Управленческие роли руководителей
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15]. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются. В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей. Конвенциональные роли связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения. Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной работе лиц, организованных в группы. От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности. Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют различные социальные и управленческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации.
Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таблице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16]. По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.
Таблица 6. Управленческие роли руководителей
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: 1. какие виды групп в организации вам известны? 2. чем отличаются неформальные группы? 3. В чём особенности неформальных групп? 4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении? 5. Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»? 6. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального? 7. Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему? 8. Что такое концентрация ограничений? 9. Какие требования предъявляет рынок к менеджеру? 10. Какие известны формы власти? Опишите их. 11. Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются? 12. В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния? 13. В чем заключается суть и особенности управленческих ролей? 14. Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?
ТЕКСТ ПО ТЕМЕ: 1. Формальные группы организации возникают:
а) спонтанно, в процессе функционирования; б) при структуризации; в) в процессе разработки целей организации. 2. Неформальная структура организации возникает: а) при планировании; б) при структуризации; в) спонтанно. 3. Лидерство, это: а) узаконенная сила в организации; б) способность влиять на людей; в) круг полномочий. 4. Законная власть: а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать; б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями; в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания. 5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют: а) его статусу; б) ситуации; в) стадии жизненного цикла организации.
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Объектом школы научного управления являются: а) рабочее место; б) организация в целом; в) внешняя среда организации. 2. Развитие современного менеджмента основывается: а) на элементах внутренней среды организации; б) на адаптации организации к внешней среде; в) на совершенствование организационных структур управления. 3. Системный подход позволяет: а) выявить общие закономерности и проблемы организации. б) выявить функции управления; в) определить организационную структуру. 4. Структура организации относится: а) к внутренним переменам; б) внешнем переменам; в) зависит от вида организации; 5. Достижение целей организации зависит: а) от используемых ресурсов; б) от организационной структуры управления; в) от факторов внешней среды. 6. Целью организации является: а) получение прибыли; б) удовлетворение общественных потребностью; в) конкурентоспособность. 7. Функции управления определяются: а) организационно-правовой формой организации; б) конъюнктурой рынка; в) решаемыми задачами. 8. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием: а) внутренних движущих сил; б) внешних движущих сил; в) внутренних и внешних движущих сил.
9. Неформальная структура организации возникает: а) при планировании;
б) при структуризации; в) спонтанно. 10. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют: а) его статусу; б) ситуации; в) стадии жизненного цикла организации
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Управление –целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей. Процесс управления – последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие. Система управления – совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия. Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей. Объект управления – часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие. Субъект управления – определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия. Менеджмент – тип управления, который осуществляется в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска. Менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях. Роль – модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Кооперация - это совместная работа для достижения общих целей или предназначения организации. Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов в целом, ее подразделений, функциональных систем, отделов и служб и работников. Целеполагание – процесс разработки и согласования основных целевых установок организации Миссия организации смысл существования организации. Видение – картина развития организации на 10-20 лет. Цели – конкретизация миссии и видения в форме, доступной для управления процессом и реализации. Стратегия – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Организация (организовывание) – одна из основных функций менеджера, задачами которой являются: формирование структуры организации; установление режимов работы подразделений, отношений между ними; обеспечение её всем необходимым; формирование её внутренней культуры. Структура организации – формальная схема, по которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания.
Внутренняя культура – система ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой. Единовластное управление – способ управления, при котором владельцы собственности распоряжаются ею по своему усмотрению, не считаясь с мнением коллектива. Соучастное управление – способ управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией. Норма управляемости – количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один менеджер. Полномочия – ограниченное, организационно закрепленное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение определенных задач. Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Делегирование полномочий – передача ответственности за выполнение части работы, за которую в целом продолжает нести ответственность руководитель. Линейные полномочия – полномочия, передаваемые непосредственноот начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Штабные полномочия – полномочия, позволяющие советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Штабные рекомендательные полномочия – полномочия, дающие право только консультировать линейное руководство. Штабные полномочия обязательного согласования – полномочия, позволяющие обязать линейное руководство согласовывать решения со штабным аппаратом, прежде чем приступить к их реализации. Штабные параллельные полномочия – полномочия, обладая которыми, штабной аппарат имеет право отклонить решение линейного аппарата. Штабные функциональные полномочия – подразумевают, что аппарат может как предложить так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Штабной аппарат – лицо или группа лиц (отдел, служба), функция которых заключатся в консультировании и обслуживании деятельности организации. Потребность – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Содержательные теории мотивации – теории,основанные на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом. Процессуальные теории мотивации – теории, анализирующие поведение человека по распределению усилий для достижения различных целей. Параллельные теории мотивации – теории, сочетающие элементы содержательных и процессуальных теорий. Мотивационный менеджмент – построение управления на основе приоритетов тех или иных мотивов, это опора на мотивы как средства управления. Контроль – часть управленческой деятельности, то есть функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции. Обратная связь – передача данных от объекта управления о полученных результатах субъекту управления. Показатель результативности точно определяет, что должно быть конкретно получено, для того чтобы достичь общих целей организации. Процесс – явление, протекающее во времени. Самоконтроль – управление самим собой, организацией, людьми с целью ускорения решения проблем, осуществление мероприятий, работ, действий. Стандарт – параметр (требование), которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам. Информация – сведения об окружающем мире, отраженные в сознании человека, зафиксированные каким-либо способом и поэтому обладающие свойством воспроизводимости.
Управленческая информация – совокупность сведений, с помощью которых разрабатываются управленческие решения и осуществляется управленческое воздействие. Коммуникация – процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств (долг, ценности, интересы, мотивы и пр.), которые определяют деятельностное восприятие информации. Коммуникационный процесс – последовательность действий при общении людей. Электронная почта – мгновенная передача письменных сообщений между компьютерами, связанными между собой. Голосовая почта –система связи, которая оцифровывает произнесенное сообщение, передаёт его по сети и сохраняет на диске, чтобы получатель мог ознакомиться с ним позже. Факс – система связи, позволяющая передавать печатные документы, содержащие и текст, и графику. Телеконференция – система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени с помощью телефона или электронной почты. Видеоконференция – система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени и при виде друг друга на экранах мониторов. Электронный обмен данными – система передачи информации, позволяющая организациям обмениваться стандартными деловыми документами. Интрасети (внутренние сети) – внутренние организационные системы передачи информации, основанные на Интернет-технологиях. Передаваемые по ним данные доступны только для служащих конкретной организации. Адресность управленческого решения – характеристика, отвечающая на вопрос, кому решение предназначено. Аргументированность управленческого решения – характеристика управленческого решения, раскрывающая необходимость, полезность решения, показывающая его своевременность и особенности. Выбор – интеллектуально-мыслительный или эмоционально-чувственный акт признания доминирования в действиях одной из альтернатив и совершение действий в соответствии с этой доминантой. Главная цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы. Качество управленческого решения – степень соответствия свойств управленческого решения реальным ценностям организации и общества. Критерии – элементы, параметры или средства оценки управленческих решений, которые применяются на различных этапах процесса управления. Критерии классификации управленческих решений – основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды решений. Метод разработки управленческого решения – способ организации мыслительной деятельности руководителей, менеджеров, приводящий к получению решения. Проблема – ведущее противоречие в несоответствии ситуации и цели управления. Процесс управления – целенаправленное воздействие, согласующее труд людей в совместной деятельности. Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Управленческое решение – формула действия исполнителей, разрешение противоречия в несоответствии ситуации и цели, практическое решение проблемы. Целенаправленность решения – соответствие решения цели управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления. Целеполагание – исходный этап процесса управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления. Этап процесса управления – часть процесса управления. Существуют четыре основных этапа процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение. Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого Групповая динамика – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие. Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу. Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами. Команда – особая разновидность группы, члены которой, обладая взаимодополняющими навыками и умениями, сосредоточены скорее на достижении коллективного, нежели индивидуального результата работы, ответственны друг перед другом, привержены общей цели и, как правило, самоуправляемые. Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии. Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими. Сплоченность – сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой. Роль – набор заранее установленных моделей поведения, предназначенных для человека, который занимает определенную социальную ячейку. Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус). Структура группы – схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе. Лидерство –ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы Группа – объединение индивидуумов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников. Формальная структура – взаимное расположение должностей и связи между ними, заданные извне группы и определенные исходя из связи «руководство – подчинение» Неформальная структура – принятые в группе взаимосвязи входящих в нее личностей. Стиль менеджера – совокупность своеобразных методов, форм и приёмов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого воздействия. Власть – возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей. Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков. Харизма – власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя. Традиционная власть – возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного Власть информации – возможность и способность влиять на поведение людей обеспечивая, или напротив лишая их доступа к важной и нужной для них информации. Власть принуждения – возможность оказывать влияние на поведение подчиненного посредством наказания: выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Власть вознаграждения – возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ: выплаты премий, объявления благодарности, продвижения по службе и др. Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам. Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.
[1] Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в начале ХХ века, считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление [2] Система – единство, совокупность взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое, ради достижения общей цели. Социотехническая система – сложная система, состоящая из технических (машины, оборудование и пр), биологические (люди, как биологические объекты) и социальных (группы и сообщества людей) подсистем и элементов. [3] См. раздел «Научная школа управления» [4] «Компьютерное проектирование – компьютерное производство» – полностью автоматизированные технологические системы, охватывающие весь производственный процесс: начиная от автоматизированного проектирования изделия до его изготовления с использованием компьютерных технологий управления производством и робототехники. [5] Подробно эти методы рассматриваются в курсах маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента и др. [6] Такое определение очень близко к определению понятия «система» и лишний раз подтверждает тот факт, что любая организация является системой (см. ниже «системный подход»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|