Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческие роли руководителей




Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15].

Под ролью понимается функция, нормативно одобренный об­разец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную по­зицию.

Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются.

В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей.

Конвенциональные роли связаны со стандартизированными пра­вами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.

Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной ра­боте лиц, организованных в группы. От того, каким образом выпол­няются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание дан­ной личности.

Все руководители, независимо от того, к какому уровню управле­ния они относятся, выполняют различные социальные и управлен­ческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соот­ветствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации.

Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таб­лице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16].

По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в раз­ной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вме­сте взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.

 


Таблица 6. Управленческие роли руководителей

Управленческие роли Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли
Межличностные роли
Главный руководитель Осуществляет работы социального и правового характера. Осуществляет действия, определяемые статусом, в частности участие в церемониалах, осуществляет ходатайства от имени организации
Лидер Осуществляет практически все действия, в кото­рых участвуют подчиненные Отвечает за моти­вацию подчиненных, а также за подготовку и набор персонала
Связующее звено Участие в совещаниях за рамками данной органи­зации, контакты с другими субъектами управленческой деятельности других организации
Приемник информации Является центром внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. Отслеживает необходимую информацию специализирован­ного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую в организацию, осуществляет нужные контакты
Распространитель информации Поставляет информацию членом организации для усвоения и интерпретации, для формирования взглядов на нее внутри организации По его рас­поряжению идет рассылка почты для получения новой информации Осуществляет общение с подчиненными для передачи им информации (беседы, обзорная информация)  
Представитель Передает информацию во внешние организации. Является экспертом по вопросам данной отрасли. Участвует в заседаниях, выступает устно, обраща­ется через почту    
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Участвует в создании новых идей, контролирует разработку «проектов по совершенствованию» организации. Участвует в заседаниях по вопросам стратегии развития организации, обсуждении управленческих ситуаций
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия при не­ожиданных сбоях в работе организации. Участву­ет в обсуждениях стратегических и текущих во­просов, включающих проблемы и кризисы.
Распределитель ресурсов Участие в принятии и одобрении всех управлен­ческих решений по распределению ресурсов. Осуществляет различные действия по составлению бюджетов, программированию деятельности подчиненных и т. д.
Ведущий переговоры Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:

1. какие виды групп в организации вам известны?

2. чем отличаются неформальные группы?

3. В чём особенности неформальных групп?

4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении?

5. Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»?

6. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального?

7. Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

8. Что такое концентрация ограничений?

9. Какие требования предъявляет рынок к менеджеру?

10. Какие известны формы власти? Опишите их.

11. Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются?

12. В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния?

13. В чем заключается суть и особенности управленческих ролей?

14. Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?

 

 

ТЕКСТ ПО ТЕМЕ:

1. Формальные группы организации возникают:

а) спонтанно, в процессе функционирования;

б) при структуризации;

в) в процессе разработки целей организации.

2. Неформальная структура организации возникает:

а) при планировании;

б) при структуризации;

в) спонтанно.

3. Лидерство, это:

а) узаконенная сила в организации;

б) способность влиять на людей;

в) круг полномочий.

4. Законная власть:

а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать;

б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями;

в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания.

5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:

а) его статусу;

б) ситуации;

в) стадии жизненного цикла организации.

 

 


ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Объектом школы научного управления являются:

а) рабочее место;

б) организация в целом;

в) внешняя среда организации.

2. Развитие современного менеджмента основывается:

а) на элементах внутренней среды организации;

б) на адаптации организации к внешней среде;

в) на совершенствование организационных структур управления.

3. Системный подход позволяет:

а) выявить общие закономерности и проблемы организации.

б) выявить функции управления;

в) определить организационную структуру.

4. Структура организации относится:

а) к внутренним переменам;

б) внешнем переменам;

в) зависит от вида организации;

5. Достижение целей организации зависит:

а) от используемых ресурсов;

б) от организационной структуры управления;

в) от факторов внешней среды.

6. Целью организации является:

а) получение прибыли;

б) удовлетворение общественных потребностью;

в) конкурентоспособность.

7. Функции управления определяются:

а) организационно-правовой формой организации;

б) конъюнктурой рынка;

в) решаемыми задачами.

8. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием:

а) внутренних движущих сил;

б) внешних движущих сил;

в) внутренних и внешних движущих сил.

 

9. Неформальная структура организации возникает:

а) при планировании;

б) при структуризации;

в) спонтанно.

10. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:

а) его статусу;

б) ситуации;

в) стадии жизненного цикла организации

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Управление –целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Процесс управления – последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие.

Система управления – совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия.

Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

Объект управления – часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие.

Субъект управления – определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия.

Менеджмент – тип управления, который осуществляется в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска.

Менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.

Роль – модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Кооперация - это совместная работа для достижения общих целей или предназначения организации.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов в целом, ее подразделений, функциональных систем, отделов и служб и работников.

Целеполагание – процесс разработки и согласования основных целевых установок организации

Миссия организации смысл существования организации.

Видение – картина развития организации на 10-20 лет.

Цели – конкретизация миссии и видения в форме, доступной для управления процессом и реализации.

Стратегия – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Организация (организовывание) – одна из основных функций менеджера, задачами которой являются: формирование структуры организации; установление режимов работы подразделений, отношений между ними; обеспечение её всем необходимым; формирование её внутренней культуры.

Структура организации – формальная схема, по которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания.

Внутренняя культура – система ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой.

Единовластное управление – способ управления, при котором владельцы собственности распоряжаются ею по своему усмотрению, не считаясь с мнением коллектива.

Соучастное управление – способ управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией.

Норма управляемости – количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один менеджер.

Полномочия – ограниченное, организационно закрепленное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение определенных задач.

Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Делегирование полномочий – передача ответственности за выполнение части работы, за которую в целом продолжает нести ответственность руководитель.

Линейные полномочия – полномочия, передаваемые непосредственноот начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.

Штабные полномочия – полномочия, позволяющие советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

Штабные рекомендательные полномочия – полномочия, дающие право только консультировать линейное руководство.

Штабные полномочия обязательного согласования – полномочия, позволяющие обязать линейное руководство согласовывать решения со штабным аппаратом, прежде чем приступить к их реализации.

Штабные параллельные полномочия – полномочия, обладая которыми, штабной аппарат имеет право отклонить решение линейного аппарата.

Штабные функциональные полномочия – подразумевают, что аппарат может как предложить так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.

Штабной аппарат – лицо или группа лиц (отдел, служба), функция которых заключатся в консультировании и обслуживании деятельности организации.

Потребность – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.

Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Содержательные теории мотивации – теории,основанные на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом.

Процессуальные теории мотивации – теории, анализирующие поведение человека по распределению усилий для достижения различных целей.

Параллельные теории мотивации – теории, сочетающие элементы содержательных и процессуальных теорий.

Мотивационный менеджмент – построение управления на основе приоритетов тех или иных мотивов, это опора на моти­вы как средства управления.

Контрольчасть управленческой деятельности, то есть функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции.

Обратная связь – передача данных от объекта управления о полученных результатах субъекту управления.

Показатель результативности точно определяет, что должно быть конкретно получено, для того чтобы достичь общих целей организации.

Процесс – явление, протекающее во времени.

Самоконтроль – управление самим собой, организацией, людьми с целью ускорения решения проблем, осуществление мероприятий, работ, действий.

Стандарт – параметр (требование), которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам.

Информация – сведения об окружающем мире, отраженные в сознании человека, зафиксированные каким-либо способом и поэтому обладающие свойством воспроизводимости.

 

Управленческая информация – совокупность сведений, с помощью которых разрабатываются управленческие решения и осуществляется управленческое воздействие.

Коммуникация – процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств (долг, ценности, интересы, мотивы и пр.), которые определяют деятельностное восприятие информации.

Коммуникационный процесс – последовательность действий при общении людей.

Электронная почта – мгновенная передача письменных сообщений между компьютерами, связанными между собой.

Голосовая почта –система связи, которая оцифровывает произнесенное сообщение, передаёт его по сети и сохраняет на диске, чтобы получатель мог ознакомиться с ним позже.

Факс – система связи, позволяющая передавать печатные документы, содержащие и текст, и графику.

Телеконференция – система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени с помощью телефона или электронной почты.

Видеоконференция – система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени и при виде друг друга на экранах мониторов.

Электронный обмен данными – система передачи информации, позволяющая организациям обмениваться стандартными деловыми документами.

Интрасети (внутренние сети) – внутренние организационные системы передачи информации, основанные на Интернет-технологиях. Передаваемые по ним данные доступны только для служащих конкретной организации.

Адресность управленческого решения – характеристика, отвечающая на вопрос, кому решение предназначено.

Аргументированность управленческого решения – характеристика управленческого решения, раскрывающая необходимость, полезность решения, показывающая его своевременность и особенности.

Выбор – интеллектуально-мыслительный или эмоционально-чувственный акт признания доминирования в действиях одной из альтернатив и совершение действий в соответствии с этой доминантой.

Главная цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы. Качество управленческого решения – степень соответствия свойств управленческого решения реальным ценностям организации и общества.

Критерии – элементы, параметры или средства оценки управленческих решений, которые применяются на различных этапах процесса управления.

Критерии классификации управленческих решений – основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды решений.

Метод разработки управленческого решения – способ организации мыслительной деятельности руководителей, менеджеров, приводящий к получению решения.

Проблема – ведущее противоречие в несоответствии ситуации и цели управления.

Процесс управления – целенаправленное воздействие, согласующее труд людей в совместной деятельности.

Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

Управленческое решение – формула действия исполнителей, разрешение противоречия в несоответствии ситуации и цели, практическое решение проблемы.

Целенаправленность решения – соответствие решения цели управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления.

Целеполагание – исходный этап процесса управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления.

Этап процесса управления – часть процесса управления. Существуют четыре основных этапа процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение.

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого

Групповая динамика – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Команда – особая разновидность группы, члены которой, обладая взаимодополняющими навыками и умениями, сосредоточены скорее на достижении коллективного, нежели индивидуального результата работы, ответственны друг перед другом, привержены общей цели и, как правило, самоуправляемые.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Сплоченность – сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Роль – набор заранее установленных моделей поведения, предназначенных для человека, который занимает определенную социальную ячейку.

Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Структура группы – схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Лидерство –ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы

Группа – объединение индивидуумов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников.

Формальная структура – взаимное расположение должностей и связи между ними, заданные извне группы и определенные исходя из связи «руководство – подчинение»

Неформальная структура – принятые в группе взаимосвязи входящих в нее личностей.

Стиль менеджера – совокупность своеобразных методов, форм и приёмов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого воздействия.

Власть – возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков.

Харизма – власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя.

Традиционная власть – возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного

Власть информации – возможность и способность влиять на поведение людей обеспечивая, или напротив лишая их доступа к важной и нужной для них информации.

Власть принуждения – возможность оказывать влияние на поведение подчиненного посредством наказания: выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.

Власть вознаграждения – возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ: выплаты премий, объявления благодарности, продвижения по службе и др.

Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам.

Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

 

 


[1] Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в начале ХХ века, считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление

[2] Система – единство, совокупность взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое, ради достижения общей цели. Социотехническая система – сложная система, состоящая из технических (машины, оборудование и пр), биологические (люди, как биологические объекты) и социальных (группы и сообщества людей) подсистем и элементов.

[3] См. раздел «Научная школа управления»

[4] «Компьютерное проектирование – компьютерное производство» – полностью автоматизированные технологические системы, охватывающие весь производственный процесс: начиная от автоматизированного проектирования изделия до его изготовления с использованием компьютерных технологий управления производством и робототехники.

[5] Подробно эти методы рассматриваются в курсах маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента и др.

[6] Такое определение очень близко к определению понятия «система» и лишний раз подтверждает тот факт, что любая организация является системой (см. ниже «системный подход»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...