Характеристика вертолета ми-28
CSH-2 (AH-2) Rooivalk - южно-африканский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%90%D0%A0> ударный вертолёт, производства Denel Aerospace Systems, отделения Denel Ltd <http://en.wikipedia.org/wiki/Denel> Экипаж вертолёта - два человека: лётчик и оператор систем вооружения. На протяжении всей своей истории вооруженные силы ЮАР оснащались практически импортной военной техникой. Предприятия местной промышленности освоили ремонт, изготовление отдельных узлов и деталей, а со временем и полное производство такой сложной боевой техники, как самолеты "Мираж" и вертолеты "Алуэтт" III и "Пума". Возможно, все бы и ограничилось производством по лицензии или совместными с Западом разработками боевой техники, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №418, наложившую эмбарго на поставки оружия Южно-Африканской Республике.
К этому времени на юге Африки уже полтора десятка лет бушевала война. Боевые действия происходили в малонаселенных районах саванны - бушленде. Война носила характер рейдов механизированных армейских групп, поддерживаемых авиацией. Очень активно расистской стороной использовались вертолеты французской конструкции "Алуэтт" 111 и "Пума". С их помощью высаживали десанты, вели разведку, поддерживали огнем армейские части. В начале войны авиация ЮАР господствовала в воздухе. Поставки в Анголу современных средств ПВО из Советского Союза кардинально изменили обстановку в воздухе над бушлендом. Французские вертолеты являлись, по существу, гражданскими машинами и не были рассчитаны на выполнение боевых задач в условиях огневого противодействия. В дополнение к "Алуэттам" и "Пумам" требовалась винтокрылая машина, способная эскортировать свои транспортные вертолеты, подавлять средства ПВО противника и при необходимости вести воздушный бой с вертолетами Ми-25. Закупка таких машин за рубежом исключалась из-за санкций ООН, модернизационнный потенциал "Алуэтта" III и "Пумы" был ограничен, а собственная промышленность не имела абсолютно никакого опыта самостоятельной разработки таких машин. Тем не менее создание боевого вертолета оригинальной конструкции представлялось единственным выходом из сложившейся ситуации. И решение было принято. За разработку вертолета взялась фирма "Атлас Эйркрафт Корпорейшн", основанная в 1963 г. и занимающаяся производством авиационной техники для ВВС ЮАР. ВВС заключили контракт с фирмой в 1981 г. На основе опыта войны в бушленде были выработаны основные требования к боевому вертолету: высокая надежность и ремонтопригодность при продолжительных действиях в условиях сильной запыленности вдали от аэродромов базирования; надежная навигация в условиях местности, лишенной характерных ориентиров; высокий уровень автоматизации электронных систем для снижения нагрузки на летчика; низкий уровень вибраций.
Работа над созданием машины сопровождалась повышенной секретностью и велась методом последовательных приближений из-за отсутствия необходимого опыта. Первым шагом на пути, приведшем в конечном итоге к созданию винтокрылого штурмовика "Ройвалк", стала разработка демонстрационного вертолета ХН-1 "Альфа", предназначавшегося для проверки концепций системы вооружения и компоновки кабины экипажа. В конструкции вертолета широко использовались узлы и системы вертолета "Алуэтт" III. Первый полет ХН-1 "Альфа" совершил 2 февраля 1985 г. Испытания прошли успешно и убедили руководство ВВС ЮАР, что фирма "Атлас" может самостоятельно разработать боевой вертолет. К проекту, который получил обозначение CSH-2 (Combat Support Helicopter) и собственное имя "Ройвалк", т.е. "пустельга" на языке африкаанс (некая смесь английского и голландского), - предъявлялись следующие требования: · унификация конструкции с существующим в ЮАР парком вертолетов; · малое время реакции на поставленную задачу; · возможность выполнения боевых задач днем и ночью; · использование прецизионной навигационной системы; · возможность обслуживания вертолета техническим персоналом низкой квалификации в полевых условиях; · срок эксплуатации - 30 лет; · совместимость средств связи вертолета с существующими армейскими; · эксплуатация в ограниченном пространстве, на высоте 5-15 м над местностью - "эксплуатационном окне", · в течение 95% всего срока службы; · большая продолжительность полета; · производство в условиях существующей в ЮАР инфраструктуры. Основной боевой задачей по-прежнему являлась борьба с бронированными целями, второстепенной - с вертолетами противника. Требования, предъявляемые к вертолету, незначительно отличались от требований, предъявлявшихся армией США к вертолету AH-64 "Апач". Для дальнейшей отработки конструкции, вооружения и систем нового вертолета два вертолета AS.330 "Пума" были переоборудованы в летающие стенды. На первом вертолете-стенде, получившем название ХТР-1 (Experimental Test Platform) "Бета", отрабатывались конструкция крыла малого удлинения и подсистемы будущего CSH-2. Первый полет ХТР-1 совершил в 1986 г. На втором вертолете-стенде ХТР-2 отрабатывались системы управления оружием и само вооружение: 20-мм пушка GA-1 на турели, ракеты различного класса - НАР, ПТУР с лазерным наведением, УР класса "воздух - воздух" с ИК-головками самонаведения.
Следующим шагом стала разработка прототипа CSH-2 - вертолета XDM (Experimental Demonstration Model). Первый полет вертолет XDM выполнил 11 февраля 1990 г., а в 1992-м начались летные испытания второго опытного вертолета CSH-2 - ADM (Advanced Demonstration Model). Первый полет третьего опытного вертолета EDM (Engeneering Development Model) состоялся в 1996 г. Вертолет CSH-2 "Ройвалк" выполнен по ставшей классической для боевых вертолетов одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом, пятилопастным рулевым винтом, стреловидным крылом малого удлинения и тандемной кабиной экипажа. Обращают на себя внимание массивные фильтры на воздухозаборниках двигателей, предохраняющие их от попадания минерального песка, которым изобилуют почвы на юге Африки. Силовая установка состоит из двух усовершенствованных в ЮАР турбовальных двигателей Турбомека "Макила" мощностью по 1877 л.с. Протектированнные топливные баки размешаются в средней части фюзеляжа; возможно использование подвесных баков. На вертолете удалось значительно уменьшить уровень вибраций благодаря применению специальной системы виброизоляции несущего винта и трансмиссии от фюзеляжа. По словам летчика-испытателя фирмы "Атлас" Тревора Ральстона, уровень вибраций такой же, как в кабине обычного самолета. Разработчики вертолета уделили большое внимание способности выживания на поле боя в условиях противодействия средств ПВО. В отношении тактики использования "Ройвалка", по-видимому, африканские специалисты опирались скорее на философию Ми-24. Как известно, Ми-24 использовались и используются для нанесения бомбо-штурмовых ударов непосредственно по переднему краю обороны противника, при этом вертолет находится в зоне воздействия всех видов стрелкового и зенитно-ракетного оружия в течение довольно продолжительного времени.
По своей концепции "Ройвалк" гораздо ближе к Ми-24, чем к "Апачу" Философию, характеризующую выживаемость "Роивалка", можно сформулировать следующим образом вертолет не должен быть обнаружен, а если он обнаружен, то его не должны повредить, повреждение - еще не катастрофа, ну а если уж сбили - то вертолет не должен разрушиться при падении. Обнаружить вертолет труднее, если снизить его заметность в визуальном, акустическом, тепловом и радиолокационном диапазонах Меры по снижению заметности вертолета достаточно традиционны Низкая визуальная заметность достигается применением специальной камуфляжной окраски, плоскими панелями остекления кабины для уменьшения бликов отраженного света и специальной тактикой боевого применения вертолета с предельно малых высот Снижению эффективной поверхности рассеивания способствуют малая площадь поперечного сечения машины, стреловидные крылья малого удлинения вместо прямых, плоские панели остекления с золоченым покрытием Использование вертолета на сверхмалых высотах также затрудняет его обнаружение радиолокаторами противника. Для уменьшения заметности в тепловом диапазоне применяется система смешивания горячих выхлопных газов двигателя с окружающим воздухом в соотношении 1:1, этот способ позволяет уменьшить инфракрасное излучение двигателей на 96%, и, опять же, тепловое излучение уменьшают специальная камуфляжная окраска и тактика применения вертолета. Члены экипажа защищены керамической, а отдельные важные узлы конструкции - акриловой броней. Общая площадь бронирования меньше, чем у российских боевых вертолетов, но больше, чем у "Апача". Все жизненно важные системы вертолета дублированы. Широко применяется принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными. Управление вертолетом может осуществляться и летчиком, и оператором вооружения, для чего органы управления размешены в обеих кабинах Вертолет оснащен инерциальной навигационной системой и приемником спутниковой навигационной системы GPS Приборное оборудование вертолета выполнено по принципу "стеклянной кабины" с использованием многофункциональных цвет ных жидкокристаллических индикаторов. Создание "Ройвалка" - не первый случай разработки боевого вертолета собственными силами страной, ранее никогда подобными работами не занимавшейся. Свои ударные винтокрылые машины пытались разрабатывать в Чили, Индии, Румынии, Польше, но только ЮАР удался полноценный современный боевой вертолет. В других странах работы по разным причинам затянулись или были прекращены. В начале 90-х программу "Ройвалк" пытались заморозить по политическим мотивам: на юге Африки в то время шла своя "перестройка". Фирма "Атлас" продолжила работы по вертолету на свой страх и риск и в результате не прогадала.
Публичный дебют "Ройвалка" состоялся в 1993 г., на авиасалоне в Дубае. В последующие годы "птичка пустельга" из ЮАР неоднократно демонстрировалась на различных авиационных выставках во многих странах мира. апреля 1997 г. консорциум "Еврокоптер" и южноафриканский концерн "Денел Авиэйшн", в который вошла фирма "Атлас", подписали соглашение о совместной разработке, производстве и обслуживании вертолетов "Ройвалк". Предусматривается продвижение вертолета на мировой рынок совместными усилиями европейцев и южноафриканцев. По заявлению президента "Еврокоптера" Жана Франсуа Бигэ, консорциум заинтересован в серийном производстве "Ройвалка", который сможет дополнить более легкий вертолет "Тигр"в армиях Франций и Германии и составить эффективную конкуренцию "Апачу" в "третьих" странах. Привлекательной представляется возможность совместного боевого применения вертолетов "Ройвалк" и "Тигр". Хорошо защищенный "Ройвалк" будет использоваться как ударный, а "Тигр", оснащенный совершенным электронным комплексом, - в качестве машины целеуказания и управления. Причин столь неожиданного решения руководства "Еврокоптера" может быть несколько, к примеру - провал вертолета "Тигр" на европейском рынке: Великобритания и Нидерланды предпочли ему заокеанского "Апача"; неудовлетворенность боевыми возможностями "Тигра", особенно его потенциальной уязвимостью от огня средств ПВО. Судя по всему, "Ройвалк" ждет большое будущее. Сейчас же ведется изготовление партии из 12 машин этого типа, заказанных ВВС ЮАР. КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси с использованием динамических систем французского вертолета Aerospatiale “Puma”. Фюзеляж металлический, с применением КМ, имеет относительно малое поперечное сечение. Кабины экипажа с тандемным расположением сидений летчика и стрелка значительно разнесены по вертикали. Летчик размещается в задней кабине, обеспечивающей хороший обзор. Каждая кабина оснащена полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования, в том числе автономной системой управления полетом и тремя многофункциональными индикаторами на ЭЛТ, которые предоставляют экипажу данные по пилотированию, управлению вооружением и РЭП. Для каждого члена экипажа предусмотрен нашлемный прицел и индикатор на лобовом стекле. Возможно использование приборов ночного видения. Сиденья экипажа имеют керамическую бронезащиту. Для ответственных частей конструкции использовано бронирование с применением акрилопласта. Остекление кабин содержит плоские панели для снижения бликообразования. Несколько изменена конфигурация третьего опытного вертолета со снижением массы пустого на 800кг и более оптимальным размещением оборудования. Предусмотрено использование индикаторов с плоскими цветными экранами на жидких кристаллах, навигационной системы на лазерных гироскопах, стабилизированного прицела в носовой части. Фюзеляж переходит в хвостовую балку со стреловидным вертикальным оперением, с правой стороны которого крепится пятилопастный рулевой винт, а с левой стороны - неуправляемый стабилизатор с фиксированным предкрылком. Под хвостовой балкой установлен дополнительный киль, в котором размещается неубирающаяся хвостовая опора. Крыло среднерасположенное, стреловидное, малого удлинения, размахом 5.2м без поперечного V. На каждой консоли крыла установлено по два пилона для подвески вооружения (ПТУР или НАР). На концах крыла имеются рельсовые направляющие для управляемых ракет класса “воздух-воздух”. Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане. Носок лопасти защищен антиэрозийной накладкой. Лопасти изготовлены из КМ. Втулка несущего винта сверху закрыта обтекателем. Имеется тормоз несущего винта. Рулевой винт диаметром 3.04м, пятилопастный, с шарнирным креплением. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ. Силовая установка состоит из двух модернизированных турбовальных ГТД “Топаз”, являющихся развитием французских ГТД Turbomeca “Makila” IA2, взлетной мощностью 1470кВт. ГТД размещены горизонтально по бокам пилона несущего винта в гондолах с малым поперечным сечением и с целью безопасности максимально удаленных друг от друга. Двигатели имеют задний вывод вала. Противопожарная перегородка отделяет двигатель от выхлопной системы. Разработаны новые фильтры в системе воздухозаборника для защиты двигателей от попадания песка и других частиц. Выхлопные сопла снабжены системой уменьшения инфракрасного излучения. Предусмотрена цифровая система управления PADEC. Топливо размещается в фюзеляже в трех протектированных топливных баках общей емкостью 1854л, способных выдерживать попадание пуль калибром 12.7мм. Предусмотрена установка двух дополнительных подвесных сбрасываемых баков емкостью по 750л под каждой консолью крыла. Заправка топлива принудительная. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы, редуктор привода рулевого винта, редукторы двигателей и соединительные валы с муфтами сцепления. Вал привода рулевого винта установлен на подшипниках. Главный редуктор закрыт обтекателем с решеткой в передней части для охлаждающего воздуха. Шасси трехопорное, с самоориентирующимся колесом у нижнего киля, рассчитанное на аварийную посадку со скоростью 6.1м/с. Главные одноколесные опоры имеют длинные амортизационные стойки с двухкамерными амортизаторами, хвостовая опора имеет рычажную подвеску. Колея шасси 2.78м, база 11.77м. Система управления бустерная, дублированная, с тремя гидроусилителями и цифровой дублированной автоматической системой управления полетом по четырем осям. Электронное оборудование. В состав прицельно-навигационного оборудования вертолета входит система целеуказания TDATS на гидростабилизированной носовой турели, которая содержит датчик тепловизионной системы “FLIR”, телевизионную камеру, лазерный дальномер и систему сопровождения и наведения управляемых ракет. Система TDATS позволяет хранить в памяти отображение местности для дальнейшего анализа экипажем и поиска целей. Гониометр сопровождения и лазерный передатчик команд обеспечивают наведение ПТУР на цель. Система комплексного управления и индикации предоставляет экипажу информацию о боевой нагрузке, выбор режима, варианты пуска ракет. Навигационная система, основу которой составляет доплеровское оборудование, содержит вычислительное устройство и индикатор на лобовом стекле. Для объединения всех систем применяются две базы данных с полным резервированием. Вооружение. Комплект вооружения может включать 20-мм пушку Кентрон GA-1 “Рэтлер” с боезапасом 400-700 снарядов или 30-мм пушку скорострельностью 900 выстрелов в минуту на носовой гидравлически управляемой турельной установке ТС-20, скомплексованной с системой TDATS и наземными прицелами. На пилонах под крылом могут быть установлены 2-4 контейнера с 8-16 ПТУР ZT-35 “Свифт” или ZT-4 с лазерной системой наведения с дальностью пуска 5км, 2-4 контейнера с 44 или 83 НАР калибром 68мм со складывающимся стабилизатором; на концах крыла - две управляемые ракеты класса “воздух-воздух” Армскор V3B “Кукри” или V3C “Дартер” с инфракрасной системой наведения дальностью 3000м. В системе вооружения имеются два вычислительных устройства, каждое из которых обслуживает оружие одной из консолей крыла. Шесть подкрыльевых пилонов могут использоваться для подвески разнообразного вооружения: контейнеров с 1848-мм HVP, ПТУР национальной разработки “Мокопа” с лазерным или радиолокационным наведением, УР класса “воздух - воздух” V3B “Кукри” производства ЮАР или американских “Сайдуиндеров”. В системе управления оружием имеются два вычислительных устройства, каждое из которых обслуживает оружие одной из консолей крыла. Надо признать, что конструкторам фирмы “Атлас” удалось разработать вертолет мирового уровня. Он не несет каких-либо революционных идей в компоновке, конструкции или тактике применения, как, например, российский Ка-50 или американский RAH-66 “Команч”, но его летные характеристики и РЭО находятся на уровне конкурентов. По своей концепции “Ройвалк” гораздо ближе к Ми-24, чем к “Апачу” Философию, характеризующую выживаемость “Роивалка”, можно сформулировать следующим образом вертолет не должен быть обнаружен, а если он обнаружен, то его не должны повредить, повреждение - еще не катастрофа, ну а если уж сбили - то вертолет не должен разрушиться при падении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|