Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положительные стороны развития информационного пространства




Содержание

 

Введение

Глава 1. Позитивное в информационном пространстве

1.1 Положительные стороны развития информационного пространства

1.2 Возможности информационного пространства

Глава 2. Негативное в информационном пространстве

2.1 Отрицательные стороны развития информационного пространства

2.2 Угрозы в информационном пространстве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что, начиная с последней четверти XX в., в мировом развитии происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние на практику мирового информационного обмена. Среди их причин выделяют совокупность кардинальных перемен, связанных с тенденциями глобализации. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации «сжимает» время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщения к некоторой глобальной общности.

Сегодня сетевые коммуникации составляют новую социальную морфологию (структуру) обществ. М. Кастельс назвал современное общество «обществом сетевых структур». Благодаря сетевым коммуникациям оказывается возможным быстро распространять любую информацию, однако ее получение зависит от заинтересованности в ней. Расстояние становится короче, а интенсивность и частота взаимодействий между двумя и более коммуницирующими субъектами выше, если они выступают в качестве узлов одной деловой сети, нежели когда они принадлежат к разным сетям, а, тем более, не принадлежат ни к одной из них. Включение в сетевые структуры или исключение из них, контуры сетевых потоков, которые задают информационные технологии, становятся доминирующими тенденциями, формирующими современный мир.

В современном обществе все большее количество коммуникаций принимает сетевой характер. Разрастание таких структур сопровождается увеличением интенсивности коммуникаций и становится причиной многих серьезных проблем, связанных с безопасностью личности, общества и государства.

Социальная действительность усложняется и становится изменчивой «текучей современностью» (З. Бауман). В этих условиях изучение и прогнозирование такого рода социальной действительности становятся необходимостью. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть особенности киберпространства и выделить основные группы информационных угроз безопасности личности, общества и государства, генерируемых в сетевых коммуникациях.

Большое число работ, посвященных влиянию Интернета на общество, характеризуется направленностью на технические особенности сетевого коммуникативного пространства в ущерб социокультурному контексту. Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова отмечают, что сеть - это и комплекс распределенных в пространстве технических объектов (что позволяет ставить вопросы о его географии и экономике); и корпус организованных в виде гипертекста текстов (исследуемых с позиции текстологии, архивного дела, журналистики); и объединение активно действующих людей (данному пониманию отвечает социология, психология, политология, педагогика Интернета); и комплексная система (философский и системологический подход); и попытка реализации технических и социальных договоренностей в глобальном смысле.

Объектом исследования является информационное пространство. Предмет исследования - информация в глобальном пространстве.

Цель исследования - сравнительный анализ позитивного и негативного в информационном пространстве. Исследовательские задачи включает характеристику: положительного и отрицательного, возможностей и угроз информационного пространства.


Глава 1. Позитивное в информационном пространстве

Положительные стороны развития информационного пространства

 

В современном обществе информация играет решающую роль, а информационные ресурсы стали в один ряд с основными экономическими ресурсами государства - природными, материальными, трудовыми, финансовыми и иными. Сформировалось мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые).

Информационная инфраструктура занимает особое место в современной рыночной экономике, поскольку во второй половине XX века информация стала неотъемлемым элементом факторов производства, и возникла потребность в создании специальных институтов, обеспечивающих создание, накопление, обработку, селекцию и транспортировку информации. В конце столетия роль этих институтов резко возросла в связи со структурными сдвигами в экономике, увеличением оборота информации и появлением новых информационных технологий.

Определения информационной инфраструктуры, предлагаемые различными учеными, формулировались в соответствии с той ролью, которую информационная инфраструктура выполняла в экономике на том или ином историческом этапе. В науке понятие информационной инфраструктуры появилось только в конце XX века, выделившись из понятия «инфраструктура». Инфраструктура в любой социально-экономической системе - это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов этой систем. Соответственно, существуют две основные функции инфраструктуры: во-первых, обеспечения функционирования взаимосвязей между элементами системы, а, во-вторых, упорядочения взаимодействия элементов, т.е. регулирующей функции. Первая функция является пассивной, ее можно даже назвать «технической», а вторая - активной, т.к. способна влиять на взаимосвязи, изменяя и упорядочивая их по определенному принципу. Этот принцип определяется информацией, используемой при функционировании инфраструктуры. Таким образом, информация обеспечивает активную роль инфраструктуры, а информационные инфраструктуры (ИИ) являются «метаинфраструктурой» по отношению к инфраструктуре вообще.

Информационная инфраструктура экономик разных стран на начало XXI века существенно различается по уровню развития. В отдельных странах вообще нельзя говорить об информационной инфраструктуре как системе, а в других она развита настолько, что пронизывает абсолютно все сферы деятельности человека. Чтобы изучение мировой информационной инфраструктуры было комплексным, его необходимо провести на двух уровнях: на уровне отдельных государств, стоящих на различных ступенях экономического развития и на уровне надгосударственном, т.е. глобальной информационной инфраструктуры.

Формирование глобальной информационной инфраструктуры началось на рубеже XX - XXI веков. Интегрированность экономики в глобальную информационную инфраструктуру в этот период становится одним из главных факторов ее конкурентоспособности и эффективности.

Глобализация информационных систем как массовое явление началась в 1990-х годах. Слияние отраслей вычислительной техники, связи и информационного наполнения порождают новую отрасль промышленности. Происходит конвергенция технологий (унификация, позволяющая технологиям взаимодействовать, обмениваясь информацией), в результате чего появляется новая интерактивная полиморфная информационная среда (своего рода результат укрупнения секторов ИИ), стимулирующая глобальные изменения в обществе. Именно такой институт является глобальной информационной инфраструктурой - новой отраслью общественного производства. На глобальном уровне состав информационной инфраструктуры можно выявить лишь по укрупненным блокам. Если использовать тезис о том, что информационная инфраструктура обеспечивает работу инфраструктур рынков товаров, труда, капитала и регулирующих органов государства, то правомерно выделить группы институтов информационной инфраструктуры, в равной мере необходимых для нормального функционирования всех институтов рыночной инфраструктуры, представленных на рис. 1.

 

Рис. 1 - Институциональный состав информационной инфраструктуры по укрупненным блокам

 

В представленной схеме состав информационной инфраструктуры включает как традиционные элементы, такие, как библиотеки и СМИ, так и появившиеся в последние годы (базы данных). Все эти группы институтов в значительной степени интегрированы при помощи Интернета и других открытых информационных систем, благодаря чему происходит непрерывный информационный обмен между институтами информационной инфраструктуры.

Библиотеки появились на самом начальном этапе становления инфраструктуры, а затем, с развитием производительных сил и углублением разделения труда, появлялись средства связи (телефон и телеграф), СМИ, компьютеры, и, наконец, глобальные информационные системы (Интернет). Библиотеки как наиболее древний институт информационной инфраструктуры не утратили своей актуальности до сегодняшнего дня. На системе библиотек была построена государственная система научно-технической информации СССР и многих других стран. Сейчас библиотеки также функционируют и обеспечивают главным образом работу таких сегментов рыночной инфраструктуры, как наука, воспроизводство рабочей силы (обучение) и проч.

Высокий уровень образования в обществе, который еще сохраняется благодаря широкому использованию библиотек, быстро будет потерян, если государство не обеспечит формирование новых доступных информационных систем, заменяющих библиотеки во всем мире на базе Интернет и возможных его аналогов.

Средства массовой информации стали вторым после библиотек институтом информационной инфраструктуры, который сформировался как самостоятельная отрасль производства. История становления СМИ не менее продолжительна, чем история библиотек, но первоначально они выполняли преимущественно общественно-политическую роль. СМИ как элемент рыночной экономики четко выделились только в XIX веке, на этапе перехода к крупному промышленному производству, с возникновением межрегиональных и международных рынков, бирж, рекламы и т.п. Современное состояние СМИ является переходным. Происходит постепенный переход от печатных к электронным, от локальных к интернациональным, глобальным СМИ, который переход обусловлен происходящей информационной революцией, глобализацией экономики и ее инфраструктуры. Рынок традиционных СМИ, несмотря на происходящие изменения, является сформировавшимся и устойчивым. Под традиционными мы понимаем институты, существующие несколько десятилетий и появившиеся на этапе третьей-четвертой информационных революций: газеты и журналы, информационные агентства, радио и телевидение. Главным образом они обеспечивают работу рынка потребительских товаров и услуг через доставку рекламы и другой информации потребителям. При этом в рамках каждого сектора СМИ, будь то газеты или информационные агентства, существует жесткая специализация. На постсоветском пространстве в течение первых лет рыночных преобразований СМИ были наиболее быстро развивающимся сектором информационной инфраструктуры, т.к. в этот период именно потребительский рынок был наиболее доходным. Благодаря устойчивому потоку инвестиций этот сектор к концу XX века оказался полностью сформирован и немногим уступал уровню экономически развитых стран. Процессы глобализации и перехода информационной инфраструктуры на использование открытых информационных систем обусловили и трансформацию СМИ. Специфика этого процесса проявилась в том, что трансформация не вызвала существенного перераспределения сил между крупнейшими средствами массовой информации, а выразилась в том, что СМИ стали использовать в своей работе новые технологии по мере развития производительных сил. Так, информационные агентства, ранее распространявшие информацию по телеграфу, сейчас полностью перешли на вещание по компьютерным сетям, радио и другим каналам связи. Так, через Интернет передают информацию большинство СМИ (в том числе CNN, NBC, ВВС, The Wall Street Journal, Financial Times, Forbes, Fortune). Характерно, что доступ к информационным продуктам газет и журналов через Интернет обычно бывает бесплатным, тогда как за традиционные выпуски на бумажных носителях подписчик должен платить. Это говорит о высокой конкуренции между СМИ в сфере электронного вещания. Газеты на бумажных или электронных носителях по-прежнему остаются одним из наиболее влиятельных, важных и общедоступных СМИ как институтов информационной инфраструктуры.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...