Связь уроков природоведения с сельскохозяйственным трудом
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание Введение…………………………………………...……………….…………3-4 Глава 1. ПУТИ УСИЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ. 1.1. Создание уголка живой природы……………………………………..5-7 1.2. Связь уроков природоведения с сельскохозяйственным трудом….8-10 1.3 Опыты на уроках окружающего мира………………......................11-16 ЗКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….17 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..18
Введение Актуальность проблемы. Начальная школа являлась звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению. Однако проблема формирования экологических знаний и умений в трудовой подготовке посредством познавательно-трудовой деятельности остается мало изученной. Имеется теоретическая платформа методики экологического образования, определяющая содержание, принципы, формы и методы экологической подготовки /И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, И.Н. Пономарева, Б.Д. Комиссаров, Т.В. Кучер, Н.П. Родзевич, Г.С. Калинова, В.З. Резникова и др.
Значительный вклад в осмысление проблемы воздействия природы на личность школьника в процессе трудовой деятельности и его отношение к ней внес А.П, Сидельковский. Он раскрывает факторы формирования отношения к природе, считая, что эстетическое отношение следует закрепить в труде по ее защите, уходу и др. Автор указывает, что "основной причиной отрыва труда школьников от охраны окружающей среды следует признать недостатки экологической ориентации их практической деятельности. При организации труда как такового внимание учащихся обращается, главным образом, на его процесс и результаты. В то же время оно не привлекается к среде, на которую воздействует труд, и, следовательно, - к вопросам максимального сбережения ее в интересах общества" Педагогическая важность деятельностного подхода в экологической подготовке учащихся 1-4-х классов, недостаточная научная и методическая разработанность данной дидактической проблемы и определили тему нашего исследования "Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений". При этом само содержание трудовой деятельности в условиях взаимодействия школьника с природой, повышение роли экологических знаний и умений предполагает наличие в ней когнитивного компонента. Это позволяет характеризовать ее как познавательно-трудовую деятельность, под которой понимается созидательная деятельность по осуществлению экологической подготовки младших школьников. Методологическая сущность проблемы исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между потребностями общества и школьной практики в экологическом образовании учащихся и недостаточном научно-методическом обеспечении процесса формирования экологических знаний и умений, имеющих познавательную, мировоззренческую и активно деятельностную направленность на базисном пропедевтическом этапе в начальной школе.
Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).
Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее. Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами. В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки. Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения снитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для проветривания; растения и животные должны периодически дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь. В краеведческом уголке должны быть стенды и другие материалы, характеризующие объекты природы своей местности, охраняемые растения и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.
Уголок живой природы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии. Связь уроков природоведения с сельскохозяйственным трудом Учебно-опытный участок создан для проведения в I-XI классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии; организации общественно-полезного труда; воспитания у обучающихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения тесной связи изучения и основ наук с сельскохозяйственным трудом. На учебно-опытном участке школы организуются отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, питомник, коллекционный, биологический, производственный, зоологический (мини-зоосад) отделы, отдел начальных классов. В состав участка входит питомник, парник и теплица. На учебно-опытном участке есть производственный, дендрологический отделы. Площадь участка 2,5 га Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых обучающиеся 1-4 классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников, питомника. В дендрологическом отделе создана коллекция древесных и кустарниковых растений 42 видов. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения 38 видов и 23 сортов. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры. Рекомендуется выращивать также разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности, многообразия видов и др.).
В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы создается хранилище. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) и искусственная изгородь. Участок обеспечен водой для полива растений, имеются шланги длинной 100 метров. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания обучающихся в школьной столовой. Основными направлениями деятельности на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения. Для работы на участке из обучающихся каждого класса формируются группы. Обучающиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный, производительный труд, опытническая и исследовательская работа по изучению перспективных сортов. Режим труда обучающихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда обучающихся общеобразовательных школ. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него включены следующие разделы: -планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между, звеньями, кружками); - содержание и организация работы - руководство работой обучающихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка, график их работы в период летних каникул); - материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|