Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время задачи развития информационно-коммуникационных технологий в образовании являются приоритетными.

Наряду с традиционными технологиями образования, все большее распространение получает дистанционное образование и использованием передовых средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации людей, которые не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении.

Компьютерные и Интернет-технологии становятся связующим звеном между учеником и учителем, между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Таким образом, дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Анализ программных средств для поддержки дистанционного образования проводился В.А. Богомоловым, С.Г. Юн, Е. Скиба, С.В. Агафоновым, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречманом и др. [10, 11, 22, 37]

Актуальность. Появление различного программного обеспечения для реализации дистанционного обучения вызывает необходимость их сравнительного анализа для оптимального выбора программного продукта.

Объектом исследования является дистанционный образовательный процесс с использованием различных программных средств.

Предметом исследования являются программные средства для поддержки дистанционного образования.

Целью работы является обзор и сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования.

Задачами работы являются:

1. Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.

2. Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.

.   Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

В процессе выполнения работы применяется описательный метод и метод сравнительного анализа.

Для реализации поставленных в данной работе целей и задач, по ходу выполнения этапов анализа объекта исследования, будут проведены следующие виды работ:

- в первой главе будет приведен обзор автоматизированных информационных систем дистанционного образования для on-line и off-line режимов обучения;

-  во второй главе будет проведен сравнительный анализ систем для on-line обучения и для off-line обучения;

-  в заключении будут подведены итоги по результатам анализа, проанализирован уровень достижения поставленной цели и сделаны выводы по полученным результатам.


 

ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)

СДО в on-line режиме

 

1.1.1 Программный продукт Skype

Скайп (Skype) -программа позволяет общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру, а также широко применяется как средство для дистанционного обучения в режиме реального времени. Программа разработана компанией Skype Limited [30].

Программа позволяет:

- вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, организовывать чаты;

-  при помощи микрофона и наушников, можно совершать аудиозвонки на другой компьютер;

-  звонить собеседнику на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон;

-  при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, т.о. оплата считается за количество отправленных и полученных мегабайт;

-  организовать групповые видеозвонки - виртуальная встреча нескольких человек;

-  пересылать файлы;

-  проводить демонстрацию экрана;

-  вести записную книжку абонентов, распределять их по группам с фотографиями и статусами.

Автоматическое шифрование всех передаваемых данных (звонков, чатов, SMS и файлов), защищает от перехвата в сети злоумышленниками.

Данная программа предназначена для широкого круга пользователей, используется как частными лицами, так и организациями, в том числе для дистанционного обучения - это многие заочные школы иностранных языков, дистанционные центры ресурсного образования детей с ограниченными возможностями, центры обучения одаренных детей и др.

 

Программный продукт Microsoft Lync

Объединенные коммуникации (unified communications) на основе Lync <http://www.lync.ti-systems.ru/>- решение, объединяющее в себе все необходимые виды коммуникаций: обмен сообщениями, аудиоконференции, система видеоконференцсвязи, web конференции.

Обмен мгновенными сообщениями и сведениями о присутствии (статусы): все собеседники представлены в едином списке контактов Lync с фотографиями и сведениями о присутствии. Кроме основных статусов пользователя (свободен, занят, не беспокоить и др.) объединенные коммуникации позволяют задавать и дополнительные сведения о состоянии (например, «Дела» или «Встреча с партнерами»). Такие сведения позволяют отображать более конкретные сведения о текущем статусе пользователя.

Список контактов в Lync можно сортировать и группировать по различным параметрам (например, можно отсортировать по статусу или сгруппировать по рабочим группам, а также отделить наиболее часто используемые контакты). При наведении курсором мыши на контакт в Lync, всплывает карточка контакта с возможными вариантами связи с пользователем. Начать чат (а также звонок или письмо) можно одним щелчком мыши. Вся переписка сохраняется и доступна как в самом Lync так и в Outlook.имеет системы аудиоконференций, видеоконференцсвязи и web конференции. Для начала конференции необходимо «перетащить в окно» Lync всех необходимых людей и выбрать вид конференции: аудио/видео. Количество людей, которые могут принять участие в конференции, не ограничено. В случае отсутствия сотрудника на месте, его можно подключить через мобильный телефон, за счет встроенной функции переадресации. В момент разговора статус пользователя автоматически меняется, информируя о занятости абонента.

Видеоконференцсвязь обеспечивает поддержку панорамного видеоизображения с углом обзора 360 градусов. При этом Lync поддерживает функцию выделения говорящего в данный момент времени пользователя (видеоизображение данного участника отображается в отдельном окне). Объединенные коммуникации на основе Lync позволяют обсуждать и совместно работать над различными документами, презентациями, делать общедоступным рабочий стол с передачей прав управления, а также проводить голосования по обсуждаемым вопросам. Пользователи могут производить запись конференций, включая весь контент, представленный в процессе конференции. Записи можно публиковать, экспортировать в общие папки, отправлять по электронной почте и просматривать посредством браузера.

В конференциях могут также принимать участие абоненты ТфОП (телефонная сеть общего пользования) и другие внешние клиенты и партнеры, на компьютерах, которых не установлен клиент Lync.

Данное программное решение используют Российский Государственный Медицинский Университет, Московская финансово - юридическая академия и другие учреждения образования и другие [5].

 

1.1.3 Программный продукт TrueConf Server

Компания TrueConf предлагает новые подходы к процессу обучения - инструменты для дистанционного образования. Совместно с государственными и частными образовательными учреждениями, разработаны программы, способные сделать образование доступным, преодолевать расстояния и помочь владеть свежей и актуальной информацией.

Инструменты систем дистанционного образования:

1. Видеозвонок <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/videocall.html>

.   Групповая видеоконференция <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/multipoint.html> (Совместная работа - Видеосеминар). Он-лайн видеоконференция до 16 пользователей, где все участники видят и слышат друг друга и могут совместно работать над документами, обсуждать и принимать решения.

.   Видеовещание <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/broadcasting.html> (Вещание и контроль). Все участники конференции видят и слышат одного вещающего, а он видит и слышит всех. Этот тип видеоконференции идеально подойдёт для опроса и проверки знаний, проведения лекций и обучающих мероприятий, где преподаватель сможет видеть и контролировать всех учеников, а они не будут отвлекаться и смогут слушать только выступающего.

.   Селекторное совещание <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/role.html> (Видеолекция). Позволяет собрать в одной видеолекции до 100 участников. При этом все присутствующие могут видеть и слышать одновременно до 3х выступающих и активно участвовать в обсуждении, посылая запрос на вещание, используя аудио-реплики или общаясь по чату. Используются для построения единого коммуникационного пространства, живых лекций и информационных собраний.

.   Совместная работа с документами:

-  Обмен текстовыми сообщениями <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/text-chat.html> - есть как общий так и личный чат

-  Электронная доска <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/whiteboard.html> - возможность редактировать любые документы всем вместе

-  Показ презентаций <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/slideshow.html> - ведь иногда гораздо нагляднее и эффективнее показать, нежели рассказать

-  Показ рабочего стола в режиме реального времени <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/screen-sharing.html> - пусть сами ученики следят за вашими действиями. Кроме того у них будет возможность удаленно управлять рабочим столом.

-  Запись видеозвонка <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/recording.html>

-  Передача файлов <http://trueconf.ru/videoconferencing-features/file-transfer.html> - всегда нужно, всегда рядом.

Программными решениями True Conf пользуются известные ВУЗы страны: МГУ им. М.В. Ломоносова; ЦДО МГУ Электроники и Математики; ИИФ РФ г. Серпухов; МАИ; Челябинская Государственная Медицинская академия, Международный Юридический институт при Министерстве Юстиции РФ, Международный Институт Экономики и Права и многие другие. [9]

 

DimDim

Dimdim является бесплатным сервером веб-конференций, где можно организовывать совместный рабочий стол, совместный показ слайдов, вести обсуждения разработок, чат, разговоры и трансляции через веб-камеру с участниками [3]. Dimdim строится на основе браузера, что делает наиболее легкий доступ к конференциям, позволяет встраивать это решение в web ресурсы организаций.

Основные возможности:

- средства захвата экрана;

-  интерактивная доска;

-  средства коллективного просмотра документов (.pdf,.ppt);

-  средства коллективного веб серфинга;

-  служба мгновенных сообщений;

-  публичные, частные чаты;

-  видео/аудио средства;

-  служба рассылки приглашений;

-  служба записи конференции;

-  средства настройки веб-конференции.

 

1.1.5 OpenMeetings- сервер для проведения конференций в локальной сети или сети Интернет, который позволяет использовать для этого Интернет-браузер и плагин Adobe Flash Player. Сервер позволяет создавать разные типы комнат, от выбора которых будет зависеть способ общения. В конференции каждый участник может смотреть и говорить. Администраторы и ведущие могут пользоваться «доской», а так же давать это право другим пользователям. Комната типа «лекция» является аналогом класса или аудитории. В ней можно проводить лекции, уроки. Доступ к видео, звуку и доске ведущий предоставляет по просьбе участника. Комнаты могут быть публичными, приватными и личными. Любая комната в не зависимости от типа имеет 3 основных области: список пользователей, доска, чат. Есть возможность показывать документы, рисовать графику, показывать свой экран другим участникам, передавать управление своим экраном, а так же управлять чужим. Так же есть возможность записать проходящую лекцию для её дальнейшего просмотра [6].

 

СДО в off-line режиме

 

1.2.2 Система Дистанционного Обучения Moodle

СДО Moodle <http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd> - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами [27].

Возможности СДО Moodle:

- Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.

-  Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.

-  Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.

-  Удобная система форумов и рассылок.

-  Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).

-  Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.

-  Опросы.

-  Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:

-  Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.

-  Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).

-  Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.

-  Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.

-  Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.

-  Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.

-  Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.

-  Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.

-  Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.

-  Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.

-  Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.

-  Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.

-  Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].

Этот программный продукт используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Система поддерживает масштабирование, существуют инсталляции с количеством пользователей, превышающим миллион.

 

Система Дистанционного Обучения eLearning Server

СДО eLearning Server - это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса [29]:

- регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;

-  публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;

-  учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);

-  формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;

-  предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.

Различные участники учебного процесса имеют различный набор активностей в рамках этого процесса. Для определения категорий пользователей и предоставления им соответствующих прав в eLearning Server используется концепция «роли». Роль понимается как типовой набор функций и разрешений, предоставляемый пользователю для выполнения его задач и, тем самым, задач учебного процесса в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые роли:

- слушатель;

-  преподаватель;

-  учебная администрация;

-  администратор.

Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.

Программа курса состоит из ссылок на учебные материалы, организованные в виде библиотеки учебных материалов по курсу.

Учебные мероприятия на сервере оформляются в виде расписания, которое представляет собой упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий или тренингов, дополнительных средств общения и пр. [21].

 

Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning

Система дистанционного обучения REDCLASS Learning - это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.обладает следующими средствами:

- Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.

-  Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.

-  Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.

-  Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.

-  Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.) [8].

 

Система дистанционного обучения WebTutor

Модуль «Дистанционное обучение» системы WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.

Основные задачи, решаемые модулем:

- Работа с базой данных электронных курсов - импорт курсов, соответствующих международным стандартам, изменение параметров курсов, управление каталогом курсов, правами доступа к ним. Создание курсов (в состав модуля входит базовый редактор электронных курсов).

-  Формирование модульных учебных программ ("путей обучения") на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.

-  Управление процессом обучения - назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении - настраиваемый механизм заявок.

-  Анализ результатов обучения - построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора отчетов, сбор и анализ анкет обратной связи.

-  Интерфейс преподавателя и эксперта на Учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.

-  Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.

-  Информационный обмен между обучаемыми, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т.п).

-  Дополнительные функциональные возможности:

-  Работа с учебными группами

-  Контроль сроков начала и завершения курсов. Автоматическое завершение просроченных курсов

-  Контроль за учебным процессом со стороны руководителей - отчеты, уведомление, назначение курсов, управление заявками

-  Уведомление обучаемых, руководителей по электронной почте о назначении курса, истечении срока обучения, завершении обучения. Настройка текстов и параметров уведомлений

-  Смешанное обучение - построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ

-  Интеграция с модулем для проведения обучающих мероприятий в режиме реального времени - Виртуальный класс

-  Встроенный редактор курсов

В состав системы входит базовый редактор электронных курсов, позволяющий создавать курсы, состоящие из произвольного количества разделов и документов, содержащих тексты, иллюстрации, ссылки на документы и объекты портала, в том числе, на мультимедийные ресурсы. [4]

 

СДО Competentum.МАГИСТР

Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР - система для управления обучением, предназначенное для средних, средних специальных и высших учебных заведений (СДО, система дистанционного обучения). Competentum.МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения [2].

Система управления обучением обеспечивает:

- календарное планирование учебного процесса;

-  управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;

-  автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;

-  анализ эффективности и результативности учебного процесса;

-  создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.

-  В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:

-  учащийся (студент);

-  преподаватель;

-  представитель администрации учебного заведения;

-  администратор системы;

-  куратор.

информационный технология дистанционный обучение


 

Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования

 

Для проведения сравнительного анализа программных продуктов дистанционного обучения on-line были выбраны следующие критерии:

- тип лицензии;

-  наличие групповых аудио- и видеозвонков;

-  наличие чата;

-  возможность пересылки файловчерез канал программного обеспечения для дистанционного обучения;

-  возможность демонстрации экрана(презентации, документы и т.п.);

-  возможность записи конференции;

-  совместная работа над документами;

-  возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.

Среди систем дистанционного обучения off-line режима главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

Так же выбраны критерии:

- тип лицензии;

-  тип архитектуры;

-  ориентировочная стоимость;

-  адаптация и конфигурирование;

-  наличие модулей;

-  самостоятельная регистрация слушателей;

-  наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;

-  наличие функции формирования отчетов;

-  возможность просмотра расписания контрольных заданий;

-  наличие электронного портфеля слушателя;

-  наличие зачетной книжки;

-  наличие средств общения для слушателей (чат, форум);

-  наличие электронной доски;

-  возможность проведения интернет конференций;

-  возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;

-  количество обучающихся слушателей в системе;

-  наличие функций изменения дизайна;

-  наличие межвузовской системы, т.е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;

-  адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).

 

Выводы по главе 1

В первой главе был представлен обзор программ для дистанционного обучения как в on-line, так и в off-line режиме. В каждой из этих категорий имеется огромное множество программных продуктов, с различным набором функций. Рассмотрены по пять наиболее известных и востребованных программных продуктов обоих режимов и описаны их основные функции. Приведены критерии для сравнительного анализа программных средств.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...