Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования и развития Я-концепции в подростковом возрасте




 

Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Каковы движущие силы этого процесса? Как формируется индивидуальность и ее осознание? Из каких компонентов складываются юношеские представления о себе? От чего зависит уровень самоуважения и как он влияет на поведение подростков?

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоление за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению [1].

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному "Я" у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т.п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопросы "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я хочу и должен быть?" [6].

Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звука музыки.

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но она вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее "Я" не совпадает с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Я в своем представлении - это два существа: "внешнее" что ли и "внутреннее". "Внешнее" (его можно назвать, пожалуй, "оболочкой") обычно является проявлением внутреннего - внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда "оболочка" вступает в жестокое единоборство с "внутренним" существом [4].

Юношеское "Я" еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить, отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом "Мы", т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим "Мы" полностью.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и "усредненным" сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми [3].

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего.

Временная перспектива чрезвычайно существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного "Я".

Вопрос "Кто я?" подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?

Как преломляется развитие личности в Я-концепции подростка (его самооценке и представлении о себе)? Остаются они устойчивыми или изменяются? Экспериментальные данные на сей счет противоречивы.

Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждает, что переходный возраст, особенно 12-14 лет, сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я-концепции.

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов "Я", несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей [3].

Часто в подростковом возрасте может быть переоценка степени устойчивости образа "Я". В большинстве психологических исследований подросткам и юношам предлагали описывать только свое наличное "Я", между тем важнейшие сдвиги в этой сфере затрагивают не столько его, сколько будущее "Я", оценку своих потенциальных возможностей и перспектив. Важно учитывать появление у подростков новых вопросов (представление о будущем "Я"), а не только ответов на старые вопросы (наличное "Я").

Любые самооценки и самоописания предполагают какой-то отбор качеств, критерии которого с возрастом меняются, соответственно меняются и "предметные" компоненты Я-концепции, в частности соотношение "телесных" и морально-психологических компонентов "Я". Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Например, для ребят очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу маскулинности или фемининности. При этом юношеский эталон красоты и просто "приемлемой" внешности нередко завышен, нереалистичен [3].

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ "Я" нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые, в чем сказывается большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.

Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального "Я". Психологические тесты и шкала самоуважения М. Розенберга, С. Куперсмита, Ф. Розенберга и Р. Симмонс и др. измеряют более или менее устойчивую степень положительности отношения индивида к самому себе. Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе [С. Куперсмит, 1965]. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения - это "личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе" (Г. Каплан, 1980).

Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают их социальную активность. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности и т.д. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Люди, лидирующие в своих группах, обычно обладают более высоким самоуважением и чувством уверенности в себе, чем рядовые участники. Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Имеются также интересные: хотя и не вполне однозначные данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно "принимает" и окружающих, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным, недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям [3].

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального "Я" - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.

Расхождение реального и идеального "Я" - функция не только возраста, но и интеллекта.

У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным "Я", т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, т теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

То же - у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетается с недовольством собой, повышенной ранимостью [Р. Катц и Е. Зиглер, 1967].

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и развитие Я-концепции в подростковом возрасте - это сложный и болезненный процесс, включающий в себя половое созревание и формирование идентичности; искание нового "Я" и проблема самовыявления; самооценка и саморазвитие личности подростка.


 

Практическая часть

Планирование эксперимента

 

В данном эксперименте участвовали учащиеся 9 класса обычной школы и лишенные родителей (дети из детского дома). Выборка составляет 30 человек: 15 испытуемых из общеобразовательной школы и 15 - из детского дома. Две подгруппы примерно уравнены по половому и возрастному признаку. Первая серия исследований проводилась на учащихся 9 «Б» класса средней школы № 4 г. Нового Оскола 22 мая 2002 г. Вторая серия проводилась на учащихся 9 класса Новооскольского Детского дома 25 мая 2002 г. Полученные данные были проанализированы и интерпретированы.

Методики исследования. Для сравнительного анализа Я-концепции в различных подростковых группах и проведения данного эксперимента были использованы следующие три методики: МИС (методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р.); методика самооценки личности и проективная методика: «Я-реальное, Я-идеальное».

) МИС (методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева).

Преимущество данной методики состоит в том, что она имеет высокую валидность, надежность и достоверность, а так же очень удобна и проста в применении, занимает немного времени в проведении и обработке полученных результатов.

За основу данной методики взят русскоязычный набор из 60 пунктов, включенных В.В. Столиным в опросник самоотношения [Пантилеев, Стопин, 1988]. Испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» - «не согласен», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов.

С помощью факторного анализа было получено 9 шкал (факторов): закрытость-открытость, самоуверенность, саморуководство, самоотношение к себе (отраженное), самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

В результате факторизации из девяти шкал было выделено 3 значимых фактора:

первый фактор - самоуважение. Сюда входят следующие шкалы: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Этот фактор выражает оценку собственного «Я» индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т.д.

второй фактор - аутосимпатия, его составляют такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность и самоценность. Он отражает собственные чувства и переживания индивида в адрес своего «Я».

Третий фактор - самоуничижение. Он включает шкалы внутренней конфликтности и самообвинения. Субъект здесь выступает в качестве «объекта», который снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая их на других. Высокие показатели по этому фактору свидетельствуют о не развитой Я-концепции, затрудненном процессе адоптации и социализации в обществе.

Шкальные значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки - «стены».

Затем подсчитывается суммарное значение для каждого фактора, на основе чего делается дальнейшая интерпретация полученных результатов. Интерпретация проводится путем анализа профиля трех показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.


 

Методика самооценки личности.

Преимущество этой методики в том, что она доступна и проста в применении, занимает мало времени. Полученные результаты, представленные в виде таблицы, очень легко обрабатываются и дают наглядную картину изучаемой характеристики, что позволяет быстро и легко их проинтерпретировать. Данная методика состоит из четырех наборов положительных качеств, окружающих межличностные отношения и общение; поведение; переживания и чувства; деятельность. Испытуемому предлагается разделить лист бумаги на 4 части и из предложенных качеств выбрать те, которые для нег наиболее ценны и значимы, которым отдается большее предпочтение, чем другим. А затем из выписанных в 4 столбика качеств надо выбрать и обвести кружком те, которыми, по его мнению, он обладает реально. Затем подсчитывается количество реальных качеств (Р). Подсчитывается количество идеальных качеств (И) и вычисляется их процентное соотношение, где:

концепция подросток самооценка методика

Р

П = ----- 100 %

И

 

Результаты сопоставляются с оценочной шкалой, позволяющей определить уровень и адекватность самооценки личности испытуемого.

Психодиагностическая шкала

 

 

Уровни самооценки

  Неадекв. низкий Низкий Ниже Среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекв. Высокий

Вариант 1

Муж 0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Жен 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69

 

Проективная методика «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Данная методика позволяет определить такие структурные элементы Я-концепции как «Я-реальное» (т.е. каков я есть на самом деле, как я себя оцениваю), и «Я-идеальное» (каким я хотел бы быть в будущем, что хотел бы в себе изменить). Ее достоинство в том, что она позволяет исследовать образ «Я», зафиксированный в бессознательной сфере психики, а так же отношение самого индивида к этому образу, как в настоящий момент, так и в будущем. Преимущество проективной методики состоит в том, что она представляет собой свободный вариант тестирования, не имеет ограничений во времени и требует от исследования профессиональных умений и навыков.

Методы обработки полученных данных.

При обработке полученных данных был использован статистический метод - средняя арифметическая (М), позволяющий выявить наиболее часто используемый показатель центральной тенденции.

Формула вычисления средней арифметической:

 

сумма всех значений данных             ∑ x1+x2+…+xn

М = --------------------------------------- = ----------------------------

число этих данных                    nx

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...