Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правосудие как вид государственной деятельности




За рубежом, в отечественной теории права и в самом российском законодательстве правосудие подразумевает всю сферу юстиции или процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России при рассмотрении понятия преступлений против правосудия термин правосудие охватывает досудебную (дознание деятельность, а также исполнение судебных решений Это - понимание правосудия в широком смысле.

Однако Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, указывает: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (при этом определения того, что такое правосудие, она не содержит).

То же указывает, например, Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в части первой статьи 4: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в отечественной юриспруденции часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Единство законности и нравственности в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.

Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Анализ нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет для нас особый интерес, поскольку в них сформулированы как нравственные принципы, так и нравственные нормы (и те, и другие положены в основу реформирования российского законодательства). Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.

Ознакомление с историей формирования институтов прав человека показывает постепенный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий (свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признания лица виновным лишь по приговору суда, права на участие в решении государственных дел, свободы совести и т. д.), ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества.

Рассмотрим некоторые международно-правовые документы, которые вошли в золотой фонд гуманистических ценностей, в которых были заложены эти и другие права.

 

. Великая хартия вольностей

 

В Большом юридическом словаре написано: «Великая хартия вольностей - грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Великая хартия вольности сыграла известную роль в политической борьбе XIII-XIV веках, приведшей к возникновению английской сословной монархии. Забытая в конце XV и XVI вв., она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции (XVIII в.) для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. Входит в число действующих актов некодифицированной конституции Великобритании».

Правовыми источниками Великой хартии вольностей являются феодальные обычаи, о соблюдении которых идет речь во многих статьях хартии (всего в Великой хартии вольностей - 63 статьи), а также издаваемые при вступлении на престол хартии вольностей прежних английских королей (особенно Генриха I. Формально до подписания Великой хартии вольностей она представляла собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи». Большая часть статей посвящена установлению и гарантиям личных прав населения.

Ознакомившись с самим текстом Великой хартии вольностей, мы увидим, что здесь большинство из статей посвящены защите норм феодального права. Церкви предоставлялись ее традиционные привилегии. В нескольких статьях речь идет о правах городского среднего класса.

Некоторые статьи, относившиеся к сфере права, оказались в выс- шей степени важными по причине того влияния, которое они оказали на юридические процедуры. И здесь следует обратить внимание на 39-ю статью Великой хартии вольностей, в которой записано следующее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». Тем самым король обещал, что всякий свободный человек должен предстать перед судебным органом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо действие. Подписание этого документа явилось началом фундаментального принципа надлежащей юридической процедуры, гарантирующей, что люди не могут быть произвольно лишены свободы или подвергнуты наказанию, и обеспечивающей им судебное разбирательство.

Колоссальное значение Великой хартии 1215 года заключалось в том, что королевские вассалы впервые заставили короля согласиться с принципом верховенства закона, тем самым она стала символом ограничения королевской власти.

В XIX веке историки и государственные деятели превозносили Великую хартию вольностей как великую гарантию английских свобод. В такой трактовке она оказала влияние на политические и правовые идеи в Америке и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, в ходе Американской революции, при разработке основных положений конституции США.

В настоящее время Великая хартия вольностей является не только памятником средневекового права Англии (наряду с таким документами, как: Habeas Corpus Act 1679 года; Билль о правах 1689 года; Акт о престолонаследии 1701 года и др.). Описанные законодательные акты составляют так называемую Библию британской конституции. Ограничение королевской власти, зависимость правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus Act и ряде законов, принятых в начале XVIII века, независимость судей от короля и правительства - все эти черты английской конституции стали предметом гордости не только рядовых граждан Англии, но и английских государстововедов.

 

Английский Билль о правах

 

Первые гуманистические ценности, которые были заложены в Великой хартии вольностей в 1215 году, в дальнейшем были развиты в нескольких документах, в том числе и в английском Билле о правах - законодательном акте, принятом парламентом Великобритании в 1689 году. Он стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

Характерно, что первоначальное название Билля было иным - «Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования короны». В связи с этим в литературе встречаются такие названия этого документа, как Билль прав и Декларация прав.

Как и ранее принимавшиеся документы конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных королем Яковом II: «Так как последний Король Иаков Второй при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших на его службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого Королевства, причем: присваивал себе и применял власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их без согласия на то Парламента; заключал под стражу и подвергал преследованию некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной Королем себе власти; набирал и содержал в пределах этого Королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещал солдат на постой противно закону; приказывал многих добрых подданных протестантского исповедания разоружать, между тем как паписты были вооружены и вопреки закону состояли на службе; нарушал свободу выборов членов Парламента…».

Билль о правах определил: 1. положение парламента в системе органов власти, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, тем самым ограничив права монарха; 2. провел, правда, не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. В документе написано, что король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти. Но, между тем, он лишался следующих прав: приостанавливать действие законов либо их исполнение; устанавливать и взимать налоги на нужды короны; формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

Помимо этого Билль о правах гарантировал гражданам:

свободу (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свободу подачи петиций королю;

свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свободу от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

свободу слова в Парламенте;

свободу выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Билль о правах, принятый еще в 1689 году, безусловно, заложил основы развития демократии в Великобритании и стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив тем самым раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики.

 

. Декларация независимости

 

июля 1776 года Вторым Континентальным конгрессом представителей британских колоний в период войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. был принят исторический документ - Декларация независимости. В основу этого конституционного документа был положен проект Томаса Джефферсона, составленный в республиканском и демократическом духе.

Декларация независимости объявляла об отделении колоний от Англии и образовании ими нового независимого государства - Соединенных Штатов Америки.

От принятия Декларации начинается отсчет времени американской независимости.

Текст Декларации независимости гласил: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».

Таким образом, Декларация независимости:

во-первых, противопоставила господствовавшей в то время теории божественного происхождения власти идею суверенитета народа, его право на революцию;

во-вторых, провозгласила равенство всех людей перед законом;

в-третьих, юридически закрепила неотъемлемые права на «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Под давлением рабовладельцев был, однако, исключен пункт проекта Декларации, осуждавший рабство.

Этот документ был подписан президентом конгресса Джоном Хенкоком и секретарем Чарльзом Томсоном.

Декларация независимости имела большое историческое значение, так как была воспринята как призыв к борьбе с абсолютизмом и феодальными порядками. Тем самым «впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости Соединенных Штатов, провозглашая образование США как независимого государства, закрепила… идеи народного суверенитета и права народа на революцию».

 

5. Американский Билль о правах

 

Отсутствие в тексте конституции США статей, гарантирующих гражданские права, уже в самые первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий. На протяжении четырех лет после принятия конституции в конгресс начали поступать многочисленные предложения штатов.

Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном дополнениях к конституции США, которые содержали следующие гарантии и права на:

свободу вероисповедания;

свободу слова и печати;

свободу собраний;

хранение и ношение оружия;

неприкосновенность личности и жилища;

справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных.

Эти статьи составили десять первых поправок к конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 года. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью конституции США под общим неофициальным названием «Билль о правах».

Особенно важна первая статья Билля, которая провозглашала демократические свободы слова, печати, исповедания, собраний и петиций, а также отделение церкви от государства. Второй пункт (соответственно, вторая поправка в конституции) утверждал право народа иметь и носить оружие. Другие положения «Билля о правах» устанавливали, неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг, предусматривали соблюдение прав граждан, привлеченных к судебной ответственности.

Американский Билль о правах поистине можно назвать одним из важных документов, который вошел в золотой фонд мировых гуманистических ценностей.

Этот документ провозгласил: буржуазно-демократические свободы слова, печати, собраний, религиозного исповедания; отделение церкви от государства. Кроме этого, он запрещал принудительное расквартирование войск в мирное время, устанавливал неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг.

В настоящее время прогрессивные силы Соединенных Штатов Америки продолжают вести борьбу за соблюдение Билля о правах, против расовой дискриминации и притеснения политических свобод. Безусловно, этот документ сыграл огромную роль в развитии демократических традиций всего американского народа.

 

. Декларация прав человека и гражданина

 

Важнейший документ Декларация прав человека и гражданина был принят Учредительным собранием 26 августа года во время Великой французской революции (1789-1794 гг.). «Декларация послужила преамбулой к тексту конституции, выработка которой продолжалась до сентября 1791 года, а впоследствии подтверждена французской Конституцией 4 октября года.

Текст Декларации прав человека и гражданина состоит из:

. введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека;

. 17 статей, которые заключают в себе две основные идеи - идею индивидуальной свободы и идею народовластия. В них указано, что все люди свободны и равны в правах. Цель общества - сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом.

Обращают на себя внимание статьи 7-12, в которых обеспечивается личная неприкосновенность, судебные гарантии личности, свобода совести и мысли, свобода слова и печати. В частности, в статье 12 Декларации зафиксировано: «Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Статья 14 гласит: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Статьи 15, 16 указывают: «Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности», «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции». В последней, 17-й статье Декларации написано: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».

«Декларация прав человека и гражданина» имеет всемирно-историческое значение, так как в ней впервые в истории человечества были провозглашены юридические принципы и права, которые были радикальным вызовом старому, феодальному миру и легли в основу целого ряда постановлений публичного и частного права, созданного французской революцией, а также современного правового статуса личности.

В Декларации естественными правами человека и гражданина объявлялись: свобода личности и неприкосновенность; свобода слова; свобода совести и выражения мыслей и мнений; свобода убеждений; презумпция невиновности; право на сопротивление угнетению и др. Эти гражданские свободы были возвещены в то время, когда в большей части мира человек оставался еще юридически бесправным.

Итак, короткий анализ всех вышеперечисленных документов по правам человека, созданных в разные эпохи и в разных странах мира, показывает, что все они, безусловно, играют определяющую роль в развитии прав и свобод человека, признании их приоритета. Кроме этого, в Великой хартии вольностей, английском Билле о правах, Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина прослеживается постепенный и неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий. Таким образом, все вышесказанное позволяет нам делать вывод о том, что все названные документы служат воплощению и защите нравственных ценностей во всем мировом сообществе.

 

7. Роль Организации Объединенных Наций в вопросе прав человека

 

После Великой Отечественной войны была создана Организация Объединенных Наций.

В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка, религии.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором (соглашением), в котором были заложены основы широкого сотрудничества государств по правам человека, например, такие как:

суверенное равенство всех его членов;

- единогласие великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН (право вето;

добросовестное выполнение всеми членами принятых на себя обязательств;

мирное разрешение международных споров; отказ членов ООН от угрозы силой или применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства;

оказание помощи ООН в действиях по применению принуди- тельных мер к агрессору; невмешательство ООН во внутренние дела государств и др.

Таким образом, Устав возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.

При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения включить в этот международный договор перечень основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако большинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен состоять из трех документов: 1. Декларации о правах человека. 2. Пакта о правах человека. 3. Мер по комплектации Пакта. Итак, попытаемся кратко охарактеризовать все вышеуказанные документы.

Одним из первых важных достижений ООН было принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.

С этого момента права человека привлекли огромное внимание и поддержку мировой общественности. Разные группы населения (дети, инвалиды, пожилые, коренные народы и др.), интересы которых были ранее ущемлены, в настоящее время получили права, защищающие их от дискриминации, которая долгое время имела место в обществе. Декларация состоит из преамбулы и тридцати статей. Так, в преамбуле декларации (в переводе с древнеримского (латинского) языка декларировать - значит объявлять, провозглашать) было написано: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Основополагающие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН расширили права, записанные во Всеобщей декларации прав человека, что, несомненно, указывает на то, что все они тесно связаны с процессами развития и демократизации всего мирового сообщества. Гуманизм, справедливость, защита чести и достоинства человека характеризуют нормы этого важного документа. Выделим лишь некоторые статьи Всеобщей декларации прав человека, где эти важнейшие этические категории находят свое отражение в полном объеме.

Так, в статье 2 Декларации говорится о ликвидации расовой дискриминации: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Статья 5 указывает о предупреждении преступлений, унижающих достоинство человека: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности: «1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

В статье 15 говорится о гражданстве: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Все эти, а также другие положения Всеобщей декларации прав человека, безусловно, в юридической форме закрепляют нравственные начала права, а также служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали также влияние и на развитие и усовершенствование национального законодательства. Так, в послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 года со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина.

За всю историю существования Всеобщая декларация прав человека провела в жизнь большое количество документов (конвенций и деклараций), которые были приняты в рамках ООН по широкому кругу вопросов.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного («Пакт о правах человека») два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обязательности различного комплекса прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Так, в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла два договора:

Пакт о гражданских и политических правах.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Комитет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы, и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте.

Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах принят и открыт для подписания 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года.

Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, принят 15 декабря 1989 года резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи на ее 82-м пленарном заседании.

Все эти пять документов и составляют Международный Билль о правах человека. В целях поощрения и защиты прав человека в 1993 году на Международной конференции по правам человека была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека. Верховный комиссар - это должностное лицо, которое несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Он назначается на четырехлетний срок, на него возложено много задач, в том числе:

содействие и защита эффективной реализации всех прав человека;

содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека;

стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН;

оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека;

содействие ратификации договоров о правах человека.

Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в настоящее время роль и объем деятельности Организации Объединенных Наций в вопросе защиты прав человека продолжают расти. ООН организует свою работу в двух важных направлениях: как законодатель - создана уникальная кодификация международных законов; как наблюдатель - специальные наблюдатели и рабочие группы КПЧ (комитеты по правам человека) обладают эффективными механизмами для контроля соответствия законов международным стандартам. Безусловно, сегодня Организации Объединенных Наций принадлежит центральное место в системе международных организаций; она известна и авторитетна как международная политическая и экономическая организация общей компетенции. На 1 сентября 1994 года в состав ООН входило 184 государства (в т. ч. Российская Федерация). К 2008 году членами ООН стало 192 государства.

 

8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

 

События в Европе после Второй мировой войны развивались весьма стремительно. Лидеры стран Европы были свидетелями того, насколько тяжело и противоречиво шла разработка Пактов по правам человека в рамках Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека. В этой связи они находились перед достаточно сложной дилеммой: следует ли по-прежнему работать над глобальной, если можно так выразиться, реализацией идей, заложенных во Всеобщей декларации прав человека, или стоит попытаться создать более эффективную и действенную правозащитную систему в рамках отдельно взятого региона мира? Сомнения в возможности создать подобную эффективную систему имелись, причем весьма серьезные.

В этих условиях более активными оказались представители европейской общественности, организовавшие проведение в Гааге с 7 по 10 мая 1948 года Конгресса Европы. Инициатива созыва Конгресса принадлежала Международному Комитету движений за европейское единство.

Работа форума была организована в рамках трех комиссий:

. комиссии по политическим вопросам,

. комиссии по экономическим вопросам,

. комиссии по культурным вопросам.

Первые две комиссии (по политическим вопросам и по экономическим вопросам) тогда же высказались за разработку на европейском пространстве Хартии прав человека, а также за создание Суда, который бы имел возможность применять необходимые санкции в целях соблюдения упомянутой Хартии.

В принятых на Конгрессе Европы документах содержался призыв создать политический и экономический союз европейских государств, который опирался бы на упомянутые ранее Хартию и Суд. Было намечено также образовать Европейскую Ассамблею для углубления политического сотрудничества в регионе. Кроме того, в принятой на Конгрессе Европы Декларации принципов, в соответствии с которой планировалось учредить организацию под названием Европейский Союз, содержалось очень важное положение, согласно которому Европейский Союз был бы открыт для демократически управляющихся государств Европы, разделяющих основные принципы Хартии и готовых гарантировать их выполнение.

Состоявшийся в Гааге Конгресс сыграл решающую роль в создании Совета Европы в 1949 году. Однако параллельно с попытками общественности повлиять на создание европейских структур, занимающихся среди многих проблем и вопросами прав человека, предпринимались определенные меры и на дипломатическом уровне. Наблюдалось укрепление сотрудничества между европейскими странами во всех важнейших областях жизни. Подтверждением тому служит Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г. Францией, Великобританией (связанных союзническими отношениями в соответствии с Дюнкеркским договором 1947 г.), Бельгией, Голландией и Люксембургом. Уже в Преамбуле Пакта пять европейских государств объявили о своей решимости «утвердить свою веру в основополагающих правах человека, достоинстве и ценности человеческой личности, а также в других принципах, продекларированных Уставом Организации Объединенных Наций; подтвердить и защищать демократические принципы, гражданские и личные свободы, конституционные свободы и уважение закона, которые составляют их общее наследие». Как раз в рамках Консультативного Комитета, объединявшего в своем составе министров иностранных дел пяти государств - участников Брюссельского пакта, получила развитие французско-бельгийская инициатива о создании Совета Европы.

В результате в Лондоне была созвана дипломатическая конференция с участием пяти упомянутых стран, а также Ирландии, Италии, Дании, Норвегии и Швеции. Итогом форума стало подписание 5 мая 1949 года Устава Совета Европы. Одновременно было принято решение о принятии в Совет Европы таких стран, как Исландия, Греция и Турция.

В Уставе Совета Европы было зафиксировано, что поощрение и защита прав и свобод человека является одним из главных направлений деятельности учреждаемой организации. Так, в статье 3 Устава написано, что каждый член Совета Европы признает принцип верховенства «права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами. Он обязуется искренне и активно сотрудничать в достижении цели, определенной в главе первой». Более того, в соответствии со статьей 8 Устава серьезные нарушения прав человека и основных свобод являются основанием для приостановления членства допускающего их государства или его исключения из состава Совета Европы.

Итак, в настоящее время Совет Европы является международной политической организацией, основная цель которой - построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. В рамках этой организации за всю историю существования принято большое количество конвенций и протоколов, относящихся к различным аспектам прав человека.

Основополагающим европейским договором является Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Этот документ был подписан на английском и французском языках в замке Барберини в ходе сессии Комитета Министров в Риме 4 ноября 1950 года, а вступил в силу в 1953 году. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда.

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, будучи членами Совета Европы, прежде всего, принимали во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Они учитывали, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и соблюдение провозглашенных в ней прав. Кроме того, они также обозначили, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод.

Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией.

Три основные черты придают Конвенции особое значение:

права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, «Договаривающимися Сторонами»;

впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;

парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

В недавние годы последняя черта приобрела особое значение со вступлением в Совет Европы новых демократических государств Центральной и Восточной Европы.

Европейская комиссия по правам человека и ее протоколы гарантируют:

Право на: жизнь, свободу и неприкосновенность личности; справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам; участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах; свободу мысли, совести и религии; свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации); имущество и свободу распоряжаться собственностью; свободу собраний и объединений.

Запрещаются: пытки и бесчеловечное и унизительное обращение; смертная казнь; рабство и подневольный труд; дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав; выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну; коллективное выдворение иностранцев.

Новые государства-члены обязаны подписать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998г. Именно с этого времени приоритетными в нашей стране стали нормы этой Конвенции в трактовке Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. Таким образом, Россия, присоединившись к европейской системе защиты прав человека, во-первых, признала компетенцию Европейского Суда по правам человека рассматривать индивидуальные, коллективные и межгосударственные жалобы на нарушение прав человека, во-вторых, подтвердила свою приверженность идеалам и п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...