Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь оркестровых терминов




Содержание

От составителей............................................................................................. 3

Словарь оркестровых терминов................................................................... 6

Инструменты парового оркестра (по партитуре)........................................ 20

Оркестровый фольклор................................................................................. 21

И.А.Крылов о паровом оркестре................................................................. 27

Осёл и соловей. Басня времён стиляг........................................................... 28


От составителей

Духовая музыка была и остаётся одним из наиболее распространённых и востребованных видов профессионального музыкального искусства. Она обладает не только обширным арсеналом выразительных средств, но и богатым разнообразием форм участия в массовых празднествах и концертной деятельности. Теории и практике деятельности духовых оркестров в отечественной учебной и методической литературе заслуженно уделяется большое внимание. Тем не менее до настоящего времени не было издано ни одной работы, посвященной профессиональной культуре духовых оркестров. Культура духового оркестра включает в себя своеобразные этические нормы, моральные установки, модели поведения, профессиональный язык. Она накладывает отпечаток на образ жизни каждого оркестранта, предопределяя не только круг его общения, но и мировоззрение, манеру поведения, разговора.

Духовик – не просто профессия. Это стиль жизни. Это этическая, эстетическая, мировоззренческая система, поддерживаемая всеми исполнителями духовой музыки, исходящая от элиты музыкального мира - так называемых " профессионалов " - и получающая таким образом сакральное подкрепление.

Как известно, важнейшим компонентом и основным средством передачи культуры является язык. Следовательно элементом, наиболее полно отражающим профессиональную культуру духовых оркестров является профессиональный язык духовиков. Он представляет собой систему терминов и устойчивых выражений, применяемых исполнителями духовой музыки в своей деятельности и повседневной жизни.

Данная система зародилась, предположительно, в Одессе в начале XX столетия и первоначально представляла собой причудливую смесь ресторанно-музыкантских, воровских и спекулянтско-мошеннических шифрованных слов. В 1930-е гг., благодаря джазовым музыкантам, она получила весьма широкое распространение в музыкальной среде на территории Советского союза. Надо сказать, что в то время духовые инструменты были неотъемлемой частью инструментария джазовых ансамблей, а многие из духовиков совмещали занятие джазом с работой в духовых, симфонических оркестрах и других музыкальных коллективах.

В послевоенные годы, в период борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал сложные времена: ансамбли, исполнявщие «западную» музыку, подвергались гонениям, а на нелегальных танцевальных вечеринках, организованных частным способом, нередко происходили облавы. В этих условиях язык джазовых музыкантов стал элементом контркультуры несогласных с идеологической доктриной советского руководства. Его активно перенимала прозападно настроенная молодёжь того времени, благодаря чему многие из выражений джазистов проникли не только в жаргон молодёжных субкультур 50-х ― 60-х гг., но и в обиходный разговорный язык советских граждан.

В последующие годы «джазовая терминология» наиболее активно применялась ресторанными музыкантами и музыкантами духовых оркестров. Но к 1990-м годам живая музыка в ресторанах была вытеснена фонограммой, и дело сохранения и развития наработок предыдущих поколений музыкантов в данной области всецело перешло к духовикам.

В современных условиях становится очевидным тот факт, что профессиональный язык духовиков, который складывался и совершенствовался напротяжении многих десятилетий, к настоящему времени усложнился настолько, что выпускники музыкальных учебных заведений, устроившись на работу в оркестр, зачастую испытывают серьёзные затруднения в общении со своими опытными коллегами.

В настоящем издании авторы предприняли попытку восполнить данный пробел и познакомить читателей с терминами и устойчивыми выражениями, применяемыми в деятельности современных духовых оркестров. Знакомство с профессиональным языком поможет молодым специалистам-духовикам успешно решить следующие задачи:

с точки зрения профессиональной коммуникации: наладить полноценное общение с другими участниками оркестра, понимать своих коллеги быть понятым ими;

с точки зрения знаний и представлений об окружающей действительности: выстроить адекватный, правильный образ картины мира и своего места в нём;

с точки зрения ценностных установок: понять, что считается нормальным, правильным; чем восхищаются, что служит фокусом стремлений, желаний коллектива или отдельных его членов; что не одобряют, осуждают, считают аморальным, преступным;

с точки зрения стиля и образа жизни: получить представление о мотивах, формах поступков, повседневном поведении участника духового оркестра.

Все термины приведены в алфавитном порядке, за исключением определения понятия «Шара», которое является ключевым для понимания нравственно-этического идеала, характерного для мировоззрения большинства профессиональных исполнителей духовой музыки. Оно приводится в начале словаря и занимает почетное первое место.

Словарь-справочник предназначен для учащихся угарно-буховых отделений ДМШ, ДШИ и музулищ.


 

Словарь оркестровых терминов

Ш`ара ― 1) (в широком смысле) недостижимое состояние блаженства, внутренней гармонии, конечная цель всех человеческих стремлений. В Шаре перестают существовать зависть, алчность, гордыня, злоба и другие пороки, благодаря чему человек достигает абсолютной духовной и нравственной чистоты. Согласно воззрениям духовиков, именно в стремлении к Шаре заключается подлинный смысл человеческой жизни. Непременными условиями для достижения Шары являются: удовлетворение потребностей в башлях, в кире и в берле, а так же пребывание в кочуме. Напр.: ШАРА. Как много в этом звуке…

2) (в узком смысле) то, что без каких либо затрат или усилий способствует удовлетворению одной или нескольких потребностей. Напр.: Шара, чуваки, нас приглашают на рукомойник!

Ш`аровый — бесплатный.

Наш`ару ― бесплатно, без усилий. Напр.: Нашару плоха только шаровая молния.

Шар`ы ― избранные, достигшие состояния Ш`ары (в широком смысле).

 

Амбр`э ― плохой запах, преимущественно перегар.

Баб`айка ― фуражка.

Б`анда ― 1) духовая группа, усиливающая звучание основного состава симфонического оркестра. Напр.: Левее меня сидел профи из банды Большого театра.

2) ансамбль, исполняющий музыку эстрадного или джазового характера.

Бар`ать ― совершать действия, направленные на реализацию инстинкта размножения.

2) Утомлять, мучить, надоедать. Напр.: Не барайте мне мозг!

 

Бар`уха ― девушка, женщина, часто ― «свободных нравов».

 

Б`ашли ― металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при уплате гонорара лабуху, либо при купле-продаже кира, берла и т.п. Напр.: Звуки реже ― башли те же. Башли в кассу ― искусство в массы.

Башл`ять ― платить башли. Напр.: Сколько тебе забашляли за халтуру?

 

Бек`ар ― отказ, отмена чего-либо (концерта, халтуры и т.д.).

 

Бек`арить ― отменять что-нибудь, делать что-нибудь невозможным. Напр.: Ради такого концертного рукомойника можно и халтуру забекарить.

 

Берл`ять ― 1) принимать пищу, употреблять в пищу. Напр.: Такое верзо я и нашару берлять не стану.

2) Понимать, принимать на веру. Напр.: Этот смур берляет любую хохму за чистую монету.

 

Берли`оз ― обжора.

 

Берл`о ― то, что берляют; то же, что еда. Напр.: Кир есть, а берла ― как обычно.

Берл`ин – столовая, буфет. Напр.: с гонять в Берлин.

Берл`яловка ― любое заведение общественного питания (столовая, кафе, закусочная), в котором отсутствует сцена или оборудованное место для музыкантов. Если же сцена имеется, то такое заведение называют «кабак».

 

Бем`оль ― нечто выпуклое, выступающее вперёд, выдающееся, обычно ― о части тела (животе, носе и пр.). Напр.: Бемоль вырастает не ОТ кира, а ДЛЯ кира.

 

Бешкем`ет ― съедобные трофеи с халтуры.

 

Блев`откин бл`юз ― то же, что «Риголетто».

 

Б`эйный (от B ― буквенное обозначение строя си-бемоль) – большой, толстый. Напр.:бэйная чувиха.

 

В два смычк`а — любовный треугольник (поправлено цензурой).

Вар`ить к`ашу ― играть на малом барабане щетками.

 

Верз`ать ― 1) освобождать кишечник. То же, что «сложить мозаику», «метнуть кал», «отложить личинку», «выдавить тюбик». Напр.: Фу-у! Кто наверзал?

2) То же, что и вонзать мимо кассы. Напр.: Лабаем всю песню на значок. Кто наверзает, тот вонючка!

Наверзать на Баха ― игнорировать авторскую фразеровку, темп или динамику.

Наверзать на моца ― игнорировать дирижерский жест.

 

Верз`о ― содержимое кишечника; то, что верзают. Напр.: В верзо наступить ― к башлям.

 

Верз`оха ― ягодичные мышцы, попа.

 

Верз`ошник ― 1) туалет. Напр.: Простите, а как пройти в верзошник… ну я в смысле ― посурлять где у вас можно?

2) плохая берляловка.

Возлаг`алище ― ритуал возложения венков и/или цветов к какому-нибудь мемориалу с участием парового оркестра.

 

В`ольта ― знак, указывающий на изменение окончания музыкального произведения или его части при повторении.

На вторую вольту ― заново. Напр.: Сколько кира ни покупай, всё равно бежать на вторую вольту.

По вторым вольтам ― поспешно. Напр.: читать книгу по вторым вольтам.

 

Вонз`атьлабать усердно, самозабвенно. Напр.: Маэстро, кочумай! Мы уже целый час вонзаем не вынимая!

 

Выдел`ение ― игровые 45 минут, отделение концерта. Напр.: После первого выделения, как обычно, последовал 15-граммовый перерыв.

 

В одни ворота ― точно повторяя какой-либо образец. Напр.: Я сам слышал, как этот чувак лабал Фергюс`она в одни ворота!

 

Вых`иливать ― точно, технически грамотно исполнять. Напр.: Нет, чуваки, в таком темпе я свои поливоны не выхиляю.

 

Гуд`ок – духовой музыкальный инструмент.

 

Гус`иный вздроч — быстрая часть музыкального произведения, внезапно настающая после соплей.

 

Двойн`ая домин`анта — очень большая, бэйная попа.

 

Ди`ез — знак повышения тона, а так же, благодаря характерному виду (#), ― символ тюремного заключения.

Попасть за диез — сесть в тюрьму.

Сыграть в ми мажоре (4 диеза при ключе) ― отсидеть срок.

Семь диезов ― то, что создает проблемы или неоправданные трудности. Напр.: Это не халтура, а семь диезов!

Полный до-диез мажор (семь диезов при ключе) — абсолютная и унизительная неудача, безысходность, безвыходность положения, большие проблемы, неприятности. Напр.: Вот это лажа! Ну полный до-диез мажор!

 

Димину`эндо – плавное прекрощение чего-либо.

Пойти на диминуэндо — плавно выйти из запоя.

 

Дириж`ировать ― разливать кир солирующим духовикам. Напр.: Ч уваки, кто продирижирует?

 

Дириж`ёр (дириж`абль) — см. моц.

 

До маж`ор ― пюпитр, подставка для нот (напольная или вмонтированная в музыкальный инструмент).

В до мажоре — нагишом. Напр.: выбежал из номера в до мажоре.

Объяснить в до мажоре – выразить крайнее негодование. Напр.: Сейчас я им объясню в до мажоре!

 

До-диез мажор — см. диез

 

Друшл`ак ― 1) (устар.) русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент ― домра;

2) исполнитель народной музыки. Для правильных (или так называемых «чистокровных») духовиков друшлаки представляют собой своего рода «касту неприкасаемых». духовику, замеченному в обществе друшлаков как правило выражается всеобщее презрение, а совместное музицирование с друшлаками считается недостойным поступком и позором на всю оставшуюся жизнь.

3) кровать, место, где друшляют.

 

Друшл`ять ― находиться в состоянии сна. Согласно воззрениям духовиков, сон есть состояние глубокого кочума.

 

Духов`ик (духоп`ёр, дух`ач) ― участник парового оркестра, духовой секции ансамбля, оркестра, исполнитель на духовом музыкальном инструменте.

 

Жмур ― 1) ритуал погребения умершего с участием парового оркестра либо его части. Напр.: Кто поедет на жмур?

2) Музыкальное произведение, исполняемое в качестве сопровождения ритуала погребения. Напр.: А ты выучил жмур?

3) Умерший. Напр.: Морда бледная, как у жмура.

Дуб`овый жмур ― похороны, в которых музыканты задействованы бесплатно, по приказу начальства.

Кров`авый жмур ― тяжелые затяжные низко оплачиваемые (или не оплачиваемые) похороны.

Хов`ать жмура – играть на похоронах.

 

Жмуров`ой ― имеющий отношение к жмуру. Напр.: жмуровой барабан.

Жмурон`ос (жмуров`ик) ― музыкант, играющий на похоронах.

Жмуртр`ест ― Бюро ритуальных услуг, предоставляющее халтуры жмуровым канторам. Напр.: Жмуртрест уже неделю молчит ― ниужто в Минздраве работать научились?

 

Забар`ать – крайне утомить, замучить, надоесть.

 

Забашл`ять ― см. башлять.

 

Задрушл`ять ― уснуть.

 

Зак`уска ― содержимое слюносборника духового инструмента.

 

Залигов`ать — взять то, что шарой, не является, украсть. Напр.: Под сурдинку залиговал два пузыря.

 

Затык`ато ― специфический штрих, применяемый в паровых оркестрах. Напр.: В пятом такте второй цифры у Вас «легато», а не «затыкато»!

Зац`еп ― то же, что «рукомойник».

З`усман ― холод, холодная погода.

Из-под вол`ос — без нот (тоже, что лабать нашару). Напр.: Аккомпанемент из-под волос.

Импроверз`ация ― исполнение музыкального произведения или его части, текст которого благополучно забыт или не выучен (как правило, исполняется лажато).

`Иста-`иста,`иста-`дратта ― то же, что «`умца-`умца».

`Иста-`иста ― ст`авка сол`иста ― 1) паровой оркестр низкого профессионального уровня с весьма посредственным репертуаром. Напр.: Оркестр Фергюсс`она ― вот это кантора, чувак! Не то, что наша «иста-иста ― ставка солиста».

2) музыкант, играющий в таком оркестре. Напр.: Кочумай, чувак. Знаем мы вашего брата «иста-иста ― ставка солиста». Не выхиливаешь ― так и скажи.

Исп`олнить — совершить законченное действие. Напр.: Мы исполнили по паре пива.

Каб`ак ― ресторан или кафе, в котором имеется сцена или оборудованное место для музыкантов.

Кант`ора ― профессиональный музыкальный коллектив. Напр.: жмуровая кантора.

Карт`ошка (карт`оха, пельм`ень) ― длинная нота продолжительностью ½ или 1 такт. Напр.: Все картошки вибрировать!

Лабать картошками ― играть технически простую монотонную одноразмерную и однотемповую музыку.

Вывалить ведро картошки ― неудачно исполнить брэйк или заполнение на барабанах.

 

Кир (от франц. kir ― алкогольный коктейль с чёрной смородиной) ― любой алкогольный напиток, используемый духовиками для достижения особого измененного состояния сознания. Согласно теории американского профессора экспериментальной психиатрии Фишера, кир способствует активации у духовиков высокочастотных бета-ритмов головного мозга (15-24 Гц), отвечающих за воображение и творчество. В результате более или менее регулярного употребления кира любой духовик получает неограниченный доступ к скрытым творческим способностям.

Некоторые духовики ( называемые профессионалами), систематически употребляющие кир, развивают так же навык активации низкочастотных дельта-ритмов головного мозга (1-4 Гц) и погружения в состояние, которое Фишер назвал «медленное бодрствование». Данное состояние характеризуется полной отстранённостью индивида от действительности, отсутствием реакции на внешние раздражители и погруженностью в себя. По мнению ряда исследователей, в результате регулярной практики данного состояния у индивида может открыться доступ к неисследованным ресурсам подсознания, вплоть до раскрытия феноменальных способностей.

 

Кир`ять ― заниматься практикой измененных состояний сознания посредством употребление кира.

 

Кирн`ой ― достигший особого изменённого состояния сознания.

 

Конц`ертный ― особенный, обладающий исключительными свойствами или качествами. Напр.: концертный рукомойник.

 

Котл`ета ― пачка денег.

 

Коч`ум ― 1) Состояние отрешенности, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений. В паровых оркестрах кочум практикуется как индивидуально, так и коллективно. Во втором случае кочум как правило сопровождается употреблением кира.

2) Пауза в 1 и более тактов.

 

Кочум`ать ― 1) практиковать кочум. Напр.: Надо покочумать

2) Молчать. Напр.: К очумайте, чуваки, лажа хиляет.

 

Кровь (кровавая халтура) ― см. «халтура».

 

Кув`алда ― колотушка для оркестрового большого барабана.

 

Лаб`ать ― 1) исполнять музыкальное произведение, оркестровую партию.

2) озвучивать некоторые мероприятия, где музыка не главное, а главное – это деньги, которые получают музыканты за это озвучивание.

«Лабать можно четыре вещи:

халтуру – играть на танцах или мероприятиях;

жмура – играть в похоронной процессии;

поход – играть, проходя по улице с демонстрацией;

− и, наконец, кабак – играть в ресторане или кафе.

Если Вы в составе симфонического оркестра выступаете на концерте классической музыки, то Вы РАБОТАЕТЕ КОНЦЕРТ. А если Вы записываете фонограмму на радио или телевидении, то Вы РАБОТАЕТЕ ЗАПИСЬ». А.Т. Лолейт. «Теодорычевы байки».

Лабать нашару ― исполнять музыкальное произведение, оркестровую партию не глядя в ноты, по наитию.

Лабать под кочум ― незаметно для моца изображать игру, либо исполнять партию неверно.

Лабать по соседям ― исполнять оркестровую партию с ошибками, играть неверные ноты.

 

Л`абух ― 1) тот, кто лабает (в 1-м знач.).

2) Музыкант невысокого профессионального уровня. Напр.: кабацкие лабухи.

3) (устар.) Джазовый музыкант, озвучивавший подпольные танцевальные вечеринки до конца 1950-х гг.

 

Л`ажа ― 1) ошибка, допущенная при исполнении музыкального произведения, неудачное выступление, провальный концерт.

2) Ошибка, неудача, подлость, любая неприятная ситуация.

 

Лаж`ать ― допускать лажу.

 

Лаж`ато ― манера исполнения кирного лабуха.

 

Л`ажух ― лабух, который всё время лажает.

Лапсерд`ак ― 1) педжак.

2) Плохо, нелепо сидящая одежда.

 

Ломов`ой лом ― энергичное, захватывающее музыкальное произведение.

 

Мандр`аж ― состояние страха, неуверенности в себе, нервозности перед ответственным выступлением; сценическое волнение.

 

Мах`ать – дирижировать (о моцаке).

 

Мах`ор ― опытный оркестрант. В паровых оркестрах махры осуществляют учебно-тренировочную работу с новичками, направленную на их воспитание, обучение и интеграцию в коллектив, и пользуются большим авторитетом у последних. В противостоянии между моцаками и профессионалами махры могут принимать любую из сторон.

 

М`имо к`ассы ― неверно, с грубыми ошибками. Напр.: Вонзил мимо кассы.

 

Мин`ор (мин`оры) ― плохое настроение, грусть. Напр.: Я сегодня в минорах.

 

Моц, моц`ак (производное от «Моцарт») ― дирижёр парового оркестра, единственный участник парового оркестра, который не разделяет всеобщего стремления духовиков к Шаре. Являясь формальным лидером коллектива, моц неизбежно вступает в противоборство с профессионалами и их влиянием на остальных оркестрантов. Баланс и расстановка сил, достигаемые в таком противоборстве определяют рабочую атмосферу, царящую в оркестре. Напр.: Моц ― он как презерватив: с ним надёжнее, но без него приятнее.

 

Наб`арывать ― обманывать.

 

Нестро`евич ― своеобразие звучания парового оркестра, достигаемое благодаря некоему особенному способу настройки его инструментов.

 

Наверз`ать на Баха (моца) ― см. «верзать».

 

Орг`анный пункт ― длинная пауза перед очередным произведением.

 

П`амятник л`ысому д`еду (д`еду в к`епке) ― достопримечательность, имеющаяся практически в каждом населённом пункте на территории бывшего СССР, которая часто служит местом для проведенния халтуры, для сбора оркестрантов, или просто ореинтиром на местности.

 

Паров`ой ― имеющий отношение к паровым оркестрам. Напр.: Паровая музыка.

 

Паров`ой орк`естр ― организованное сообщество исполнителей духовой музыки (лабухов-духовиков), практикующих кочум, употребление кира и совместную исполнительскую деятельность. Основным объединяющим фактором для парового оркестра является идея стремления к Шаре. Напр.: военный паровой оркестр.

 

Партит`ура ― большой выбор чего-либо. Напр.: И было на там р кира много-много: и коньяк, и водка, и вино красное, и вино белое ―одним словом целая партитура.

По партитуре ― по порядку. Напр.: Объясни-ка нам всё по партитуре.

 

Пассаж`ир ― тот, кто всегда лабает под кочум, «выезжая на горбу товарищей». Напр.: Понабирают пассажиров по объявлению…

П`ервый звук ― начало выступления парового оркестра.

П`ыска-пып`ыска, п`ыска-пып`ыска, пизд`ык-пизд`ык, бл`ябуду-блябуду-бл`ябуду-дыщ, ср`ака-така-та, `ёбц! — мнемонические сочетания звуков, помогающие барабанщику запомнить свою партию.

По партит`уре ― см. партитура

Побор`ёха – ерунда, глупость.

 

Под сурд`инку – тайком, украдкой Напр.: Под сурдинку залиговал два бутерброда.

Подб`арывать ― уязвлять какими-либо колкими замечаниями, намёками; подтрунивать, подшучивать (над кем-либо).

Подст`ёжка –синкопированная инструментальная партия, звучащая контрапунктом к основному ритму.

Пол-кирпич`а разница в четверть тона. Напр.: Да он играет на пол-кирпича выше!

Полив`ать – виртуозно и с большим чувством исполнять пассажи или играть соло.

Полив`он ― технически сложный пассаж, соло.

Пох`од ― уличная демонстрация; то же, что «слон».

Прозвуч`ало — выражение удовлетворения от чего-либо, например от пары пива.

 

Простын`я — нотные листы чёрной икры, склеенные или разложенные одна за другой по причине сплошного чёса без возможности их перевернуть. Длина идеальной простыни в вакууме равняется ширине сцены. На практике для раскладывания простыни требуется в среднем три пульта в сочетании с собранностью и внимательностью исполнителя при раскладке. Правильно разложенная простыня обеспечивает 27,5 % успешного исполнения. В тоже время неправильная раскладка простыни с точностью до 97 % ведёт к неизбежной лаже.

Профессион`ал ― исполнитель духовой музыки, посвятивший себя изучению потаённых глубин человеческой души и, в соответствии с обетом, ведущий аскетическую жизнь (т.е. заменяет приём пищи, воды и даже сон употреблением кира) в рамках парового оркестра, либо в одиночестве, отшельничестве. Профессионалы – это элита музыкального мира. Они пользуются значительным авторитетом и являются образцом нравственности, стиля и образа жизни духовика. Именно они являются носителями и главными распространителями идеи стремления к Шаре. В силу своих убеждений профессионалы прямо противопоставляют себя моцакам и их влиянию.

 

Пузоч`ёс ― 1) тоже что гитарист. Данное слово не является ругательным или оскорбительным (в отличае от «друшлаки»), т.к. многие духовики с удовольствием играют на гитарах без вреда для физического и душевного здоровья.

2) исполнитель на щипковых народных инструментах, друшлак.

 

Ригол`етто ― рвотная масса.

Исполнять Риголетто ― извергать (обычно непроизвольно) через рот содержимое желудка.

 

Руком`ойник ― банкет после мероприятия, торжественный званый обед или ужин, на который приглашаются духовики. Напр.: Рукомойник после жмура был концертный. Сразу видно, клиент при жизни был замечательным человеком.

Зайти помыть руки (зайти за футлярами) ― напроситься на рукомойник.

 

Скул`ить ― коллективно выражать недовольство, обиду.

 

Слон ― колонна людей и/или машин, сопровождаемая паровым оркестром.

Тащить (тянуть) слона ― сопровождать колонну людей и/или машин игрой парового оркестра в движении на демонстрации, параде, жмуре и т.п.

Смур ― радикальное идейно-философское течение, распространенное в среде духовиков. Вцелом смур не противоречит идее стремления к Шаре, но утверждает альтернативные способы её достижения. В каждом паровом оркестре есть по меньшей мере два-три человека, разделяющие данные убеждения. Выделяют две основные разновидности смура:

а) умеренный смур: его последователи считают, что Шара достигается через музыкальное творчество и нравственное возвышение над миром. Подобные идеи нередко находят благодатную почву в умах и сердцах не только простых лабухов, но и моцаков;

б) флейтизм: его последователи отводят решающую роль в достижении состояния Шары пребываню в кочуме. Из-за перманентной отрешенности от окружающей действительности последователи флейтизма регулярно демонстрируют поведение, которое в значительной степени противоречит ожиданиям окружающих, из-за чего коллеги снисходительно называют их тараканами. Считается, что флейтизму в большей степени подвержены флейтисты, очумевшие от высокого диапазона своего инструмента, барабанщики, обезумевшие от постоянного грохота, а так же некиряющие лабухи ― от суровых реалий действительности.

 

Смурь ― печаль, тоска, хандра.

Смур`еть ― печалиться.

 

Смур`измы ― дурные мысли.

Смурн`ой ― последователь смура.

 

Смурн`як ― последователь флейтизма.

Смычков`ать ― то же, что «исполнять Риголетто».

Сол`евич ― 1) инструментальное соло.

2) солист-инструменталист.

Сол`ировать ― принимать участие в коллективном распитии кира. Напр.: Чувак, будешь с нами солировать?

 

С`опли — медленная и печальная часть музыкального произведения, за которой, как правило следует гусиный вздроч.

 

Ср`ала-баба дёг-тем, ср`ала-баба дёг-тем, л`у-ком, п`ер-цем, ч`ес-но-к`ом — мнемонические сочетания слов, помогающее начинающему ударнику в освоении походного марша.

 

Сур ― выделяемая почками жидкость, содержащая отработанные организмом вещества. Напр.: Это не кир, а сур какой-то!

 

Сурл`ять ― испускать сур.

 

Тарак`ан ― человек, регулярно демонстрирующий такое поведение, которое вкорне противоречит ожиданиям окружающих.

 

Тарак`анить ― вести себя неадекватно.

 

Транспон`ировать ― сопоставлять в уме, взвешивать, догадываться о смысле чего-нибудь. Напр.: Я сразу странспонировал, что с этим тараканом лучше не кирять.

 

Тащить (тянуть) слона ― см. «слон».

 

Тоскан`ини ― перенос инструментов и апаратуры до или после мероприятия.

Тр`емоло — тряска рук с бодуна

`Умпа-`умпа ― х** морж`овый ―то же, что «`иста-`иста ― ст`авка сол`иста».

`Умца-`умца (`иста-`иста-`иста-`дратта) ― мнемонические сочетания звуков, обозначающее размер 2/4, а так же музыку, исполняемую в этом размере.

 

`Умца-ца-`умца-ца ― мнемонические сочетания звуков, обозначающее размер ¾, а так же музыку, исполняемую в этом размере.

Унит`аз ― то же, что «унисон». Напр.: в пятой цифре улитки с миномётами поливают в унитаз.

 

Флейт`изм ― см. «смур».

 

Форшл`аги ― непристойная брань. Напр.: Без форшлагов! Здесь же дети!

 

Халт`ура ― 1) побочная работа для дополнительного заработка. Напр.: Понабирал халтур на свою голову…

2) Разовое оплачиваемое выступление. Напр.: Во сколько завтра халтура?

Кровавая халтура ― бесплатное либо тяжелое для музыканта выступление.

Хил`ять ― 1) идти, переступая ногами. Напр.: Кто похиляет за киром?

2) Соответствовать, быть подходящим, годным. Напр.: Здесь шара не хиляет, чувак.

Х`охма ― то же, что «шутка».

 

Хохм`ить ― шутить.

 

Хохм`ач ― шутник.

 

Ч`ёрная икр`а — нотный текст, полностью состоящий или изобилующий 16-ми или 32-ми длительностями. Напр.: три листа чёрной икры.

 

Чёс — 1)обилие очень быстрой музыки Напр.: две минуты безумного чёса.

2)Много концертов подряд. Напр.: новогодний чёс.

 

Чув`ак ― человек, парень, приятель. Слово употребляется также как обращение и как название вместо имени, применимо к любому человеку мужского пола.

 

Чув`иха ― девушка. Слово является соответствующей формой женского рода слова «чувак».

 

Шн`ягер ― репертуар оркестра, состоящий из всем известных заезженных произведений (исполняется на штырках и халтурах).

Шт`ырка ― 1) игра на улице в месте большого скопления народа.

2) баночка или иная ёмкость, в которую прохожие бросают башли.

 

Штыр`ять ― играть на штырке.

 

Ш`убой по ро`ялю — сыграть что-то слишком тихо.

 

Ща-бем`оль-моз`оль — очень неудобная тональность со множеством знаков и трудных позиций;

2) неопределенная тональность при очень фальшивом исполнении.

 

`Эсный (от Es ― буквенное обозначение строя ми-бемоль) ― необычный, непривычный. Напр.: Чувак, что-то у тебя бабайка эсная какая-то. А лапсердак вообще как из верзохи вынул.

 

Ad libitum ― премьера.

 

Cadence ― когда все надеятся, что вы остановитесь, а вы не останавливаетесь.

 

Crescendo ― напоминание музыканту о том, что он и так играет слишком громко.

 

Risoluto ― отметка, указывающая оркестрантам на то, что они должны наверзать на моца, упорно держать правильный темп, что бы там моц не пытался сделать.

 

Senza sordino ― термин напоминающий музыканту, что он забыл вставить сурдину несколько тактов назад.

 

Subito pianо ― обозначает возможность для лажуха или начинающего музыканта почувствовать себя солистом оркестра.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...