Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблематика субстанции, материи и формы




 

Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства.

Субстанция вообще, полагали натуралисты, состоит из материальных элементов (первоначально). Платоники видели ее в форме. Здравый смысл, как кажется, ищет субстанцию в индивиде и в чем-то конкретном, сделанным из формы и материи одновременно. Кто же прав? По Аристотелю, правы все и никто в том смысле, что каждый из ответов, взятый отдельно, однобок и частичен, напротив, вместе они, будучи согласованы, дают истину.

) Материя есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы". Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.

) Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Однако это не Платонова форма Гиперурании, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).

) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

Душа и её трёхчастность

Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связанна, с одной стороны, с материей, а с другой - с богом. Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающим жизнь, и это начало есть душа. Так что же такое - душа? Для ответа на этот вопрос Аристотель воспроизводит свою гилеморфическую метафизику реальности, согласно которой все вещи суть сплав материи и формы, что материя - это потенция, в то время как форма - это entelechia, или акт. Это имеет силу, разумеется, и для живых существ. Живые тела обладают жизнью, но не сама жизнь - тело, оно - лишь материальный субстрат, потенциал, форма и акт которого - душа. Отсюда знаменитое определение души с долгой счастливой судьбой: "Необходимо считать душу субстанцией, формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, но субстанция как форма есть энтелехия (акт); душа, следовательно, есть энтелехия таким образом устроенного тела", "душа - первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции".

Поскольку феномены жизни, по Аристотелю, предполагают определенные постоянные операции, постольку душа как принцип жизни должна иметь способности, функции и части, ответственные за разные операции и их регулирующие. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своём минимуме душа есть везде, где есть жизнь. Поскольку фундаментальные функции и феномены жизни бывают:

) вегетативного характера, т.е. рождение, питание, рост,

) чувственно-моторного характера, как ощущение и движение,

) интеллектуального характера, как познание, установление и выбор, Аристотель вводит разделение на 1)"душу вегетативную",

)"душу чувственную",

)"душу рациональную".

Основные принципы познания Аристотеля

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта - в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, "Аристотель вплотную подходит к материализму". Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

 

Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырёх стадий.

Стадии познания Предмет познания
1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств Конкретные единичные вещи
2. Опыт - несколько воспоминаний об одном и том же предмете Множество конкретных единичных вещей
3. Искусство (технэ) - знание сущности множества вещей То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы
4. Философии (науки) - высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика Высшие формы, первопричины и высшее цели всего сущего

 


Заключение

 

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и про существовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблуждений.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

Творческая эволюция Аристотеля может быть представлена как история разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом к натурализму и эмпиризму. Аристотель в критике Платона идет по пути ригоризации философского дискурса. Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладал настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира.


Список литературы

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель: Соч. в 4 т. - Т.1. - Ш Мысль, 1975. - 550 с.

2. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008.896 с.

.   Гриненко, Г.В. История философии: учеб. - М.: Юрайт, 2004. - 688 с

.   История философии в кратком изложении / Пер. с чеш.И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995. - 590 с.

.   Краткая история философии / под ред.В.Г. Голобокова. - М.: Высшая школа, 1999. - 340 с.

6. Карпов В.П. Ф илософы Греции основы основ: логика, физика, этика / В.П. Карпов. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 с.

.   Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении, - М.: Мысль, 1989. - 205 с.

.   Невлева, И.М. Философия: учеб. пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 445 с.

.   Платон. Собр. соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1990-1994.

.   Платонов В.В. Западная философия образования на рубеже ХХ-XXI веков В.В. Платонов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С.115-126.

.   Солопова М. Древнегреческая философия. Аристотель

.   Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Лавриненко. - М.: Юрист, 2002. - 516 с.

.   Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - 702 с.

.   Чернов С.А. Начала философии / С.А. Чернов СПб.: СПб ГУТ, 2004. - 480

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...