Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы метафизики и теории познания Платона




План

 

1. Введение

2. Принципы метафизики и теории познания Платона

2.1 "Вторая навигация", или открытие метафизики

2.2 Структура идеального мира, мир идей

2.3 Бог и божественное у Платона

2.4 Гносеология Платона

3. Принципы метафизики и теории познания Аристотеля

3.1 Метафизика у Аристотеля

3.2 Бытие и его смысл

3.3 Проблематика субстанции, материи и формы

3.4 Душа и её трёхчастность

3.5 Основные принципы познания Аристотеля

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Общепринятого определения, равно как и общепринятого представления о предмете философии, не существует до сих пор. В истории существовало не мало различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают науку о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, основным вопросом которой является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.

С Платона начинается преобразование греческой мудрости в метафизику как таковую. Греческая мудрость подразумевает способность называть вещи так, чтобы всегда их узнавать, мудрость становится метафизической мыслью, которая пытается себя обосновывать через диалог, через диалектику. Так основным способом поиска ответов на извечные вопросы у Платона становится диалог - путем последовательных вопросов и ответов мыслитель выдвигает и аргументирует собственную точку зрения относительно природы вещей.

Взгляды Аристотеля на предмет мудрости не совпадают с учением Платона об идеях как основе возникновения вещей. Им выдвигается тезис, что нет идеи-сущности вне чувственно воспринимаемой вещи. Общее согласно Аристотелю существует лишь в единичном: "Если бы не было единичного, не было бы и общего". В своей "Метафизике" Аристотель отмечает, что философия исследует сущее и его атрибуты, высшие принципы или причины бытия.

метафизика платон аристотель познание

Именно в первых главах "Метафизики" проблемы определения философии через описание предмета ее изучения и выдвигаются на первый план.


Принципы метафизики и теории познания Платона

 

2.1 "Вторая навигация", или открытие метафизики

 

Термин "Вторая навигация" принадлежит Платону. По терминологии древнегреческих мореплавателей, когда утихает ветер и под парусами идти невозможно, корабль переходит на управление веслами, и это называется второй навигацией. В образной системе Платона первая навигация символизировала постижение мира на основе чувств, а вторая - связывалась Платоном с умозрением и метафизикой. Умозрение есть движение в мысли с помощью собственных усилий, иными словами, здесь ум движет сам себя. Первая навигация, по существу, закончилась неудачей, ибо досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувств. Поэтому философия нашла новое измерение: бытие сверхчувственного, умопостигаемого. Оно требует больших усилий. Это означало открытие метафизики.

В философии Платона существует момент, относительно которого все философские проблемы обретают новое основание, что инициируют иной духовный климат, служащий фоном для постановки и решения новых проблем. Это - открытие реальности сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса, раньше все объяснялось физическим и механическим порядком. Платон прибегнул к образу, им же и созданным - "вторая навигация". Это привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Это завоевание со временем обозначило основание и важнейший этап в истории западной мысли. Только после этой "второй навигации" можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "чувственном" и "сверхчувственном", "эмпирическом" и "метаэмпирическом", "физическом" и "надфизическом". В свете этих категорий предшествующие философы физиса выступают материалистами, ибо природа и космос есть тотальность вещей не как таковых, а вещей являющихся. "Истинное бытие" теперь уже образует умопостигаемую, интеллигибельную реальность.

Платон показывает, что имеются все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению. Платон тем самым выступает основателем метафизики - взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно - интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин "метафизика" возник гораздо позже - в послеаристотелевскую эпоху и был применён первоначально только к философии Аристотеля. Однако через открытия и первого оправдания метафизики принадлежит Платону. При всей специфичности платоновская метафизика даёт повод для обсуждения метафизики как таковой, что важно для понимания последующей философской эволюции, включая ХХ в.

Любое систематическое знание строится на некоторых метафизических предпосылках. Более того, всегда остаётся возможность двигаться по пути дальнейшего метафизического углубления, то есть ставить вопрос о том, что лежит в основании уже известных наблюдаемых сущностей. Метафизика приподнимает сознание человека над горизонтом непосредственного опыта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...