Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические подходы к изучению виртуальных социальных сетей




 

Одним из традиционных исследований информационных технологий можно назвать работы Пьера Бурдье, французского социолога, который разрабатывал свою концепцию в рамках социального конструктивизма. В своем исследовании медиа П. Бурдье выделяет поле масс-медиа. Как и все поля, которые французский социолог выделяет в своей концепции, данное поле имеет свой собственный капитал - капитал известности и признания того или иного издания. В поле масс-медиа, как и в других полях культурного производства, наблюдается два типа признания: узкое, среди равных, коллег, профессионалов и широкое или внешнее - со стороны публики, непрофессиональных потребителей. Каждое поле в концепции П. Бурдье имеет своих собственных агентов, которые конструируют данное пространство: «В соответствии с представлениями здравого смысла, в социальном универсуме сегодня существуют журналисты, политики, телевизионные журналисты, интервьюирующие политиков, социологи, дающие интервью в газетах или интервьюирующие политиков и журналистов и т.д. То есть существуют видимые и непосредственно воспринимаемые агенты, встречающие друг друга, которые могут бороться друг с другом, конкурировать и т.д., и т.п.». Поле масс-медиа представлено следующими агентами: журналисты, репортеры, ведущие передач, редакторы и режиссеры, владельцы средств массовой информации (индивидуальные агенты); издательства, телеканалы, радиостанции, информационные агентства, газеты (институциональные агенты). Н. Шматко пишет: «С одной стороны, СМИ получают все большую власть в обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой, - они попадают под непрерывно растущие влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики».

Таким образом, можно заметить, что П. Бурдье совершенно не рассматривает публику как конструирующую поле масс-медиа. В его рассуждениях публика пассивна и лишь воспринимает данные ей новости. Участвуют же в создании телепередач, статей и радиотрансляций лишь те акторы, которые имеют определенный профессиональный капитал данного поля. П. Бурдье дает следующее определение полю: ««Поле есть место сил, внутри которого агенты занимают позиции, статистически определяющие их взгляды на это поле и их практики, направленные либо на сохранение, либо на изменение структуры силовых отношений, производящее это поле… Социальное поле является местом действий и противодействий, совершаемых агентами, обладающими постоянными диспозициями, которые некоторым образом усвоены в ходе опыта нахождения в данном поле». Отсюда следует, что социолог, считая что поле - это совокупность агентов, которые могут сохранить либо изменить структуру данного поля, не берет во внимание один из самых главных элементов, конструирующих поле масс-медиа - публику. В связи с этим, следует обратить внимание на другое направление, критикующее социальный конструктивизм П. Бурдье - французскую школу исследований науки и технологии.

Исследования науки и технологии (STS) представляют собой своеобразный конструктивистский подход к изучению взаимного формирования общественной жизни человеческими и нечеловеческими субъектами. Данное направление было разработано в 1960-1970-х годах. Ранние истоки STS можно отнести к социологии научного знания и философии науки. STS представлена множеством различных направлений, среди которых можно выделить акторно-сетевую теорию (ANT) и социальное конструирование технологий (SCOT). Данные направления объединяет вопрос о существовании научных вещей и об отношении людей и вещей друг с другом. Другими словами, цель данных направлений - изучение взаимного формирования общества и технологий. В STS можно выделить несколько основных характеристик:

. Научные факты (технологические артефакты) - результат конструирования взаимодействия человеческих и нечеловеческих агентов.

. Должны учитываться все социальные группы, имеющие отношение к конструированию артефакта, к развитию определенной технологии.

. Человеческие и нечеловеческие агенты рассматриваются одинаково, также одинаково должно объясняться конструирование общества и конструирование технологий.

Акторно-сетевая теория - это относительно молодое направление в социологии, появившееся во Франции в начале 80-х годов (Брюно Латур, Мишель Каллон, Джон Ло). Акторно-сетевая теория исходит из положения, что любое научное знание - это не открытие, а результат длительного процесса конструирования фактов, в котором участвуют как человеческие, так и нечеловеческие элементы. Таким образом, данная отрасль делает акцент на изучении лабораторий, в которых совершается производство научных знаний. Например, такой лабораторией может являться студия звукозаписи или, пример более актуальный для темы данной курсовой работы - любая виртуальная социальная сеть. Акторно-сетевая теория следует трем методологическим принципам в своих исследованиях, что говорит о ней как об очень полезной теории для эмпирики, в том числе для исследования медиа и виртуальных социальных сетей:

)   следовать за акторами, не задумываясь над смыслом;

)   описывать, но не объяснять;

)   при описании не пользоваться умозаключениями.

С этой точки зрения, Б. Латур говорит следующее: «…Если вы попытаетесь нарисовать пространственно-временную карту всего, что присутствует во взаимодействии, и набросать список всех, кто так или иначе в нем участвует, вряд ли вы получите хорошо различимый фрейм; скорее - спиралевидную сеть с множеством самых различных дат, мест и людей». Эта цитата говорит нам о том, что акторно-сетевая теория включает в любой изучаемый феномен все возможные объекты, которые могли повлиять на конструирование данного феномена. Более того, данная теория изучает не только отдельные объекты, но и различные взаимоотношения между ними, считая, что любое изменение одного элемента сети или даже отношений между элементами сети может изменить изучаемый феномен в целом: «Когда создается (сетевой) объект, создается также и весь (сетевой) мир, с его собственной пространственностью…однако это лишь первый шаг…все гораздо сложнее, поскольку образование сетевых пространств предполагает также производство евлкидовой пространственности…объекты, регионы, измерения расстояний произведены сетевыми средствами».

Отсюда можно увидеть, что акторно-сетевая теория не просто описывает реальность, но и раскрывает при этом противоречия и способы ее конструирования, что также благотворно сказывается на эффективности применении теории к исследованиям. В 90-х годах эта теория обретает особенную популярность, что неразрывно приводит к увеличению инструментария и области применения данного подхода.

В этой связи, акторно-сетевая теория, в отличие от социального конструктивизма П. Бурдье, говорит, что любое медиа представляет собой сеть, которая состоит из множества элементов - объектов сети и отношений между этими объектами. Объекты в понимании Дж. Ло «являются «производными» некоторых устойчивых множеств или сетей отношений…объекты сохраняют свою целостность до тех пор, пока отношения между ними стабильны и неизменны». Более того, для объективного описания и анализа определенной сети должны учитываться все объекты, которые ее конструируют. Таким образом, с точки зрения акторно-сетевой теории, публика должна учитываться в изучении любой медиа как элемент, конструирующий данный феномен через определенных посредников. Посредник - объект, который позволяет индивиду при его использовании участвовать в создании сети. Примеры посредников: различные технические устройства (монитор, доступ к интернету) или же институциональные механизмы и коллективные структуры оценок (например, беседы о критиках).

Итак, в данном пункте были рассмотрены два конфликтующих друг с другом направления, оба из которых могут лечь в основу изучения таких феноменов, как: интернет и виртуальные сети. После изучения и сравнения данных направлений можно прийти к выводу что, с одной стороны, социальный конструктивизм П. Бурдье - традиционный подход к изучению данных феноменов. С другой же стороны, новая конструктивистская социология дает возможность изучить многие объекты и процессы совершенно с новой стороны: STS показывает, что не только индивиды создают социальное пространство, но также и многие технические артефакты играют значительную роль. Более того, акторно-сетевая теория дает возможность за счет своего принципа «описывать, но не объяснять» увидеть истинность изучаемого феномена, чего крайне сложно добиться при использовании других направлений и теорий, т.к. последние строятся на определенных теоретических моделях общества, имеющих определенные черты. Таким образом, теперь, после изучения и анализа определенной теоретической базы, было бы логичным перейти к изучению интересующих нас виртуальных социальных сетей, с непосредственной опорой на изложенные выше подходы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...