Проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь
Корпоративные структуры представляют сложную форму интегрального субъекта. Их создание предполагает структурно-функциональное усложнение персонификации экономического присвоения между хозяйствующими субъектами. Предпочтение какой-либо организационной форме объединения капиталов (концернов, финансово-промышленных групп, холдингов) связано с целями, а также с готовностью участников передать функцию распоряжения головной организации, с антимонопольными ограничениями. Практика показывает, что предприятия могут сразу перейти к той или иной форме объединения (например, формирование концернов в Республике Беларусь, осуществляемое на базе министерств и подчиненных им предприятий), либо продвигаться к ней последовательно, через акционирование с последующим объединением капиталов в процессе формирования различных по степени и формам контроля корпоративных структур. Тем не менее, вопрос сохранения структурной целостности имущественного комплекса и его потенциала в контексте усиления производственно-технологических взаимосвязей цепочек производства при изменении организационно-правового статуса промышленного предприятия, и недопущения потери контроля над отдельными структурными подразделениями в результате выделения их в самостоятельные юридические лица в процессе реструктуризации отношений собственности приобретает важное значение. Требуется развитие хозяйственных связей между юридическими лицами, имеющими статус дочерних предприятий и другими участниками объединений (в том числе предприятий и организаций стран содружества независимых государств), основанных на договорах. Отношения сотрудничества, кооперации в контексте экономического, промышленного, производственно-технического, научно-технического характера в современном мире стало важной формой экономической долгосрочных отношений между организациями. Можно констатировать, что процесс концентрации в современных условиях сопряжен с расширением производственных связей. В их основе, с одной стороны, лежит развитие специализации и диверсификации производства, с другой – рост темпов и масштабов происходящей научно-технической революции и т.д. Среди современных форм производственной кооперации наиболее совершенной являются промышленные кластеры. Для Республики Беларусь, где корпоративные формы организации субъектов хозяйствования находятся пока в стадии становления, а отечественный капитал слабо задействован в процессе мировой глобализации, вопросы формирования корпоративных структур тесно связаны с проблемой развития внутрихозяйственных связей между юридическими лицами, включая отношения с зарубежными партнерами. В целях использования преимуществ интеграции для активного продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внешний рынок необходимо реализовывать различные способы организации внутрихозяйственных связей в объединениях юридических лиц с участием зарубежных предприятий. В естественных для глобального кризиса условиях, когда происходит сужение традиционных внешних рынков, актуальна консолидация усилий государства и крупных компаний по разработке и реализации корпоративных организационных стратегий и международно-интеграционных проектов диверсификации промышленных предприятий. Кроме того, обстоятельства мирового финансового кризиса могут быть использованы для синхронизации позиций стран Содружества независимых государств в отношении «общих рынков» и приоритетов промышленной политики.
В условиях финансового кризиса, необходимости привлечения инвестиций в экономику, низкой конкурентоспособности банков эффективность корпоративного управления становится все более значимой, являясь одним из факторов стабильного развития компаний и экономики в целом. Надлежащее корпоративное управление рассматривается как один из основных инструментов долговременного получения прибыли (максимальная эффективность, рационализация процессов принятия корпоративных решений, инвестиционная привлекательность банков). Основные недостатки корпоративного управления в банках Республики Беларусь: · общая тенденция к недооценке роли корпоративного управления; нехватка квалифицированных кадров; · коллективные переговоры инициирует менеджмент; как правило, отсутствует прозрачность в сфере системы и размеров вознаграждений менеджмента; · чрезвычайная сложность и непрозрачность процедуры получения миноритарными акционерами информации о деятельности банков, значительно растянутой во времени; · ориентация на удовлетворение интересов мажоритарных акционеров, которые непосредственно назначают членов наблюдательных советов и правления, всех акционеров и заинтересованных сторон, а не интересов банка; · отличительной чертой корпоративного управления в Республике Беларусь является чрезмерное вмешательство государства, особенно если новая бизнес-структура рассматривается как потенциальная угроза для отечественных банков. Следовательно, бизнес может быть заблокирован на начальной стадии; · слабый как внешний, так и внутренний контроль корпоративного управления. Анализируя проблемы корпоративного управления в Беларуси, можно сделать вывод о необходимости принятия банками следующих шагов в управлении: · сделать свою структуру более понятной для вкладчиков и инвесторов; · на законодательном уровне определить ответственность совета директоров, исполнительных органов, акционеров и инвесторов; · сделать раскрываемую информацию более доступной, прозрачной и всеобъемлющей, содержащей как минимум отчетность, стратегию деятельности в соответствии с национальными и международными стандартами, сведения о высшем менеджменте и независимых директорах, деятельности комитетов, структуре, функциях и отчетах риск-менеджмента;
· ограничить органы управления банков от влияния правительства посредством формирования составов наблюдательных советов банков из независимых директоров, обременённых четкими полномочиями и ответственностью за результаты деятельности банков, в том числе за эффективность использования средств, направляемых в капитал банков; · ввести кумулятивное голосование на собрании акционеров, которое позволит миноритарным акционерам избрать своего представителя в совет директоров банка. Для этого миноритарные акционеры должны объединиться и голосовать консолидированно; · создать аудиторский комитет, в котором абсолютно все участники обязаны быть независимыми, а также разработать квалификационные требования и требования к деловой репутации членов совета директоров. Таким образом, проведение эффективной реформы должно вывести деятельность банковского сектора экономики обеих стран на качественно новый уровень и способствовать развитию и стабильности банковской системы в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|