Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Основные категории этики




План

Категории этики: их генезис и специфика

Долг и совесть

Честь и достоинство

Справедливость

. Категории этики: их генезис и специфика

 

Категориями (от греч. kategorein - суждение, определение, высказывание) называются основные понятия морального сознания, с помощью которого люди ориентируются в жизни, оценивают человеческое поведение и поступки с точки зрения их классификации как нравственных и безнравственных.

Этические категории (они же категории морального сознания) отличаются от категорий других наук рядом особенностей:

во-первых, категории этики отражают многогранные связи людей, возникшие в обществе в системе общественных отношений;

во-вторых, с помощью этических категорий дается положительная или отрицательная оценка поведения людей;

в-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; долг и совесть; здравый смысл; честь и достоинство и др.

Имеются основания полагать, что к числу важнейших компонентов профессионального и нравственного сознания юристов, определяющих их способность успешно выполнять профессиональный долг, в соответствии с требованиями закона и юридической этики, относятся такие категории, как: долг и совесть, честь и достоинство, справедливость.

 

. Долг и совесть

 

Долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполняется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека, но и предполагает ее.

Как категория этики долг означает отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.

Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может и не имеет права мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть - это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:

внутреннюю (рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;

чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.

Формами проявления совести могут быть: нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

 


Честь и достоинство

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.

В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав человека» в XX веке отразила понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения.

Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена резолюцией 217 А на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Она начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 года, и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.

Долгое время, даже в 60-70-е годы, юристы испытывали теоретические затруднения при исследовании феномена достоинства. Юристы связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со всей сферой идеального, со сферой сознания, поэтому не находили объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса личности. Следует сказать, что в подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 года. Статья 57 (ч. 2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Статья 7 п. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. указывала: «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации (от лат. diffamo - порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина - вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности - была не гарантирована.

Только в новой, принятой 12 декабря 1993 года Конституции России, появилась, наконец, статья 21 о праве на достоинство личности в ее позитивном-статусном варианте, в которой говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года, для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации». В статьях 150, 151 ГК РФ также речь идет о защите чести и достоинства личности. Эти статьи Гражданского кодекса РФ очень востребованы. Судебная практика показывает, что в настоящее время очень много дел, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации людей. Это означает, что Россия делает очень мощный прорыв к демократическим достижениям современной цивилизации.

Справедливость

Наряду с добром и долгом справедливость является одним из основных понятий нравственного сознания.

Справедливость в обществе понимается, как правило, в двух аспектах: а) морально-политическом; б) правовом.

В профессиональной деятельности юристов категории справедливости отводят главное место. Само понятие «юстиция» происходит от латинского слова justitia и обозначает справедливость. Следовательно, юрист является представителем справедливости.

Сама идея справедливости пронизывает все законодательство современного демократического общества. Вот лишь некоторые из них.

Так, в Кодексе поведения для юристов в Европейском сообществе, принятом 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге, в главе 4 «Отношения с судами» в пункте 4.2. «Справедливое ведение судебного разбирательства» говорится: «Юрист должен всегда уделять надлежащее внимание справедливому ведению судебного разбирательства. Он не должен, например, вступать в контакт с судьей без того, чтобы сначала проинформировать юриста, действующего от противостоящей стороны, или представлять вещественные доказательства, записи или документы судье без того, чтобы сообщить о них вовремя юристу другой стороны, если только такие шаги не разрешены соответствующими процессуальными нормами»

В главе 5 «Отношения между юристами» пункте 5.1. (5.1.2.) «Корпоративный дух профессии» этого же документа записано: «Юрист должен признавать всех других юристов государств-участников как профессиональных коллег и действовать справедливо и вежливо по отношению к ним».

Правовое выражение требования справедливости содержится и во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, статья 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Итак, в пункте 3 указанной статьи зафиксировано: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему уголовного обвинения;) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;) быть судимым без неоправданной задержки;) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным».

Проблема соотношения законности и справедливости в юридической деятельности принципиальна. Иногда в жизни могут возникнуть ситуации, когда решение соответствует букве закона, но, между тем, является несправедливым или наоборот.

Прежде чем принять решение, юрист обязан:

во-первых, юрист должен знать законодательство и способы решения этических проблем;

во-вторых, юрист должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом;

в-третьих, взвесить все «за» и «против» и прислушаться к голосу своей совести.

Незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела. И не случайно в нашей стране уже созданы суды присяжных, которые могут принять решение в соответствии с их совестью, как еще говорят, с народным пониманием справедливости.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что такие категории этики, как долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, а также другие нормы нравственности, которые регулируют поведение людей в обществе, человек усваивает в течение всей своей жизни, начиная с процесса воспитания, образования и всей его трудовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...