Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расцвет литовского княжества при Витовте




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197

Чкаловского района г. Екатеринбурга

 

Направление: история

 

Реферат

 

 

ЛИТВА: ОТ ДРЕВНИХ ПЛЕМЕН ДО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА

 

Исполнитель: Константинова Ульяна, ученица 9 класса МАОУ СОШ № 197 Чкаловского района
Руководители: Лесняк Тимофей Григорьевич учитель истории и обществознания  
   
   

 

Екатеринбург, 2013

Содержание

Введение Глава 1. Истоки независимости Литвы……………………………

1.1. Древняя Литва……………………………………………..

1.2. Расцвет Литовского княжества при Витовте…………...

1.3. Падение величия Литвы………………………………….

Глава 2. Новый этап независимости………………………………

2.1.Литва в начале ХХ века и советское время……………...

2.2. Начало распада……………………………………………

2.3. Путь к независимости Литвы……………………………

2.4. Роковой день 13 января 1991 года………………………

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

Введение

В 1991 году рухнула империя – СССР. Процесс распада был болезненным, обескураживающим, полным неожиданностей. Очень многие столкнулись с вопросом, что их ждет впереди, что дальше?

Бомба замедленного, на десятилетия, действия, заложенная под российскую государственность при образовании СССР, должна была взорваться. И это произошло, как только исчез скрепляющий костяк – безраздельная власть коммунистической идеологии, а именно: властные структуры в лице коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже совершенно дополнен националистическими идеями, имевшими сначала форму экономического суверенитета и перерастающими в лозунги государственной независимости. Началось это все с Литвы.

В самобытности (ментальности) литовцев, по моему мнению, заложено стремление к свободе и независимости и подавить это было возможно лишь на время.

Столкнувшись с историей Литвы до истоков современности, можно заметить некую трагичность, наполненную противоречиями. Скажете, что у каждой страны есть своя грустная история? Верно. Но мне интересна именно эта тема, так как я поставила задачу не просто изучить историю Литвы, а именно понять силы, истоки стремления народа к независимости. И увидела я их в самобытности нравов, сознания и традиций, рассмотрев пример в хронологических рамках XX в., а именно советские репрессии на территории Литовского государства.

Цель работы - проследить путь и способы борьбы литовского народа за независимость.

Задачи:

1. Проклассифицировать развитие государственности.

2. Рассмотреть современную Литву, то есть результаты этой самой борьбы государства за свою независимость, и проблемы с которыми пришлось столкнуться независимой Литве.

 

 

Глава 1. Истоки независимой Литвы.

Древняя Литва.

Всякая нация стремится образовать

Свое государство, укрепить и усилить его.

Это есть здоровый инстинкт нации.

Потеря нацией своего государства,

Своей самостоятельности и уверенности

Есть великое несчастье, тяжелая болезнь,

Калечащая душу нации

Н.А.Бердяев

В 2009 году Литва отметила свое тысячелетие, так как первые исторические данные о ней можно наблюдать с 1009 года.

По известным данным, литовские племена, в древности, занимали территорию, чуть ли не до нынешнего Тамбова, но к XIII в. На юге Восточно-европейской равнины они уже исчезли, слившись с местным угро-финским и славянским населением. Древне-литовские племена сохранились только в Прибалтике и Белоруссии, но и там они уже много веков находились в состоянии гомеостаза. Центральную часть литовского ареала занимали собственно племя литва, или литовцы, к западу от него жила жмудь, еще дальше на запад- пруссы. На востоке современной Белоруссии располагались ятвяги, а племя голядь обитало в районе Коломны. Они были язычниками, отождествлявшими Бога и Мировое целое.

Начиная с XIII в., Литва стала подвергаться постоянным набегам крестоносцев с целью обращения здешнего населения в христианство.

Становление литовской государственности пришлось на XIII век, именно тогда шло активное объединен е балтийских земель под предводительством Миндаугаса, который в 1240 г., после образования Великого княжества Литовского, стал первым его князем.

 

Он первый из литовских князей старался сблизить враждебные прежде племена русские и литовские, и на их соединении построить свое государство. Так, воюя с немцами, он двигал против них в одном ополчении и Литву, и русских. Это государство еще было очень непрочным и слабым; но оно давало Литве защиту от немцев, а русским - прибежище от татар и поэтому оно держалось. Понимая, что окруженная христианским миром языческая страна не сможет долго оставаться в религиозной изоляции, он, желая показать пример своим подданным, принял христианство. Хотя окончательно в Литве оно утвердилось лишь в 1387 г.

После трагической смерти Миндаугаса (1263) начались продолжительные смуты, и само княжество Литовское уменьшалось вследствие отпадания от него многих волостей. Только в начале XIV в. в Литве установился порядок и снова образовалась сильная жесткая власть. С 1316 г. в Литве начинает править князь Гедимин, образовавший из литовских и русских земель большое сильное государство. Он вел завоевательную политику.

Первым его завоеванием являлась Черная Русь – местность около города Гродно, самая западная часть Руси. Затем Гедимин подчинил города: Полоцк, Минск, Витебск. После этого литовцы стали постепенно проникать на Волынь и в Галицию, где правили потомки «короля Малой Руси» Данила Романовича Галицкого – Лев и Андрей. Однако Гедимину не удалось подчинить Галицию. В результате череды мелких воин Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь – венгры, а литовцам досталась лишь восточная Волынь. На очереди был Киев. У реки Ирпень в 1321 г. киевский князь Станислав столкнулся с войсками Гедимина. Литовцы победили и затем осадили Киев. Поскольку никакой надежды на помощь не было, киевляне подчинились великому князю Гедимину на основе вассалитета.

После взятия Киева экспансия литовцев продолжалась. Под натиском неудержимой литовской конницы пали все русские города до Курска и Чернигова. Так при Гедимине и его сыне Ольгерде создалось могучее Великое княжество Литовское. Гедимин, человек волевой и умный, сам, будучи язычником, ушел считаться с христианским русским населением. В XIV – XV вв. Литва, значительно расширила свои границы и стала одним из сильнейших государств Восточной Европы. Две трети всех земель Гедимина были русскими. Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-западная Русь. Гедимин начал ее собирание, а его дети и внуки его закончили.

Политику Гедимина продолжили его сыновья Ольгерд и Кейстут. Братья разделили сферы влияния. Кейстут сидел в Жмуди и боролся с немцами, а Ольгерд, стараясь захватить как можно больше русских земель, воевал с Москвой и татарами. При этом Ольгерд и его племянник Витуатас приняли, хотя и формально, христианство.

Литовские князья женились на русских княжнах и объединили вокруг себя уцелевших Рюриковичей из Турово – Пинской земли. Так, исподволь, свершалось включение древнерусских земель в состав Великого княжества Литовского. Ольгерду удалось подчинить себе огромную территорию с границами почти у Черного моря и Дона. В 1363 г. в решающей битве с татарами у Синих Вод Ольгерд разбил степняков и овладев, таким образом, западной частью Великой степи между Днепром и устьем Дуная вышел к Черному морю.

Но Литва оставалась заплатой между православной Русью и массивом католической Европы. Литовцы активно воевали с немцами – Ливонским и Тевтонскими орденами, - поэтому их объективными союзницами могли стать сторонники партии гвельфов, прежде всего католики Польши. Ольгерд учитывая, что кроме идеологического единства, у литовцев была еще одна основа союза с поляками: Литовцы постоянно совершали набеги на Польшу, и прежде всего на Мазовию, откуда привозили польских девушек. Так начался мощный процесс польско – литовской интеграции. Предпосылки для развития польско – литовского контакта были.

После прекращения династии Пястов (польская монархическая династия) в 1370 году власть в стране перешла к венгерскому королю Людовику Анжуйскому, а он в свою очередь передал польскую корону своей дочери Ядвиге. Но когда Ядвига захотела выйти замуж, то вмешались польские магнаты и предложили королеве ради государственных интересов сочетаться с литовским князем Ягайло, дабы таким образом объединить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев.

Женившись на Ядвиге, Ягайло стал полноправным властителем объединенной Польши и Литвы и таковой приказал всем нехристианам Литвы принять католичество.

В 1386 году была подписана Кревская уния – соглашение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским.

Однако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Те литовцы, которые уже связали себя с русскими – потомки Гедимина и соратники Витаутоса, не хотели принимать католичество. Сам Витаутас был сторонником религиозного компромисса, но значительное число ревностных православных в Литве отнюдь не помогало его достижению. Часть литовцев приняли католичество, а другая сочла более приемлемым православие. А правителем в Литовском княжестве становится Витаутас, брат Ягайло.

 

Расцвет литовского княжества при Витовте

Став польским королем, Ягайло не мог уже непосредственно управлять литовским княжеством и назначил своим наместником, с званием «великого князя», одного из своих братьев Скиргайла. Но другие удельные литовские князья начали борьбу с Ягайло и Скиргайлом и привели дело к тому, что великим князем литовским стал сын Кейстута Витаутас (Витовт). Ему удалось укрепиться во власти и в то же время упразднили совсем иную личную зависимость от Ягайло. На съездах польской и литовской знати (в 1401 и 1413 годах) была окончательно установлена династическая уния Литвы и Польши, и Витаутас признал себя лишь пожизненным владетелем своего княжества. Но это не мешало ему быть полновластным государем и вести самостоятельную политику. Годы правления Витаутаса (1392-1430 гг.) стали эпохой наивысшего расцвета государства.

Ягайло, приняв католическую веру и взяв имя Владислав, начал поддерживать католическую экспансию: ввести Великое княжество Литовское в состав Польского королевства. Это оказалось не так – то просто. Уния очень плохо воспринималась не только огромным большинством православного русского населения, но и представителем языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость от поляков. Удельные литовские князья боролись с политикой Ягайло, и Витаутас принял в этой борьбе живейшее участие. Необыкновенные способности и ум Витаутаса позволили ему стать прямым преемником Гедимина и Ольгерда. Он присоединил к Литве Смоленское княжество (1395); при нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей: Балтийского и Черного. Литва «от моря до моря» - так обозначался обыкновенно объем государства Витаутаса. Стремясь расширить свое политическое влияние, Витаутас вмешивался в дела всех русских земель.

Он пытался подвести под свою власть даже Золотую орду, изнывавшую тогда от междоусобий. Именно с Витаутасом, с тем, чтобы Витаутас оказал ему помощь в возвращении престола в Сарае. Витаутас же, давно стремясь расширить Великое княжество Литовское за счет присоединения Руси, достиг к этому времени некоторых дипломатических успехов. К моменту соглашения с Тохтамышем, Витаутас захватил Смоленское княжество, а чуть позднее присоединил к Литве стоявший на Оке город Любутск. Поэтому предложение Тохтамыша хорошо вписывалось в далеко идущие планы Витаутоса.

Но ордынский правитель Едигей нанес Витаутасу решительное поражение на р. Ворскле и тем прекратил его притязания. Войско Витаутаса, по- европейски, технически оснащенное, не сумело противостоять татарам. Европейское войско погибло, сам Витаутас бежал.

Поражение Витаутоса спасло Москву от угрозы литовского захвата, а литовский князь даже потерял на время Смоленск в 1401 г. Однако, Витаутас вскоре сумел поправить положение дел и к 1405г. вновь прочно завладел Смоленском и Вязьмой. Великий князь Московский не смог помешать захвату Витаутасом верхнеокских княжеств: Перемышльского, Одоевского, Новосильского, Воротынского.

Вовремя почувствовав реальную литовскую угрозу, Василий Дмитриевич обратился за содействием к ордынскому хану Шадибеку. Хан прислал москвичам войско для борьбы с Литвой. Татары, не имея цели, волею судеб служили преградой на пути католических сил, давая возможность усилиться Московскому княжеству.

В начале XV столетия у Витаутоса не было возможности последовательно проводить политику захвата и подчинения Руси, ведь на северо-западных рубежах Великого княжества Литовского шла непрерывная война с немцами Ливонского ордена.

В 1409 году Жмудь подняла восстание против государства немецких рыцарей, и орден объявил войну Ягайло. Исполняя решение Кревской унии 1386 г., Витаутас выступил в решающей схватке с орденом на стороне Ягайло. В 1410г. объединенная русско-литовско-польская армия под предводительством Ягайло в битве при Грюнвальде положила конец могуществу Тевтонского ордена. Немцы были вынуждены на тягостных для себя условиях заключить с Витаутасом Торгуньский мир.

Союз Польши и Литвы заметно окреп: Городельская уния 1413 г. усилила католическое влияние на Литву, так как Великое княжество Литовское было вынуждено признать сюзеренитет польской короны. Все бояре и служилое сословие Литовского государства по Городельской унии получали равные права с польскими магнатами и шляхтой, но лишь при условии принятия католичества. Противостояние католиков и православных вновь обострилось, однако попытка Витаутоса ослабить религиозные противоречия в Литве успеха не имела. Начав хлопоты об унии, между православной и католической церквами, Витаутас сумел добиться лишь разделения метрополии: для Литвы был поставлен свой митрополит – ставленник князя Григорий Цамвлак. Однако, успеха на переговорах с легатом папы римского вовремя Констанцского собора новый митрополит достичь не смог, и Витаутасу пришлось отказаться от идеи религиозной унии.

Поскольку Орден не представлял более опасности для Литвы, Витаутас смог вновь обратить свое внимание на восток. Смерть великого князя Василия Дмитриевича 1425 г. сильно облегчила задачу Витаутоса по расширению сферы литовского влияния.

В 1390 г. Василий женился на дочери Витаутаса Софье, у них родился сын. Умирая, Василий завещал, чтобы Витаутас взял опекунство над его семьей. Сделавшись законным опекуном московского великого князя, Витаутас начал энергично проводить политику подчинения себе всех остальных русских княжеств. Вскоре, после смерти Василия он заключил союзные договоры с двумя главными соперниками Москвы – Тверью и Рязанью. Таким образом, к концу 20-х годов XV в. Витаутас сумел устранить препятствия к расширению территории своего государства и со стороны Ордена, и со стороны Руси. Неудивительно, что следующий его шаг был связан со стремлением избежать зависимости от Польши: великий князь литовский деятельно хлопотал перед немецким императором о пожаловании ему королевской короны.

В 1430г. смерть не дальше Витаутасу реализовать его обширные планы. Со смертью великого государственного деятеля Литвы в его княжестве начались внутренне столкновения. Поскольку дело церковной унии не было доведено до логического конца, православные поданные, продолжали бороться с неравенством, провозглашенным Городельским привилеем. Витаутас умер (1430), оставив политические и национальные партии в своей стране с не примирёнными, в состоянии взаимного озлобления и недоверия. Борьба этих партий и погубила мало-помалу силу и величие Литовско-русского княжества.

 

Падение величия Литвы

По смерти бездетного Витаутоса, всего преемники избирались на великое княжение сановниками самой Литвы и вели политику самостоятельных государей, избегая подчинения Польше.

Первым кого выбрали литовцы, был сын Ольгерда – Свидригайло, возглавлявший православную партию. Он оказался лидером, мало достойным своего положения. Он проявил себя как человек, не обладающий ни талантом полководца, ни способностями администратора.

Брат Витаутоса, Сигизмунд, опиравшийся на католиков, легко отнял великое княжество у Свидригайлы. Стремясь обеспечить себе поддержку католиков, Сигизмунд первым делом заключил новый договор об унии Литвы и Польши, но поскольку большинство его подданных по-прежнему составляли православные, то князь был вынужден как-то учесть их стремления. В 1432 г. он издал указ, в соответствии с которым православные русские князья и бояре уравнивались в правах с католиками. Такое решение в известной мере ослабило сопротивление политике Сигизмунда.

Свидригайло в сложившейся ситуации утратил последние признаки благоразумия и прибег к тактике запугивания. Жертвой его неуемной подозрительности стал православный митрополит Герасим. Заподозрив владыку в измене, князь без долгих размышлений приказал схватить и сжечь несчастного. После этого он лишился всякой поддержки своих православных сторонников. Вскоре, после казни митрополита, Свидригайло сошелся с Сигизмундом в решающей битве на реке Свенте, и наголову разбитый, вынужден был отказаться от своих претензий на трон великого князя Литвы.

С поражением Свидригайлы, последние надежды на торжество православия в Литве оказались похоронены. И хотя Сигизмунд через несколько лет после своей победы на Свенте пал жертвой заговора (был убит в своем собственном замке в Тракае), дальнейшего хода событий сей факт уже не изменил. Великим князем был провозглашен сын Ягайлы – Казимир в 1440 г., а после того как его брат, польский король Владислав III, погиб в битве с турками при Варне, Казимир занял еще и трон Польши, уровняв в правах своих польских и литовских подданных. Литва окончательно превратилась в католическое государство. После кончины Короля Казимира IV Литва опять отделилась от Польши, избрав особого великого князя – Александра Каземировича. Только в 1501году, когда и Польша избрала на свой престол того же Александра, оба государства условились вперед твердо держаться унии и избирать всегда одного государя для обеих стран. С таким трудом была наконец на деле осуществлена личная уния, задуманная в 1386 году.

Несмотря на постоянное стремление Литвы к обособлению от Польши, в течение всего XV столетия польское влияние в Литве продолжало расти и крепнуть. Хотя литовские великие князья держались самостоятельно, все-таки они сами и их правители были католиками по вере и в культурном отношении были уже ополячены. Пока в литовском княжестве еще существовал старый порядок и волостные удельные князья были сильны, это не имело большого значения. Но в XV столетии сила великих князей в Литве возросла, и они понемногу превратили князей волостных в своих наместников и подчиненных слуг. Вместе с тем и управление волостей испытало перемены и подчинилось централизации. Везде католики стали предпочитаться православным и польские обычаи – русским. Везде православно-русские люди чувствовали свое унижение и обиду. Хуже всех приходилось той русской знати, которые превратились из государей и правителей в подчиненных. Некоторые оставляли православие, принимая католичество. Другие пробовали бороться и ждали помощи от православной Москвы. Они или передавались Московскому великому князю со своими волостями, объясняя свою измену Литве гонением на их веру, или же просто выезжали из Литвы в Москву на службу. Москва узнавала внутреннюю слабость Литвы и не раз шла войною на Литву. А под угрозами Москвы литовское правительство еще теснее жалось к Польше, ища у нее помощи от нового опасного врага.

Но не одна литовская знать и князья терпели католического правительства Литвы. По правилу, установленному униею, все литовцы, крещенные в католичество, получали те права, какие имели в Польше лица соответствующего сословия. В Польше в это время устанавливается окончательно своеобразный феодальный порядок с резко обозначенными сословиями и с полным преобладанием дворянства («шляхты»). Шляхта польская мало-помалу обращалась в правящий класс с широкими политическими и владельческими правами. Она имела право безграничной власти над крепостным бесправным крестьянством. К этим-то польским порядкам, выгодным для дворянства и ужасным для прочей массы населения, стало приближаться литовское государство.

Всем служилым людям, в особенности же шляхте, было очень выгодно сравняться в правах с польскими панами и шляхтою, легко и охотно, ополячивалась и окатоличивалась. Вместе с тем, шляхта служила проводником польского влияния во всех областях государственной и общественной жизни Литвы. Таким образом происходило разложение старого порядка и начиналась острая внутренняя рознь между властным дворянством и прочею бесправною массою населения.

К концу XV века Литовское государство стало ослабевать. Раздоры между князьями, финансовые трудности, изнурительная Ливонская война с Россией подтолкнула Литву на объединение с Польшей. В 1569 г. Люблинская уния положила начало образованию объединенного государства Речи Посполитой. Войдя в состав Речи Посполитой, Литва потеряла почти на три с половиной века свою независимость и государственность. В 1795 г. после раздела Речи Посполитой, практически вся территория Литвы вошла в состав Российской империи.

Учредительная хартия, данная Александром I, дававшая некоторые свободы Царству Польскому, никак не повлияло не независимость Литвы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...