Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыты на уроках окружающего мира.




Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов. В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

На уроках окружающего мира опыты чаще всего проводятся при изучении нового материала как подтверждение, иллюстрация к рассказу или объяснению учителя. Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке. Реже на уроках приходится наблюдать проведение простых опытов самими учащимися при проверке домашнего задания. На наш взгляд, необходимо этому учащихся учить, это даст возможность избежать формализма в знаниях, повысить интерес к изучаемому материалу. Следует избегать таких ошибок, как приглашение «посмотреть опыт». Надо стараться строить опыт так, чтобы дети видели в нем само явление и не отвлекались на лабораторные аксессуары, иначе опыт теряет познавательный смысл и становится «самодовлеющим фокусом». Важными видами деятельности при проведении опытов, кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о проделанном опыте и фиксация полученных результатов. Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы. Недаром еще К.Д. Ушинский в этих целях отводил важное место естествознанию в школе и ратовал «за активные методы» изучения природы, наблюдение, опыт и экскурсию.

Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

С целью выяснения положения дел со школьной практикой анализировался опыт работы учителей в этом направлении, и проводилось анкетирование.

В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Современные тенденции развития образования, связанные с его реформированием, включают выдвижение на первый план задачи развития учащихся на основе их внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурными традициями. В настоящее время формирование у школьников естественнонаучной культуры как компонента единой культуры, становится в ряд важных проблем фундаментального образования, решение которой необходимо начинать уже в начальной школе. Именно начальное образование закладывает основу для культурообразующей и культуротворческой деятельности растущего человека. Подготовка школьников к использованию знаний в нестандартных ситуациях, которая тесно связана с творческим развитием детей, и является составной частью становления культуры их деятельности - лейтмотив начальной школы ХХI века. Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.

Применительно к начальной школе наиболее разработана проблема ознакомления учащихся с общелогическими методами научного познания. Выявлено, что приобщение к ним может способствовать формированию у школьников глубоких, прочных знаний и основных мыслительных операций; повышению их познавательной активности.

Для успешного формирования у младших школьников элементов исследовательских умений учитель должен обладать определёнными средствами, помогающими учащимся овладеть этими умениями. В правильно организованном учебном познании учитель должен дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых природных объектов и явлений. Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Наличие разнообразных средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. Мы придерживаемся следующей классификации средств обучения:

-вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;

-натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты;

-изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи;

-аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;

-вспомогательные — приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, технические средства.

Рассмотрим различные средства обучения и методику работы с ними.

Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами.

Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность.

Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейза­жей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формирова­нию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользу­ясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале. В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппированы в коллажи. Это помогает формированию представлений о связях, существующих в природе, о биоценозах.

Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.

Возможен и другой подход к использованию дополнительных текстов на уроке. В рекомендациях для учителя А. А. Плешаков пишет о том, что такие тексты полезно использовать в качестве основных, а основные — как дополнительные. Учитель сам определяет, в каком качестве использовать тексты учебника, исходя из их содержания и целей урока.

Вопросы и задания учебника используются для организации наблюдений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома. Кроме этого, вопросы и задания применяются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника.

Натуральные средства обучения. По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Объемные средства обучения. К ним относятся модели, муляжи, макеты. Они более полно передают свойства реальных природных объектов, чем плоскостные пособия. Поэтому их использование при изучении естествознания помогает формированию полных представлений.

Я считаю, что для развития исследовательских умений большое значение имеют аудиовизуальные средства. К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС).

Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.

 

«Динамика кадра или диапозитива — это срез движения, застыв­шее мгновение, превращение мгновенного в постоянное». Наличие внутренней динамики необходимо учитывать при организации ра­боты с экранными средствами.

Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы. Вся информация здесь воспринимается не только зрением, но и слухом. Эти средства позволяют показать реальную картину природы в её динамике. Более того, представляется возможность сделать наглядными природные процессы, протекающие слишком медленно (например, образование пустыни, рост дерева) или очень быстро (например, движение крыльев у бабочки), - их можно показать ускоренными или замедленными.

Количество и многообразие учебных фильмов по естествознанию постоянно растёт. Для демонстрации учебного фильма не нужно специального оборудования. На сегодняшний день почти в каждом классе есть проектор.

Имея кинокамеру, учитель и даже сами ученики 3-4 классов могут подготовить небольшой кинофильм по материалам экскурсии или экологической операции для дальнейшего просмотра и обсуждения.

 

Заключение.

Хочется сказать, что создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно – содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности. Признавая важность выработки практических умений и навыков в природоведении, учителя, тем не менее, не всегда используют на практике методы и приемы обучения, способствующие реализации практических задач.

Следовательно, содержание обучения, средства, методы и приемы обучения в школе должны быть пересмотрены в аспекте реализации и усиления в них практической стороны, ориентации на практическое овладение учащимися основ природоведения, взаимосвязи уроков природоведения с сельскохозяйственным трудом.

 

Список литературы.

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2004. - 240с.

2. Виноградова, Н.Ф.. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы /Н.Ф.Виноградова// Начальная школа. - 1997. -№4.- с.36-40.

3. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г.Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008, №5, с.24 -27.

4. Дмитриева, Н.Я. Мы и окружающий мир: Программа для нач. школы / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков// Вестник образования.-2000.-№15.- с.60-71.

5. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников / В.Д.Купров // Начальная школа.- №7 - 2000.- С.94.

6. Миронов, Д. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / Д. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360с.

7. Пакулова, В. М.. Методика преподавания природоведения: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. №2121 «Пед. и мет. нач. обучения» / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.

8. Плешаков, А. А. Учебник «Мир вокруг нас» и методические рекомендации к урокам /А.А.Плешаков// Начальная школа.- 1997.- №4.-с. 40-45.

9. Товпинец, И.П. Окружающий мир: Программа для 1-4 классов / И.П. Товпинец // Вестник образования.-2000.-№17.-с.41-46.

10. Ямалтдинова, Д.Г.. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. - 2008.- №2.- С.8-9.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...