Анализ исполнения расходов федерального бюджета РФ за период с 2011 по 2013 годы
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.[4] Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные суды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств. Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие и состояние общества. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр. Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.
По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера. Текущие расходы — это содержание органов власти, управления и правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики. Расходы капитального характера делятся на: новое строительство; реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности. Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:
В Таблице 2. проведен анализ расходов федерального бюджета.
Таблица 2
Анализ данных из Таблицы 2 показал, что, в период 2011-2013гг. расходы федерального бюджета не имели существенных увеличений. В структуре бюджета удельный вес занимают расходы на социальную политику государства и составляет в среднем 32%. Так же на оборону и национальную безопасность были потрачены 12% от общей суммы расходов.
Федеральным законом от 02 декабря 2013 года № 348-ФЗ внесены поправки в Закон о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, которые предусматривают изменение основных характеристик федерального бюджета на 2013 год: доходы федерального бюджета увеличиваются на 40,5 млрд рублей, или на 0,3%, и составят 12 906,4 млрд рублей. Общий объем увеличения доходов федерального бюджета складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 546,4 млрд рублей, или на 9,2%, и сокращения ненефтегазовых доходов на 505,9 млрд рублей, или на 7,3%. Дополнительные расходы федерального бюджета в сумме 40,5 млрд рублей направляются на сокращение дефицита федерального бюджета на 2013 год, который уменьшится и составит 480,9 млрд рублей. В 2013 году как мы помним бюджетные ассигнования были направлены: на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе; имущественный взнос страны на определенные цели в Фонд содействия реформированию ЖКХ; предоставление субсидии оргкомитету на реализацию мероприятий, направленных на организацию и проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г., и др. В 2013 году сохранялась и сегодня то же высокая зависимость доходов федерального бюджета от внеэкономической конъюнктуры. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2013 году первоначально прогнозировалась на уровне 46,1%, в январе-сентябре 2013 года она составила 49,7%, а к концу года увеличится на 50,1%. Из этого следует, что зависимость нашей экономики от нефтегазового сектора не только не снижается, а только лишь растет. А это очень не стабильно. Особое опасение в сфере экономики связаны с последними событиями на Украине и с введением европейских экономических санкций в отношении России. Но это я думаю ещё лишний раз доказывает, что от разумного бюджета будет зависеть наша экономическая стабильность.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности. В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование дает возможность для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Она является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств. Специфика федерального бюджета состоит в том, что его расходные обязательства осуществляются в общих интересах населения, проживающего на всей территории страны. Состав и структура расходов федерального бюджета – один из ключевых экономических индикаторов, характеризующий приоритетные направления социально-экономической политики государства. На основании анализа параметров федерального бюджета на 2011-2013 годы были установлены основные изменения. Среди них можно отметить следующие: наибольшими темпами выросли расходы на межбюджетные трансферты, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и национальную экономику; также увеличиваются расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации, государственные капитальные вложения. Также нужно отметить, что снизились плановые расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2011 и 2012 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное и коммунальное хозяйство. В целом же, с каждым годом наблюдается увеличение расходов едва ли ни по каждой статье. Межбюджетные трансферты по-прежнему занимают центральное место в системе расходов федерального бюджета РФ. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2013 г. уже составляла 35,46%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2013 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам.
Второе место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2012 г.(по факту) - 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2013 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составила только 8%.(по плану) один лидер в распределении бюджетных средств – это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2012 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 822 млрд руб в 2011 г. до 1 061,1 млрд руб в 2012 г.(по факту) В 2013 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 15%. В 2013 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной. Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ. Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.
[1] Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.— 610 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|