этих процессов. Поэтому в настоящее время такие операции все больше вытесняются применением автоматических линий и роботизированных комплексов, для разработки которых опыт, накопленный в этой отрасли менеджмента, является неоценимым.

Уточним, что второе название этой школы – «тейлоризм», связано с именем Роберта Тейлора, который предложил распространить идеи нормирования труда не только на производство, но и на управленческие процессы. В 20-е годы ХХ века возникло целое направление этой деятельности, получившее название «Научная организация труда (НОТ)».

 

Административная (классическая) школа управления

(1920 – 1950 гг.)

Авторы, разрабатывающие методы научного управления, в основном работали в сфере производства, то есть работали на уровне ниже административного. Поэтому возникла административная школа управления, представители которой – высшие руководители в крупных организациях.

Главная цель школы – обоснование универсальных принципов руководства организации в целом.

Анри Файоль, основоположник этой школы, названный многими исследователями «отцом современного менеджмента», сформулировал набор таких принципов. Эти принципы касались двух основных аспектов:

• Построение структуры организации и управления работниками.

• Разработка рациональной системы управления организацией.

Принципы Анри Файоля (с краткими пояснениями):

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей.

2. Полномочия и ответственность.(см. далее раздел «Полномочия»)

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками, а также справедливо применяемые санкциив случае невыполнения задач.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала. Справедливая зарплата за службу.

8. Централизация. Речь идет о необходимой степени централизации, которая должна варьироваться в зависимости конкретных условий, т.е. необходима мера между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, от самого высшего до руководителя низшего звена.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950 г – по настоящее время)

Авторы первых двух школ рассматривали влияние человеческого фактора только на уровне принципов справедливой оплаты, экономического стимулирования и установлением формальных функциональных отношений. По мере развития психологии (особенно фрейдистской концепции подсознательного) в менеджменте стало осознаваться значение человеческого фактора. Поэтому в развитии менеджмента особое место занимает школа челове­ческих отношений, возникновение которой было связано с не­достатками классического подхода, не рассматривающим психо­логические проблемы управления.

Школу человеческих отношений (или новый «патернализм») ста­ли называть неоклассическим направлением. Крупными авторите­тами в этом направлении были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. М. Фоллет — первая из ученых определила менеджмент как "обес­печение выполнения работы с помощью других лиц".

Несомненным является и вклад Э. Мэйо в теорию менеджмента. Он показал на практике, что взаимоотношения в группе работников могут превзойти многие усилия руководителей в деле повышения производительности труда без денежных вложений.

Школа человеческих отношений по существу являлась психоло­гической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хо­роший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент, в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками работах, делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, автори­тете, власти, коммуникациях, лидерстве и др. явлениях

Позднее исследования Абрахама Маслоу и других психологов показали, что мотивами поступков людей являются, в основном, не только экономические силы, а различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. Поэтому исследователи этой школы стали делать упор на систему налаживания межличностных отношений.

После второй мировой войны изучение поведения людей на рабочем месте стало определяться другим подходом, получившим название поведенческого или бихевиористского [1] (bichavior – англ. – поведение). Поведенческий подход отошел от школы человеческих отношений и стал делать основной упор на раскрытии собственных возможностей работников, основываясь на достижениях поведенческих наук и применяя эти достижения к управлению организациями. Поведенческий подход стал очень популярен и почти полностью охватил всю область управления в 60–е годы. Однако, несмотря на важные положительные результаты, не следует переоценивать основной постулат этого метода, который гласит, что правильное применение поведенческих наук в управлении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и всей организации в целом. Применять такой подход следует в совокупности с другими подходами в менеджменте (см. далее).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...