Принципы терапии хронического болевого синдрома у онкологического больного
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эталон ответа к билету № 1 Задача Вы участковая медицинская сестра на патронаже у ребёнка 7 месяцев, недавно прибывшего на участок из сельской местности. Мать предъявляет жалобы на беспокойство ребёнка, плохой сон, потливость волосистой части головы. Из анамнеза известно, что малыш с рождения на искусственном вскармливании, получает коровье молоко, изредка соки, витамин Д не получал. Гуляют с ребёнком мало т.к. мать работает, а за малышом до этого времени присматривала прабабушка. При осмотре: кожные покровы чистые, бледные. Отмечается увеличение лобных и теменных бугров, большой родничок размером 2,5 х 2 см, края родничка мягкие, кости черепа мягкие. Зубов ещё нет. Живот мягкий, увеличен в объёме, а в положении лёжа на спине, распластан. Стул и мочеиспускание в норме. Ребёнок накануне осмотрен врачом, поставлен диагноз: Рахит 2 степени тяжести, период разгара, подострое течение. Назначено специфическое лечение витамином Д в дозе 2000 МЕ в сутки. Задания 1. Проинформируйте мать ребёнка о причинах заболевания, проконсультируйте по вопросам организации рационального вскармливания в соответствии с возрастом и потребностями ребёнка. 2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по приоритетным проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Дайте рекомендации матери по применению витамина Д с лечебной целью. Эталон ответа к задаче 1.Рахит- заболевание обмена веществ с преимущественным нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Ведущую роль в развитии рахита играет дефицит витамина Д, возникающий из-за недостаточного поступления его с пищей и недостаточного образования его в коже. Ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании должен получать адаптированные молочные смеси, максимально приближенные кженскому молоку и содержащие витамин Д. При введении прикорма использовать продукты, содержащие витамин Д (гречневую кашу, желток яйца, сливочное и растительное масло, морскую рыбу). Коровье молоко следует максимально ограничить из-за высокого содержания кальция и фосфатов. Каши готовить на овощном отваре.
2. Настоящие проблемы пациента: - беспокойство, потливость головы из-за вегетативной дисфункции; - плохой сон; - нерациональное вскармливание из-за дефицита знаний у матери ребёнка по данному вопросу; - отставание ребёнка в моторном развитии из-за мышечной гипотонии; - размягчение костей черепа из-за нарушения минерального обмена. Приоритетная проблема: - нерациональное вскармливание из-за дефицита знаний у матери. Потенциальная проблема: - риск развития грубых деформаций скелета и нарушения функций внутренних органов. Цель краткосрочная: вскармливание наладится к концу 1-й недели. Цель долгосрочная: через 1-2 недели мать демонстрирует знания по вопросам рационального питания грудных детей.
3. В настоящее время на аптечном рынке из препаратов витамина Д имеется аквадетрим, 1 капля которого содержит 500 МЕ. Так как врачом назначена доза 2000 МЕ в сутки, то ребёнку следует давать 4 капли препарата (2000:500 = 4) в один или 2 приёма. Продолжительность лечения 30-45 дней под контролем пробы Сулковича.
Эталон ответа к билету № 2 Задача На приёме в детской поликлинике мать с ребёнком 6-ти месяцев, которая предъявляет жалобы на часто возникающие опрелости в паховых складках, не смотря на хороший уход. Из анамнеза известно, что ребёнок с 3-х месяцев на искусственном вскармливании. В настоящее время получает смесь «Малыш», соки, овощное и фруктовое пюре. Несколько дней назад по совету бабушки мать ввела в рацион ребёнка манную кашу, приготовленную на коровьем молоке, после чего у ребёнка появилось покраснение и шелушение щёк. При осмотре: состояние малыша удовлетворительное, tо 36,6о С. Кожа щёк гиперемирована, отёчная, шелушится, имеются небольшие расчёсы. В паховых складках яркая гиперемия, мелкие эрозии. Подкожно-жировая клетчатка хорошо развита. При аускультации в лёгких пуэрильное дыхание, хрипов нет, тоны сердца ясные, ритмичные, ЧД 30 в минуту, ЧСС 120 уд.в 1 минуту. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Стул и мочеиспускание в норме. Врач поставил диагноз: Экссудативно-катаральный диатез. Назначены антигистаминные препараты (супрастин 8 мг или ¼ таблетки 2 раза в день) и энтеросорбенты. Задания 1. Проинформируйте мать ребёнка о причинах заболевания и прогнозе. 2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Дайте рекомендации матери по организации рационального питании ребёнку с экссудативно-катаральным диатезом, обучите правильному приёму супрастина и энтеросорбентов.
Эталон ответа к задаче 1.ЭКД обусловлен генетическими факторами (наследственную предрасположенность имеют 70-80 % детей), возрастными особенностями ферментной системы пищеварительного тракта и иммунологической защиты, а также воздействием внешней среды. Различают иммунные и неиммунные формы диатеза. Иммунный ЭКД появляется с первых дней жизни, характеризуется наследственной склонностью к гиперпродукции иммуноглобулинов Е, непрерывно-рецедивирующим течением кожных проявлений, неэффективностью терапии. Эта форма ЭКД в дальнейшем может трансформироваться в аллергические болезни (экзема, нейродермит и др.). Большинство детей (70-80%) имеет неиммунную форму ЭКД, обусловленную избыточной продукцией гистамина тучными клетками либо недостаточной его инактивацией. У грудных детей чувствительность тканей к гистамину более высокая, но с возрастом уменьшается и к 2-3 годам проявления ЭКД исчезают. 2. Настоящие проблемы пациента: - нарушение целостности кожных покровов из-за нарушения обмена веществ и неправильного питания; - неправильное питание ребёнка из-за дефицита знаний матери по вопросам рационального вскармливания грудных детей. Приоритетная проблема: - неправильное питание ребёнка из-за дефицита знаний матери о рациональном вскармливании. Потенциальная проблема: - риск развития аллергических заболеваний. Цель краткосрочная: питание наладится через 1-2 дня. Цель долгосрочная: через 1 неделю мать демонстрирует знания по вопросам рационального питания.
3. Питание полноценное с исключение облигатных аллергенов. Детям с избыточной массой ограничивать каши, кисели, мучные изделия, при обострении заболевания исключить сахар. Рекомендуется дополнительное введение солей калия, ограничение поваренной соли и жидкости. В случае упорного течения диатеза, особенно при доказанной аллергии к коровьему молоку, детей переводят на смеси на основе миндального или соевого молока. Первый прикорм - овощное пюре детям с ЭКД, находящимся на искусственном вскармливании, следует вводить раньше, в 4 -4,5 месяца. Из каш предпочтение отдавать гречневой, пшенной, рисовой. Каши готовят на овощных отварах.
Для установления индивидуальной непереносимости к определённому виду пищи необходимо вести пищевой дневник, в котором мать отмечает реакцию ребёнка на введение в рацион нового продукта питания. Эталон ответа к билету № 3 Задача Вы участковая медсестра пришли навестить больного ребёнка 8 лет с диагнозом: Ветряная оспа. Девочка больна 2-й день, накануне осмотрена врачом. На данный момент температура тела 37,1 0 С. Со слов матери, девочка отказывается от еды из-за высыпаний на слизистой полости рта, плохо спит т.к. высыпания сопровождаются зудом. Мать при осмотре ребёнка врачом не присутствовала и не знает чем и как обрабатывать элементы сыпи. При осмотре: состояние ребёнка удовлетворительное, на коже по всему телу полиморфная сыпь (папулы и везикулы). Слизистая оболочка полости рта умеренно гиперемирована, на твёрдом и мягком нёбе имеется несколько везикул. Физиологические отправления в норме. Задания 1. Проинформируйте мать ребёнка о причинах заболевания и необходимости изоляции больного от здоровых детей. Укажите срок изоляции. 2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
3. Дайте рекомендации матери ребёнка по правилам обработки элементов ветряночной сыпи. Эталон ответа к задаче 1. Ветряная оспа вызывается вирусом из семейства герпетических, передаётся воздушно-капельным путём. Наиболее восприимчивы к вирусу дети до 7 лет, они же чаще болеют. Больных детей необходимо изолировать от здоровых т.к. они являются источником инфекции. Срок изоляции 5 дней с момента последнего высыпания или 10 дней от начала высыпаний на коже. 2. Настоящие проблемы пациента: - отказ от еды из-за высыпаний на слизистой полости рта; - плохой сон из-за зуда кожи; - дефицит знаний у матери по уходу за кожей и слизистыми полости рта при ветряной оспе. Приоритетная проблема: - дефицит знаний у матери по уходу за кожей и слизистыми полости рта при ветряной оспе. Потенциальная проблема: - риск присоединения вторичной инфекции (абсцессы на коже, флегмона, стоматит и др.) Цель краткосрочная: матьзнает чем и как обрабатывать элементы сыпи на коже и слизистых после беседы с медсестрой. Цель долгосрочная: течение заболевания гладкое, без осложнений; выздоровление к 10-му дню от начала высыпания на коже.
3. Элементы сыпи обрабатывают ватной палочкой, смоченной в 1-2% водном или спиртовом растворе Бриллиантового зелёного или 5% растворе перманганата калия. Каждый элемент обрабатывается отдельно 3 раза в день (т.к. растворы зелёнки и марганцовки стираются об одежду), кроме того появляются новые элементы сыпи.
Эталон ответа к билету № 4 Задача Вы постовая медсестра в детском инфекционном отделении, куда поступила девочка 6 лет с диагнозом: Скарлатина. Ребёнок жалуется на боль в горле при глотании и головную боль. Со слов матери, девочка почти ничего не ест и не пьёт из-за боли в горле. При осмотре: состояние средней степени тяжести, температура 38,50С. На гиперемированном фоне кожи имеется обильная мелкоточечная сыпь. Слизистые зева гиперемированы, миндалины увеличены, имеются гнойные пробки в лакунах. Язык густо обложен белым налётом, кончик его малиновый. При аускультации: дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, громкие, Ps 120 уд.в 1 минуту, ЧДД 25 в 1 мин. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме. Врачом назначена бензил - пенициллина натриевая соль в/м в дозе 500 000 ЕД 4 раза в день, полоскание зева солевым раствором и обработка антисептиком. Задания 1. Проинформируйте мать ребёнка о причинах заболевания, путях передачи инфекции, необходимости диспансерного наблюдения после выздоровления, возможных осложнениях. 2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Объясните правила разведения пенициллина и как набрать необходимую дозу, если в отделении имеются флаконы с пенициллином по 1 000 000 ЕД. Эталон ответа к задаче 1. Скарлатина вызывается гемолитическим стрептококком группы А, передаётся воздушно-капельным путём (при разговоре, кашле, чихании на близком расстоянии – в пределах одной комнаты) и контактно- бытовым (через игрушки, посуду, которыми пользовался больной или носитель стрептококка). Ребёнок перенёсший скарлатину должен наблюдаться педиатром в течении 1-го месяца для профилактики поздних осложнений, таких как ревматизм и гломерулонефрит. 2. Настоящие проблемы пациента: - Температура 38,50С; - боль в горле при глотании; - отказ от еды и питья из-за боли в горле. Приоритетные проблемы: - отказ от еды и питья из-за боли в горле - температура 38,50С Потенциальные проблемы: - риск возникновения осложнений местных (паратонзиллярный абсцесс и др.) и инфекционно-аллергических (ревматизм, нефрит, миокардит и др.). Цель краткосрочная: Температура понизится к концу первых суток на 0,5 - 10С, ребёнок начнёт есть и пить. Цель долгосрочная: течение заболевания гладкое, без осложнений; выздоровление к 10 дню от начала заболевания.
3.Бензил-пенициллина натриевая соль обычно разводится 0,5 % раствором новокаина (или дикаином) в соотношении 1:1 т.е. на 1 000 000 ЕД (1г сухого вещества) берётся 10 мл новокаина. Затем набирается в шприц 5 мл раствора и вводится глубоко в ягодичную мышцу.
Эталон ответа к билету № 5 Задача Вы патронажная медсестра зашли навестить ребёнка 1,5 лет, который вчера осмотрен врачом и с диагнозом: ОРВИ, оставлен на дому для амбулаторного лечения. Из записи врача в амбулаторной карте ребёнка вам известно, что были жалобы на сухой кашель и субфебрильную температуру. Состояние при осмотре было удовлетворительное, кожные покровы чистые розовые, слизистые зева гиперемированы. При аускультации: в лёгких выслушивалось пуэрильное дыхание, тоны сердца ясные и ритмичные, ЧДД 35 в 1 мин., ЧСС 120 ударов в минуту. Сегодня, со слов матери, состояние малыша ухудшилось: кашель ночью усилился, стал грубый, лающий, голос охрип. При осмотре: Состояние средней тяжести, температура 37,80 С. Кожные покровы чистые, бледные, появился цианоз носогубного треугольника. Дыхание в покое шумное, затруднён вдох, отмечается втяжение межрёберных промежутков и ярёмной ямки, ЧДД 42 в 1 минуту, Ps 130 ударов в 1 минуту. Физиологические отправления в норме. Задания 1. Проинформируйте мать ребёнка о возникшем состоянии и необходимости срочной госпитализации. 2. Выявите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 2. Дайте рекомендации матери ребёнка по оказанию неотложной помощи при стенозе гортани на догоспитальном этапе. Эталон ответа к задаче 1. Острая респираторно-вирусная инфекция осложнилась стенозом гортани. Стеноз гортани – это неотложное состояние, требующее оказания неотложной помощи в условиях стационара. 2. Настоящие проблемы пациента: - грубый, лающий кашель; - повышение температуры; - нарушение дыхания (дыхание шумное, учащенное с затруднённым вдохом и участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания) вследствии воспаления и стеноза гортани. Приоритетная проблема: - нарушение дыхания. Потенциальная проблема: - угроза для жизни (из-за остановки дыхания и прекращения сердечной деятельности). Цель краткосрочная: состояние ребёнка не ухудшится до приезда скорой помощи. Цель долгосрочная: дыхание восстановится к концу первых суток после проведения ингаляций с бронхо- и муколитиками в стационаре.
3. Обучить мать ребёнка оказанию доврачебной неотложной помощи при стенозе гортани в домашних условиях для поддержания ребёнка в стабильном состоянии до приезда МСП (машины скорой помощи). Смотри план сестринского ухода.
Эталон ответа к билету № 6 Задача Вы участковая медицинская сестра терапевтического участка городской поликлиники пришли навестить пациентку И. 60-и лет, проживающую совместно с дочерью. Пациентке год назад была проведена мастэктомия справа по поводу рака молочной железы. В настоящее время её с клинической группой IV, перевели под наблюдение участкового терапевта на симптоматическое лечение. Состояние прогрессивно ухудшается: усиливается хронический болевой синдром, боль локализуется в грудном отделе позвоночника, правой руке, купируется двумя таблетками кетонала по 100 мг на 3 часа; также имеются жалобы на сильную общую слабость, быструю утомляемость, отсутствие аппетита, отёк правой руки, бессонницу из-за болей и мыслей о скорой смерти. Свой диагноз и прогноз женщина знает. Состояние ухудшилось 2 дня назад: перестала подниматься с постели, с трудом садится на горшок возле кровати, с которого не может встать без посторонней помощи. За женщиной ухаживает дочь, которая ежедневно работает. Дочь выказывает растерянность по поводу предстоящего ухода за лежачей больной. При осмотре: пациентка истощена, говорит тихо, на вопросы отвечает односложно. Кожные покровы и слизистые суховаты, бледные, чистые; тургор тканей снижен. Правая рука отёчная, активные движения ограничены из-за болей и контрактур. Послеоперационный рубец чистый. ЧДД 20 в минуту, пульс ритмичный, частота 95 в минуту, слабого наполнения и напряжения; АД 90/50 мм.рт.ст. Живот мягкий, впалый, безболезненный, печень не увеличена. Стул самостоятельный 1 раз в неделю, с затруднениями, без примесей. Мочи мало, насыщенно-жёлтого цвета, т.к. пациентка ограничивает себя в питье, чтобы реже мочиться. На нижних конечностях выражен венозный рисунок, отёков и трофических изменений нет, ногти подстрижены. Квартира двухкомнатная, благоустроенная. Комната у пациентки отдельная, есть телевизор, но она не хочет его смотреть – «раздражают звуки». Задания 1.Проинформируйте пациентку и её дочь о возможных осложнениях, возникающих у лежачих больных и их профилактике. 2. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетным проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Дайте рекомендации пациентке и её дочери по принципам проведения ступенчатой терапии хронического болевого синдрома у онкологических больных. Эталон ответа к задаче 1. Возможные осложнения у лежачих больных: - развитие пролежней; - гипостатическая пневмония; - развитие венозных тромбозов и тромбоэмболии легочной артерии; - контрактуры суставов. Профилактика осложнений: - смена положения в постели каждые 2 часа; - гигиенические мероприятия (уход за кожными покровами, обработка кожи в местах частого образования пролежней и др.); - подбор и смена подгузников, смена белья у лежачего пациента, отсутствие складок, крошек на постели; - применение противопролежневых систем; - соблюдение питьевого режима (не менее 1,5 литров в день), полноценное питание; - проведение дыхательной гимнастики, упражнения в постели для улучшения лимфатического и венозного дренажа и профилактики контрактур, компрессионные чулки, массаж. 2. Настоящие проблемы пациентки: - хроническаяболь - ограничение двигательной активности с дефицитом самоухода - отёк правой руки - обезвоживание - истощение - страх смерти - дефицит знаний и умений дочери по уходу за лежачими больными Приоритетные проблемы: - хроническая боль - ограничение двигательной активности с дефицитом самоухода - дефицит знаний и умений дочери по уходу за лежачими больными Потенциальные проблемы: - риск развития пролежней - риск гипостатической пневмонии - риск венозных тромбозов и тромбоэмболии легочной артерии - риск обезвоживания - риск присоединения инфекции мочевыводящих путей - риск суицида или просьбы об эвтаназии Цель краткосрочная: боль купируется после коррекции противоболевой терапии; Цель долгосрочная: дочь имеет навыки ухода за больной матерью после обучения медицинской сестрой.
Принципы терапии хронического болевого синдрома у онкологического больного - Тщательная оценка боли, наблюдение в динамике за эффективностью и безопасностью терапии; - по возможности стараться использовать неинвазивные формы анальгетиков (через рот, трансдермальные терапевтические системы – ТТС, в свечах) - поступенчатое назначение анальгетиков «по восходящей»: 1-я ступень: ненаркотические анальгетики (кетопрофен, кеторолак, ибупрофен, баралгин и пр.) 2-я ступень: слабый опиат + ненаркотический анальгетик (слабые опиаты: трамадол, кодеин; комбинированные – «Нурофен плюс», «Пенталгин -Н», «Пенталгин +», «Залдиар» и др.) 3-я ступень: сильный опиат + ненаркотический анальгетик (сильные опиаты: морфин, промедол, фентанил в пластырях, бупренорфин в пластырях). На каждой ступени при необходимости адьювантная (дополнительная) терапия. - прием анальгетиков по часам, а не по требованию; - индивидуальный подбор и адекватный режим дозирования; - контроль и лечение побочных эффектов.
Эталон ответа к билету № 7 Задача Вы медицинская сестра в хирургическом отделении. В отделение поступил пациент с диагнозом: Заболевание желудка, которого беспокоит боль в эпигастрии, не связанная с приёмом пищи, снижение аппетита, отвращение к мясной пище, чувство переполнения желудка после еды (иногда пациент сам себе вызывает рвоту для облегчения). За последние 4 месяца похудел на 9 кг. При обследовании выявлена опухоль, расположенная в пилорическом отделе желудка. Врач сообщил пациенту, что предстоит операция. Пациент стал волноваться, в разговоре с медсестрой высказал опасения, что вряд ли перенесет операцию, так как его родственник умер от подобной операции. Задания 1. Проинформируйте пациента о плане подготовки к операции. 2.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетным проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Дайте рекомендации пациенту по правилам применения обезболивающих препаратов, назначенных врачом в послеоперационном периоде. Эталон ответа к задаче 1. План предоперационной подготовки а.Накануне операции вечером покормить пациента легким ужином и предупредить его, чтобы утром он не принимал пищу и питье. б.На ночь сделать очистительную клизму. в.Вечером провести полную санитарную обработку. г.По назначению врача на ночь дать снотворные препараты. д.Утром в день операции: -измерить температуру -поставить очистительную клизму -побрить операционное поле -перед премедикацией предложить пациенту помочиться -провести премедикацию -отвезти пациента на каталке в операционную. 2. Настоящие проблемы пациента: - снижение массы тела; - боль в эпигастральной области; - снижение аппетита; - отвращение к мясной пище; - страх перед операцией. Приоритетная проблема: - Страх перед операцией Потенциальные проблемы: - риск нагноения послеоперационной раны; - риск рецидива опухоли. Цель: пациентпреодолеетстрах перед операцией после нескольких бесед с медсестрой и родственниками.
3. - Медсестра должна объяснить пациенту, что послеоперационная боль может создать ему неудобства, замедлить восстановление и даже повлиять на исход лечения. М/с объяснит правила применения обезболивающих препаратов, назначенных врачом в послеоперационном периоде. Например: анальгин 1-2 мл 25% 2-3 раза в день в/м. - Объяснить пациенту, что если после введения обезболивающего препарата боль сохраняется, то об этом необходимо сообщить; не стоит терпеть и преуменьшать боль. 4.При неэффективности будет назначено другое обезболивающее средство. Эталон ответа к билету № 8 Задача Вы медсестра отделения гнойной хирургии, к вам поступила пациентка с жалобами на уплотнение и боль в правой подмышечной впадине. Со слов пациентки, несколько дней назад выбрила волосы в подмышечных впадинах. При локальном осмотре медицинская сестра обнаружила в правой подмышечной впадине уплотнение округлой формы, болезненное на ощупь, кожа над ним гиперемирована, отмечается местное повышение температуры. При общемосмотре совместно с врачом: t 36.7о С, состояние удовлетворительное, кожа физиологической окраски, чистая. Подкожно-жировой слой выражен умеренно, лимфоузлы не пальпируются. При аускультации дыхание в лёгких везикулярное, тоны сердца ясные, ритмичные. Ps 68 уд. в 1 мин., хорошего наполнения и напряжения. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень и селезёнка не увеличены. Стул и мочеиспускание в норме. Диагноз: Гидраденит. Задания 1. Проинформируйте пациентку о заболевании и его профилактике. 2.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетным проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 3. Составьте план беседы для пациентки о необходимости проведения консервативного лечения, в том числе и о применении антибактериальных средств. Эталон ответа к задаче 1. Гидраденит – это воспаление потовых желез. План беседы о профилактике гидраденита - Осторожное выбривание волос в подмышечной области. - Обработка антисептическими растворами. - Соблюдение личной гигиены. -Нельзя носить вещи из грубой ткани. - Необходимо пользоваться одноразовыми станками. - Нельзя переохлаждаться. - Регулярно проводить обследование подмышечной области.
2. Настоящие проблемы пациента: - боль и уплотнение в правой подмышечной области; - дефицит самоуходда. Приоритетная проблема: -боль и уплотнение в правой подмышечной впадине вследствии развития гидраденита. Потенциальные проблемы:
-риск вторичного инфицирования; -риск рецидива заболевания. Цель: боль пациентку перестанет беспокоить, уплотнение рассосётся череч несколько дней после нач
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|