Словарь оркестровых терминов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание От составителей............................................................................................. 3 Словарь оркестровых терминов................................................................... 6 Инструменты парового оркестра (по партитуре)........................................ 20 Оркестровый фольклор................................................................................. 21 И.А.Крылов о паровом оркестре................................................................. 27 Осёл и соловей. Басня времён стиляг........................................................... 28 От составителей Духовая музыка была и остаётся одним из наиболее распространённых и востребованных видов профессионального музыкального искусства. Она обладает не только обширным арсеналом выразительных средств, но и богатым разнообразием форм участия в массовых празднествах и концертной деятельности. Теории и практике деятельности духовых оркестров в отечественной учебной и методической литературе заслуженно уделяется большое внимание. Тем не менее до настоящего времени не было издано ни одной работы, посвященной профессиональной культуре духовых оркестров. Культура духового оркестра включает в себя своеобразные этические нормы, моральные установки, модели поведения, профессиональный язык. Она накладывает отпечаток на образ жизни каждого оркестранта, предопределяя не только круг его общения, но и мировоззрение, манеру поведения, разговора. Духовик – не просто профессия. Это стиль жизни. Это этическая, эстетическая, мировоззренческая система, поддерживаемая всеми исполнителями духовой музыки, исходящая от элиты музыкального мира - так называемых " профессионалов " - и получающая таким образом сакральное подкрепление. Как известно, важнейшим компонентом и основным средством передачи культуры является язык. Следовательно элементом, наиболее полно отражающим профессиональную культуру духовых оркестров является профессиональный язык духовиков. Он представляет собой систему терминов и устойчивых выражений, применяемых исполнителями духовой музыки в своей деятельности и повседневной жизни.
Данная система зародилась, предположительно, в Одессе в начале XX столетия и первоначально представляла собой причудливую смесь ресторанно-музыкантских, воровских и спекулянтско-мошеннических шифрованных слов. В 1930-е гг., благодаря джазовым музыкантам, она получила весьма широкое распространение в музыкальной среде на территории Советского союза. Надо сказать, что в то время духовые инструменты были неотъемлемой частью инструментария джазовых ансамблей, а многие из духовиков совмещали занятие джазом с работой в духовых, симфонических оркестрах и других музыкальных коллективах. В послевоенные годы, в период борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал сложные времена: ансамбли, исполнявщие «западную» музыку, подвергались гонениям, а на нелегальных танцевальных вечеринках, организованных частным способом, нередко происходили облавы. В этих условиях язык джазовых музыкантов стал элементом контркультуры несогласных с идеологической доктриной советского руководства. Его активно перенимала прозападно настроенная молодёжь того времени, благодаря чему многие из выражений джазистов проникли не только в жаргон молодёжных субкультур 50-х ― 60-х гг., но и в обиходный разговорный язык советских граждан. В последующие годы «джазовая терминология» наиболее активно применялась ресторанными музыкантами и музыкантами духовых оркестров. Но к 1990-м годам живая музыка в ресторанах была вытеснена фонограммой, и дело сохранения и развития наработок предыдущих поколений музыкантов в данной области всецело перешло к духовикам.
В современных условиях становится очевидным тот факт, что профессиональный язык духовиков, который складывался и совершенствовался напротяжении многих десятилетий, к настоящему времени усложнился настолько, что выпускники музыкальных учебных заведений, устроившись на работу в оркестр, зачастую испытывают серьёзные затруднения в общении со своими опытными коллегами. В настоящем издании авторы предприняли попытку восполнить данный пробел и познакомить читателей с терминами и устойчивыми выражениями, применяемыми в деятельности современных духовых оркестров. Знакомство с профессиональным языком поможет молодым специалистам-духовикам успешно решить следующие задачи: − с точки зрения профессиональной коммуникации: наладить полноценное общение с другими участниками оркестра, понимать своих коллеги быть понятым ими; − с точки зрения знаний и представлений об окружающей действительности: выстроить адекватный, правильный образ картины мира и своего места в нём; − с точки зрения ценностных установок: понять, что считается нормальным, правильным; чем восхищаются, что служит фокусом стремлений, желаний коллектива или отдельных его членов; что не одобряют, осуждают, считают аморальным, преступным; − с точки зрения стиля и образа жизни: получить представление о мотивах, формах поступков, повседневном поведении участника духового оркестра. Все термины приведены в алфавитном порядке, за исключением определения понятия «Шара», которое является ключевым для понимания нравственно-этического идеала, характерного для мировоззрения большинства профессиональных исполнителей духовой музыки. Оно приводится в начале словаря и занимает почетное первое место. Словарь-справочник предназначен для учащихся угарно-буховых отделений ДМШ, ДШИ и музулищ.
Словарь оркестровых терминов Ш`ара ― 1) (в широком смысле) недостижимое состояние блаженства, внутренней гармонии, конечная цель всех человеческих стремлений. В Шаре перестают существовать зависть, алчность, гордыня, злоба и другие пороки, благодаря чему человек достигает абсолютной духовной и нравственной чистоты. Согласно воззрениям духовиков, именно в стремлении к Шаре заключается подлинный смысл человеческой жизни. Непременными условиями для достижения Шары являются: удовлетворение потребностей в башлях, в кире и в берле, а так же пребывание в кочуме. Напр.: ШАРА. Как много в этом звуке…
2) (в узком смысле) то, что без каких либо затрат или усилий способствует удовлетворению одной или нескольких потребностей. Напр.: Шара, чуваки, нас приглашают на рукомойник! Ш`аровый — бесплатный. Наш`ару ― бесплатно, без усилий. Напр.: Нашару плоха только шаровая молния. Шар`ы ― избранные, достигшие состояния Ш`ары (в широком смысле).
Амбр`э ― плохой запах, преимущественно перегар. Баб`айка ― фуражка. Б`анда ― 1) духовая группа, усиливающая звучание основного состава симфонического оркестра. Напр.: Левее меня сидел профи из банды Большого театра. 2) ансамбль, исполняющий музыку эстрадного или джазового характера. Бар`ать ― совершать действия, направленные на реализацию инстинкта размножения. 2) Утомлять, мучить, надоедать. Напр.: Не барайте мне мозг!
Бар`уха ― девушка, женщина, часто ― «свободных нравов».
Б`ашли ― металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при уплате гонорара лабуху, либо при купле-продаже кира, берла и т.п. Напр.: Звуки реже ― башли те же. Башли в кассу ― искусство в массы. Башл`ять ― платить башли. Напр.: Сколько тебе забашляли за халтуру?
Бек`ар ― отказ, отмена чего-либо (концерта, халтуры и т.д.).
Бек`арить ― отменять что-нибудь, делать что-нибудь невозможным. Напр.: Ради такого концертного рукомойника можно и халтуру забекарить.
Берл`ять ― 1) принимать пищу, употреблять в пищу. Напр.: Такое верзо я и нашару берлять не стану. 2) Понимать, принимать на веру. Напр.: Этот смур берляет любую хохму за чистую монету.
Берли`оз ― обжора.
Берл`о ― то, что берляют; то же, что еда. Напр.: Кир есть, а берла ― как обычно. Берл`ин – столовая, буфет. Напр.: с гонять в Берлин. Берл`яловка ― любое заведение общественного питания (столовая, кафе, закусочная), в котором отсутствует сцена или оборудованное место для музыкантов. Если же сцена имеется, то такое заведение называют «кабак».
Бем`оль ― нечто выпуклое, выступающее вперёд, выдающееся, обычно ― о части тела (животе, носе и пр.). Напр.: Бемоль вырастает не ОТ кира, а ДЛЯ кира.
Бешкем`ет ― съедобные трофеи с халтуры.
Блев`откин бл`юз ― то же, что «Риголетто».
Б`эйный (от B ― буквенное обозначение строя си-бемоль) – большой, толстый. Напр.:бэйная чувиха.
В два смычк`а — любовный треугольник (поправлено цензурой). Вар`ить к`ашу ― играть на малом барабане щетками.
Верз`ать ― 1) освобождать кишечник. То же, что «сложить мозаику», «метнуть кал», «отложить личинку», «выдавить тюбик». Напр.: Фу-у! Кто наверзал? 2) То же, что и вонзать мимо кассы. Напр.: Лабаем всю песню на значок. Кто наверзает, тот вонючка! Наверзать на Баха ― игнорировать авторскую фразеровку, темп или динамику. Наверзать на моца ― игнорировать дирижерский жест.
Верз`о ― содержимое кишечника; то, что верзают. Напр.: В верзо наступить ― к башлям.
Верз`оха ― ягодичные мышцы, попа.
Верз`ошник ― 1) туалет. Напр.: Простите, а как пройти в верзошник… ну я в смысле ― посурлять где у вас можно? 2) плохая берляловка. Возлаг`алище ― ритуал возложения венков и/или цветов к какому-нибудь мемориалу с участием парового оркестра.
В`ольта ― знак, указывающий на изменение окончания музыкального произведения или его части при повторении. На вторую вольту ― заново. Напр.: Сколько кира ни покупай, всё равно бежать на вторую вольту. По вторым вольтам ― поспешно. Напр.: читать книгу по вторым вольтам.
Вонз`ать ― лабать усердно, самозабвенно. Напр.: Маэстро, кочумай! Мы уже целый час вонзаем не вынимая!
Выдел`ение ― игровые 45 минут, отделение концерта. Напр.: После первого выделения, как обычно, последовал 15-граммовый перерыв.
В одни ворота ― точно повторяя какой-либо образец. Напр.: Я сам слышал, как этот чувак лабал Фергюс`она в одни ворота!
Вых`иливать ― точно, технически грамотно исполнять. Напр.: Нет, чуваки, в таком темпе я свои поливоны не выхиляю.
Гуд`ок – духовой музыкальный инструмент.
Гус`иный вздроч — быстрая часть музыкального произведения, внезапно настающая после соплей.
Двойн`ая домин`анта — очень большая, бэйная попа.
Ди`ез — знак повышения тона, а так же, благодаря характерному виду (#), ― символ тюремного заключения. Попасть за диез — сесть в тюрьму. Сыграть в ми мажоре (4 диеза при ключе) ― отсидеть срок.
Семь диезов ― то, что создает проблемы или неоправданные трудности. Напр.: Это не халтура, а семь диезов! Полный до-диез мажор (семь диезов при ключе) — абсолютная и унизительная неудача, безысходность, безвыходность положения, большие проблемы, неприятности. Напр.: Вот это лажа! Ну полный до-диез мажор!
Димину`эндо – плавное прекрощение чего-либо. Пойти на диминуэндо — плавно выйти из запоя.
Дириж`ировать ― разливать кир солирующим духовикам. Напр.: Ч уваки, кто продирижирует?
Дириж`ёр (дириж`абль) — см. моц.
До маж`ор ― пюпитр, подставка для нот (напольная или вмонтированная в музыкальный инструмент). В до мажоре — нагишом. Напр.: выбежал из номера в до мажоре. Объяснить в до мажоре – выразить крайнее негодование. Напр.: Сейчас я им объясню в до мажоре!
До-диез мажор — см. диез
Друшл`ак ― 1) (устар.) русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент ― домра; 2) исполнитель народной музыки. Для правильных (или так называемых «чистокровных») духовиков друшлаки представляют собой своего рода «касту неприкасаемых». духовику, замеченному в обществе друшлаков как правило выражается всеобщее презрение, а совместное музицирование с друшлаками считается недостойным поступком и позором на всю оставшуюся жизнь. 3) кровать, место, где друшляют.
Друшл`ять ― находиться в состоянии сна. Согласно воззрениям духовиков, сон есть состояние глубокого кочума.
Духов`ик (духоп`ёр, дух`ач) ― участник парового оркестра, духовой секции ансамбля, оркестра, исполнитель на духовом музыкальном инструменте.
Жмур ― 1) ритуал погребения умершего с участием парового оркестра либо его части. Напр.: Кто поедет на жмур? 2) Музыкальное произведение, исполняемое в качестве сопровождения ритуала погребения. Напр.: А ты выучил жмур? 3) Умерший. Напр.: Морда бледная, как у жмура. Дуб`овый жмур ― похороны, в которых музыканты задействованы бесплатно, по приказу начальства. Кров`авый жмур ― тяжелые затяжные низко оплачиваемые (или не оплачиваемые) похороны. Хов`ать жмура – играть на похоронах.
Жмуров`ой ― имеющий отношение к жмуру. Напр.: жмуровой барабан. Жмурон`ос (жмуров`ик) ― музыкант, играющий на похоронах. Жмуртр`ест ― Бюро ритуальных услуг, предоставляющее халтуры жмуровым канторам. Напр.: Жмуртрест уже неделю молчит ― ниужто в Минздраве работать научились?
Забар`ать – крайне утомить, замучить, надоесть.
Забашл`ять ― см. башлять.
Задрушл`ять ― уснуть.
Зак`уска ― содержимое слюносборника духового инструмента.
Залигов`ать — взять то, что шарой, не является, украсть. Напр.: Под сурдинку залиговал два пузыря.
Затык`ато ― специфический штрих, применяемый в паровых оркестрах. Напр.: В пятом такте второй цифры у Вас «легато», а не «затыкато»! Зац`еп ― то же, что «рукомойник». З`усман ― холод, холодная погода. Из-под вол`ос — без нот (тоже, что лабать нашару). Напр.: Аккомпанемент из-под волос. Импроверз`ация ― исполнение музыкального произведения или его части, текст которого благополучно забыт или не выучен (как правило, исполняется лажато). `Иста-`иста,`иста-`дратта ― то же, что «`умца-`умца». `Иста-`иста ― ст`авка сол`иста ― 1) паровой оркестр низкого профессионального уровня с весьма посредственным репертуаром. Напр.: Оркестр Фергюсс`она ― вот это кантора, чувак! Не то, что наша «иста-иста ― ставка солиста». 2) музыкант, играющий в таком оркестре. Напр.: Кочумай, чувак. Знаем мы вашего брата «иста-иста ― ставка солиста». Не выхиливаешь ― так и скажи. Исп`олнить — совершить законченное действие. Напр.: Мы исполнили по паре пива. Каб`ак ― ресторан или кафе, в котором имеется сцена или оборудованное место для музыкантов. Кант`ора ― профессиональный музыкальный коллектив. Напр.: жмуровая кантора. Карт`ошка (карт`оха, пельм`ень) ― длинная нота продолжительностью ½ или 1 такт. Напр.: Все картошки вибрировать! Лабать картошками ― играть технически простую монотонную одноразмерную и однотемповую музыку. Вывалить ведро картошки ― неудачно исполнить брэйк или заполнение на барабанах.
Кир (от франц. kir ― алкогольный коктейль с чёрной смородиной) ― любой алкогольный напиток, используемый духовиками для достижения особого измененного состояния сознания. Согласно теории американского профессора экспериментальной психиатрии Фишера, кир способствует активации у духовиков высокочастотных бета-ритмов головного мозга (15-24 Гц), отвечающих за воображение и творчество. В результате более или менее регулярного употребления кира любой духовик получает неограниченный доступ к скрытым творческим способностям. Некоторые духовики ( называемые профессионалами), систематически употребляющие кир, развивают так же навык активации низкочастотных дельта-ритмов головного мозга (1-4 Гц) и погружения в состояние, которое Фишер назвал «медленное бодрствование». Данное состояние характеризуется полной отстранённостью индивида от действительности, отсутствием реакции на внешние раздражители и погруженностью в себя. По мнению ряда исследователей, в результате регулярной практики данного состояния у индивида может открыться доступ к неисследованным ресурсам подсознания, вплоть до раскрытия феноменальных способностей.
Кир`ять ― заниматься практикой измененных состояний сознания посредством употребление кира.
Кирн`ой ― достигший особого изменённого состояния сознания.
Конц`ертный ― особенный, обладающий исключительными свойствами или качествами. Напр.: концертный рукомойник.
Котл`ета ― пачка денег.
Коч`ум ― 1) Состояние отрешенности, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений. В паровых оркестрах кочум практикуется как индивидуально, так и коллективно. Во втором случае кочум как правило сопровождается употреблением кира. 2) Пауза в 1 и более тактов.
Кочум`ать ― 1) практиковать кочум. Напр.: Надо покочумать 2) Молчать. Напр.: К очумайте, чуваки, лажа хиляет.
Кровь (кровавая халтура) ― см. «халтура».
Кув`алда ― колотушка для оркестрового большого барабана.
Лаб`ать ― 1) исполнять музыкальное произведение, оркестровую партию. 2) озвучивать некоторые мероприятия, где музыка не главное, а главное – это деньги, которые получают музыканты за это озвучивание. «Лабать можно четыре вещи: − халтуру – играть на танцах или мероприятиях; − жмура – играть в похоронной процессии; − поход – играть, проходя по улице с демонстрацией; − и, наконец, кабак – играть в ресторане или кафе. Если Вы в составе симфонического оркестра выступаете на концерте классической музыки, то Вы РАБОТАЕТЕ КОНЦЕРТ. А если Вы записываете фонограмму на радио или телевидении, то Вы РАБОТАЕТЕ ЗАПИСЬ». А.Т. Лолейт. «Теодорычевы байки». Лабать нашару ― исполнять музыкальное произведение, оркестровую партию не глядя в ноты, по наитию. Лабать под кочум ― незаметно для моца изображать игру, либо исполнять партию неверно. Лабать по соседям ― исполнять оркестровую партию с ошибками, играть неверные ноты.
Л`абух ― 1) тот, кто лабает (в 1-м знач.). 2) Музыкант невысокого профессионального уровня. Напр.: кабацкие лабухи. 3) (устар.) Джазовый музыкант, озвучивавший подпольные танцевальные вечеринки до конца 1950-х гг.
Л`ажа ― 1) ошибка, допущенная при исполнении музыкального произведения, неудачное выступление, провальный концерт. 2) Ошибка, неудача, подлость, любая неприятная ситуация.
Лаж`ать ― допускать лажу.
Лаж`ато ― манера исполнения кирного лабуха.
Л`ажух ― лабух, который всё время лажает. Лапсерд`ак ― 1) педжак. 2) Плохо, нелепо сидящая одежда.
Ломов`ой лом ― энергичное, захватывающее музыкальное произведение.
Мандр`аж ― состояние страха, неуверенности в себе, нервозности перед ответственным выступлением; сценическое волнение.
Мах`ать – дирижировать (о моцаке).
Мах`ор ― опытный оркестрант. В паровых оркестрах махры осуществляют учебно-тренировочную работу с новичками, направленную на их воспитание, обучение и интеграцию в коллектив, и пользуются большим авторитетом у последних. В противостоянии между моцаками и профессионалами махры могут принимать любую из сторон.
М`имо к`ассы ― неверно, с грубыми ошибками. Напр.: Вонзил мимо кассы.
Мин`ор (мин`оры) ― плохое настроение, грусть. Напр.: Я сегодня в минорах.
Моц, моц`ак (производное от «Моцарт») ― дирижёр парового оркестра, единственный участник парового оркестра, который не разделяет всеобщего стремления духовиков к Шаре. Являясь формальным лидером коллектива, моц неизбежно вступает в противоборство с профессионалами и их влиянием на остальных оркестрантов. Баланс и расстановка сил, достигаемые в таком противоборстве определяют рабочую атмосферу, царящую в оркестре. Напр.: Моц ― он как презерватив: с ним надёжнее, но без него приятнее.
Наб`арывать ― обманывать.
Нестро`евич ― своеобразие звучания парового оркестра, достигаемое благодаря некоему особенному способу настройки его инструментов.
Наверз`ать на Баха (моца) ― см. «верзать».
Орг`анный пункт ― длинная пауза перед очередным произведением.
П`амятник л`ысому д`еду (д`еду в к`епке) ― достопримечательность, имеющаяся практически в каждом населённом пункте на территории бывшего СССР, которая часто служит местом для проведенния халтуры, для сбора оркестрантов, или просто ореинтиром на местности.
Паров`ой ― имеющий отношение к паровым оркестрам. Напр.: Паровая музыка.
Паров`ой орк`естр ― организованное сообщество исполнителей духовой музыки (лабухов-духовиков), практикующих кочум, употребление кира и совместную исполнительскую деятельность. Основным объединяющим фактором для парового оркестра является идея стремления к Шаре. Напр.: военный паровой оркестр.
Партит`ура ― большой выбор чего-либо. Напр.: И было на там р кира много-много: и коньяк, и водка, и вино красное, и вино белое ―одним словом целая партитура. По партитуре ― по порядку. Напр.: Объясни-ка нам всё по партитуре.
Пассаж`ир ― тот, кто всегда лабает под кочум, «выезжая на горбу товарищей». Напр.: Понабирают пассажиров по объявлению… П`ервый звук ― начало выступления парового оркестра. П`ыска-пып`ыска, п`ыска-пып`ыска, пизд`ык-пизд`ык, бл`ябуду-блябуду-бл`ябуду-дыщ, ср`ака-така-та, `ёбц! — мнемонические сочетания звуков, помогающие барабанщику запомнить свою партию. По партит`уре ― см. партитура Побор`ёха – ерунда, глупость.
Под сурд`инку – тайком, украдкой Напр.: Под сурдинку залиговал два бутерброда. Подб`арывать ― уязвлять какими-либо колкими замечаниями, намёками; подтрунивать, подшучивать (над кем-либо). Подст`ёжка –синкопированная инструментальная партия, звучащая контрапунктом к основному ритму. Пол-кирпич`а — разница в четверть тона. Напр.: Да он играет на пол-кирпича выше! Полив`ать – виртуозно и с большим чувством исполнять пассажи или играть соло. Полив`он ― технически сложный пассаж, соло. Пох`од ― уличная демонстрация; то же, что «слон». Прозвуч`ало — выражение удовлетворения от чего-либо, например от пары пива.
Простын`я — нотные листы чёрной икры, склеенные или разложенные одна за другой по причине сплошного чёса без возможности их перевернуть. Длина идеальной простыни в вакууме равняется ширине сцены. На практике для раскладывания простыни требуется в среднем три пульта в сочетании с собранностью и внимательностью исполнителя при раскладке. Правильно разложенная простыня обеспечивает 27,5 % успешного исполнения. В тоже время неправильная раскладка простыни с точностью до 97 % ведёт к неизбежной лаже. Профессион`ал ― исполнитель духовой музыки, посвятивший себя изучению потаённых глубин человеческой души и, в соответствии с обетом, ведущий аскетическую жизнь (т.е. заменяет приём пищи, воды и даже сон употреблением кира) в рамках парового оркестра, либо в одиночестве, отшельничестве. Профессионалы – это элита музыкального мира. Они пользуются значительным авторитетом и являются образцом нравственности, стиля и образа жизни духовика. Именно они являются носителями и главными распространителями идеи стремления к Шаре. В силу своих убеждений профессионалы прямо противопоставляют себя моцакам и их влиянию.
Пузоч`ёс ― 1) тоже что гитарист. Данное слово не является ругательным или оскорбительным (в отличае от «друшлаки»), т.к. многие духовики с удовольствием играют на гитарах без вреда для физического и душевного здоровья. 2) исполнитель на щипковых народных инструментах, друшлак.
Ригол`етто ― рвотная масса. Исполнять Риголетто ― извергать (обычно непроизвольно) через рот содержимое желудка.
Руком`ойник ― банкет после мероприятия, торжественный званый обед или ужин, на который приглашаются духовики. Напр.: Рукомойник после жмура был концертный. Сразу видно, клиент при жизни был замечательным человеком. Зайти помыть руки (зайти за футлярами) ― напроситься на рукомойник.
Скул`ить ― коллективно выражать недовольство, обиду.
Слон ― колонна людей и/или машин, сопровождаемая паровым оркестром. Тащить (тянуть) слона ― сопровождать колонну людей и/или машин игрой парового оркестра в движении на демонстрации, параде, жмуре и т.п. Смур ― радикальное идейно-философское течение, распространенное в среде духовиков. Вцелом смур не противоречит идее стремления к Шаре, но утверждает альтернативные способы её достижения. В каждом паровом оркестре есть по меньшей мере два-три человека, разделяющие данные убеждения. Выделяют две основные разновидности смура: а) умеренный смур: его последователи считают, что Шара достигается через музыкальное творчество и нравственное возвышение над миром. Подобные идеи нередко находят благодатную почву в умах и сердцах не только простых лабухов, но и моцаков; б) флейтизм: его последователи отводят решающую роль в достижении состояния Шары пребываню в кочуме. Из-за перманентной отрешенности от окружающей действительности последователи флейтизма регулярно демонстрируют поведение, которое в значительной степени противоречит ожиданиям окружающих, из-за чего коллеги снисходительно называют их тараканами. Считается, что флейтизму в большей степени подвержены флейтисты, очумевшие от высокого диапазона своего инструмента, барабанщики, обезумевшие от постоянного грохота, а так же некиряющие лабухи ― от суровых реалий действительности.
Смурь ― печаль, тоска, хандра. Смур`еть ― печалиться.
Смур`измы ― дурные мысли. Смурн`ой ― последователь смура.
Смурн`як ― последователь флейтизма. Смычков`ать ― то же, что «исполнять Риголетто». Сол`евич ― 1) инструментальное соло. 2) солист-инструменталист. Сол`ировать ― принимать участие в коллективном распитии кира. Напр.: Чувак, будешь с нами солировать?
С`опли — медленная и печальная часть музыкального произведения, за которой, как правило следует гусиный вздроч.
Ср`ала-баба дёг-тем, ср`ала-баба дёг-тем, л`у-ком, п`ер-цем, ч`ес-но-к`ом — мнемонические сочетания слов, помогающее начинающему ударнику в освоении походного марша.
Сур ― выделяемая почками жидкость, содержащая отработанные организмом вещества. Напр.: Это не кир, а сур какой-то!
Сурл`ять ― испускать сур.
Тарак`ан ― человек, регулярно демонстрирующий такое поведение, которое вкорне противоречит ожиданиям окружающих.
Тарак`анить ― вести себя неадекватно.
Транспон`ировать ― сопоставлять в уме, взвешивать, догадываться о смысле чего-нибудь. Напр.: Я сразу странспонировал, что с этим тараканом лучше не кирять.
Тащить (тянуть) слона ― см. «слон».
Тоскан`ини ― перенос инструментов и апаратуры до или после мероприятия. Тр`емоло — тряска рук с бодуна `Умпа-`умпа ― х** морж`овый ―то же, что «`иста-`иста ― ст`авка сол`иста». `Умца-`умца (`иста-`иста-`иста-`дратта) ― мнемонические сочетания звуков, обозначающее размер 2/4, а так же музыку, исполняемую в этом размере.
`Умца-ца-`умца-ца ― мнемонические сочетания звуков, обозначающее размер ¾, а так же музыку, исполняемую в этом размере. Унит`аз ― то же, что «унисон». Напр.: в пятой цифре улитки с миномётами поливают в унитаз.
Флейт`изм ― см. «смур».
Форшл`аги ― непристойная брань. Напр.: Без форшлагов! Здесь же дети!
Халт`ура ― 1) побочная работа для дополнительного заработка. Напр.: Понабирал халтур на свою голову… 2) Разовое оплачиваемое выступление. Напр.: Во сколько завтра халтура? Кровавая халтура ― бесплатное либо тяжелое для музыканта выступление. Хил`ять ― 1) идти, переступая ногами. Напр.: Кто похиляет за киром? 2) Соответствовать, быть подходящим, годным. Напр.: Здесь шара не хиляет, чувак. Х`охма ― то же, что «шутка».
Хохм`ить ― шутить.
Хохм`ач ― шутник.
Ч`ёрная икр`а — нотный текст, полностью состоящий или изобилующий 16-ми или 32-ми длительностями. Напр.: три листа чёрной икры.
Чёс — 1)обилие очень быстрой музыки Напр.: две минуты безумного чёса. 2)Много концертов подряд. Напр.: новогодний чёс.
Чув`ак ― человек, парень, приятель. Слово употребляется также как обращение и как название вместо имени, применимо к любому человеку мужского пола.
Чув`иха ― девушка. Слово является соответствующей формой женского рода слова «чувак».
Шн`ягер ― репертуар оркестра, состоящий из всем известных заезженных произведений (исполняется на штырках и халтурах). Шт`ырка ― 1) игра на улице в месте большого скопления народа. 2) баночка или иная ёмкость, в которую прохожие бросают башли.
Штыр`ять ― играть на штырке.
Ш`убой по ро`ялю — сыграть что-то слишком тихо.
Ща-бем`оль-моз`оль — очень неудобная тональность со множеством знаков и трудных позиций; 2) неопределенная тональность при очень фальшивом исполнении.
`Эсный (от Es ― буквенное обозначение строя ми-бемоль) ― необычный, непривычный. Напр.: Чувак, что-то у тебя бабайка эсная какая-то. А лапсердак вообще как из верзохи вынул.
Ad libitum ― премьера.
Cadence ― когда все надеятся, что вы остановитесь, а вы не останавливаетесь.
Crescendo ― напоминание музыканту о том, что он и так играет слишком громко.
Risoluto ― отметка, указывающая оркестрантам на то, что они должны наверзать на моца, упорно держать правильный темп, что бы там моц не пытался сделать.
Senza sordino ― термин напоминающий музыканту, что он забыл вставить сурдину несколько тактов назад.
Subito pianо ― обозначает возможность для лажуха или начинающего музыканта почувствовать себя солистом оркестра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|