Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эталонные качества телеведущего




 

Формулируя причины внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего, Виктор Максимович Шепель выделяет следующие эталонные качества [16; 32-48]:

1. Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм. Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье - обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.

2. Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.

3. Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, "работает" на ведущего.

4. Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего.

5. Белые и ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Писатель и журналист Н.И. Новиков писал: " Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека " [19].

6. Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Обладатель резкого, визгливого, "деревянного" голоса профессионально исключается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь. Ведущий обладает четкой дикцией и выразительными интонациями: ни одна запятая из текста не должна остаться непонятой аудиторией. Некоторые профессионалы заранее помечают текст особыми значками, обозначающими паузы, речевые периоды, снижение и повышение тембра, речевой мелодии, которая ни в коем случае не должна быть монотонной, усыпляющей.

7. Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информации. Если говорить о значении невербальных средств в работе телеведущего, то следует обратить внимание на такие весьма важные обстоятельства.

8. Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг, - великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.

9. Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания. К сожалению, иные наши телеведущие бесцеремонны в обращении со своими собеседниками: не дают им высказать свои мысли полностью, часто перебивают встречными вопросами, которые к тому же не умеют чётко сформулировать. Видно, им не ведом совет Цицерона: не принимай свой разговор за вотчину, из которой надо вытеснить собеседника.

Внимание к внешним проявлениям имиджа не вытесняет психологической составляющей этой многокомпонентной структуры. Психологи настаивают на том, что базовой структурой имиджа является психотип. Классификация П. Волкова предлагает выделение таких психотипов, как:

1. Эпилептоидный (ему свойственны обстоятельность, злобноватость, вязкость, льстивость, мстительность, подозрительность и т.д.);

2. Инфантильно-ювенильный (характерные черты - яркость впечатлений, жизнь моментом, яркость воображения и фантазии, упрямое стремление поступать вопреки и т.д.);

3. Астенический (повышенная впечатлительность, аккуратность, исполнительность, скромность, усидчивость, "тихие увлечения" и т.д.);

4. Шизоидный (уход в себя, переживание личного одиночества, склонность к идеалистическому мироощущению);

5. Гипертонический (свойственны энергичность, предприимчивость, по натуре - явное лидерство, выразительный голос, живая речь и т.д.) [2; 150-186].

Профессиональный ведущий - это особый тип личности, обладающий целым спектром различных качеств. Эдакий греческий идеал: красота тела и духа. Профессионал-ведущий вносит в дом вместе с новостями ощущение спокойствия, стабильности, дает уверенность в том, что зрители получают самую объективную, самую правдивую и самую свежую информацию. При этом нужно умудриться подать все это естественно, без постановки.

Создание имиджа - это не только подчеркивание некой человеческой данности. Это еще и способность к преображению, к лицедейству, если хотите. Одна мелкая неуловимая деталь может разрушить или наоборот воссоздать образ. Здесь важны соответствие экранного образа и внутреннего мира тележурналиста.

Нельзя постоянно эксплуатировать когда-то найденный удачный образ. Если хочешь, чтобы на тебя обращали внимание, меняйся. При этом можно кардинально сменить имидж (хотя здесь следует быть предельно осторожным) или же дополнить его какой-либо новой деталью. К примеру, известная телеведущая Тина Канделаки постоянно удивляет телезрителей своей новой прической и ярким гардеробом, что уже стало частью имиджа.

Ведущий новостей, как правило, не красавец, но внушает симпатию. Он держится свободно, но не развязано. Демократичен, но не вульгарен. Не принадлежит к занудным интеллектуалам, однако излучает понимание и сочувствие. Он - сама уверенность, но не самоуверенность. Помимо этого ведущий обычно человек эрудированный, знающий жизнь и людей; умный и находчивый; с чувством юмора; энтузиаст по натуре; терпеливый. Особенно ярко эти качества проявляются (или чувствуется их недостаток) в форс-мажорных ситуациях, когда происходят незапланированные прямые включения, и у ведущего нет достаточного количества времени для подготовки или же вовсе информация поступает в студию прямо в эфире и ведущий видит ее первый раз.

Образ телеведущего - это тот образ жизни, который идеологи программы и телеканала предлагают зрителям как образец для подражания. Являясь стержнем производства, имидж ведущего становится основным режиссерским приемом, определяющим весь остальной набор выразительных экранных средств. Именно через ведущего автор программы транслирует открытым текстом или в завуалированной форме свою основную идею.

Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа - многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж - это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.

Таким образом, можно сделать вывод, что имидж телеведущего складывается из множества факторов: речи, голоса, внешнего вида, жестов, мимики, одежды, интеллектуального уровня, степени доверия ему аудитории. Но для каждого конкретного случая бытования имиджа чрезвычайно важно, в каком конкретном наборе и в каких предлагаемых обстоятельствах эти качества соединяются с телевизионной личности. Модель Д. Голдхабера - пример попытки такого объединения. Многие исследователи "человека на экране" (Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Е.Е. Пронина и др.) при описании типажей телегероев используют харизматическую модель социолога-практика Д. Голдхабера.Д. Голдхабер предлагает несколько элементов харизмы (личного магнетизма), посредством которой и происходит рождение нового образа (имиджа): внешность, привлекательность, "ожидаемость" высказываний, действия, профессиональное мастерство. Первый тип - "герой", идеализированная личность: смел агрессивен, говорит, "что мы хотим", выглядит, "как мы хотим". Второй - "антигерой", "простой человек", один из нас, выглядит "как мы все", говорит, "что и мы". С таким коммуникатором зритель чувствует себя безопасно. Третий тип - "мистическая личность" - чужой нам, необычный, непредсказуемый человек. Его реакции всегда уникальны, он держит аудиторию в постоянном напряжении, и этим интересен. Эта модель, будучи метафорической и довольно "свободной", по характеру наполнения чрезвычайно точна и практико-ориентирована [18].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...