Интерпретация результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Интерпретация данных по методике МИС. Проанализировав полученные данные по девяти шкалам и сгруппировав их, получили результаты по трем главным факторам (самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение). У учащихся 9 «Б» класса средней школы № 4 средняя арифметическая по всем шкалам колеблется от 5,1 до 6,7, т.е. имеет среднее значение, что свидетельствует об идеальном и слегка завышенном самоотношении. Результаты по первому и второму факторам составили 22,5 и 18,5, что выше среднего значения. Это говорит о полном принятии себя и положительном отношении к своей личности (самоценность и самопринятие). Данные по третьему фактору равны 11,3, что свидетельствует о частичном приуменьшении и недооценивании некоторых своих возможностей и способностей. Большинство поодростков из обычной школы обладает комфорным поведением и закрытостью от окружающих, к себе относятся как к уверенной и самостоятельной личности, умеют сами руководить собой и понимают, что основным источником активности являются они сами. Считают, что их личность, характер, деятельность способны вызвать уважительное отношение и симпатию у других. Они принимают себя такими, какие есть и относятся к себе с симпатией и привязанностью, имея при этом потребность в саморазвитии и самосовершенствовании (личностный рост). В сфере рефлексии и плане самораскрытия многие учащиеся не имеют существенных проблем и затруднений. Таким образом, у подростков из общеобразовательной школы, по сравнению с детьми, лишенными родителей, такие факторы как самоуважение и аутосимпатия имеют значение выше среднего, а фактор самоуничижения - среднее, что свидетельствует о наличие данной тенденции, но не о преобладании.
У учащихся из детского дома суммарное значение по первым 4-м шкалам равно 18,2, что намного ниже, чем у детей из обычной школы, что говорит о недостаточно развитом самоуважении к своей личности, а также о критическом и порой негативном отношении к себе, неудовлетворенности своей личностью, что отрицательно сказывается на социальной приспособляемости. Подростки из детского дома, часто переносят ответственность за что-либо на других. Они не задумываются о развитии своей личности и им не интересен свой внутренний мир, т.к. он остается для них чем-то непонятным и недоступным. Результаты по второму фактору (аутосиматия) составили 15,2. Это свидетельствует о том, что большинству из них тяжело принимать себя таким, каков есть, но несмотря на это, нет желания и стремления к личностному росту и самосовершенствованию. Это является признаком ригидности и несформированности Я-концепции. Данные третьего фактора - 13,5 что выше среднего значения. Исходя из этого, семь человек из десяти имеют внутреннюю конфликтность и тенденцию к самообвинению и самоуничижению. Они недооценивают и принижают свои реальные способности и возможности. Таким образом, можно сделать вывод, что самоотношение и самопринятие у подростков из обычной школы носят более положительный характер, чем у детей из детского дома, что говорит о развитой и сложившейся Я-концепции у первой группы, нежели это можно сказать о второй. . Интерпретация данных по методике самооценки. Сравнивая данные между учащимися из общеобразовательной школы и учащимися из детского дома, можно сказать, что среди подростков обычной школы преобладает неадекватно завышенная или высокая самооценка, что свидетельствует о неправильном представлении о себе, идеализированном образе своей личности и своих возможностях, своей ценности для окружающих и для общего дела. Рациональное зерно оценки выпадает полностью, в Я-концепции преобладает «Я-идеальное», нежели «Я-реальное». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Но если же высокая самоценка пластична, то это способствует развитию личности и формированию Я-концепции, а так же положительно влияет на уровень социальной адаптации (общительность, уверенность в себе, раскрепощенность и т.д.).
У подростков из детского дома преобладает средний и заниженный уровень самооценки. Учащиеся с оптимальным уровнем правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Это свидетельствует о хорошо сформировавшейся Я-концепции и преобладании в ней «Я-реального» но с частичным выпаданием «Я-идеальное» и «Я-воображаемого», т.к. очень мало эталонов для подражания. Подростки с заниженной самооценкой (60%) оценивают себя и свои возможности ниже реальных, т.е. имеющихся у них. Это говорит о неуверенности в себе, робости, невозможности реализовывать свои способности, что приводит к недоразвитию и несформированности Я-концепции, а порой к возникновению негативного отношения к себе. Так как самооценка - это составляющая Я-концепции, ее эмоционально-оценочный компонент, то она непосредственно связана с одной центральной потребностью человека - потребность в самоутверждении, т.е. стремление найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценка складывается под влиянием окружающих в следствии общения, поведения, деятельности личности в обществе. Как и предполагалось в гипотезе, уровень самооценки выше у подростков из обычной школы, чем из детского дома, что влияет на формирование и развитие у них Я-концепции. Таким образом, в первом случае Я-концепция будет более сформированной, чем во втором, что сказывается на уровне социальной адаптации в обществе, т.е. дети из детского дома будут менее адаптировны, чем ученики обычной школы.
3. Интерпретация результатов по проективной методике. Проанализировав все рисунки, можно проследить одну очень важную тенденцию: у подростков из обычной школы они эмоционально окрашенные и насыщенные многочисленными деталями и дополнительными элементами. У них ясное представление о себе как в настоящий момент, так и в будущем. Небольшой разрыв (различие) между «Я-реальным» и «Я-идеальным» свидетельствует об удовлетворенности собой, т.е. принятие себя таким, каков есть, а также о желании что-то изменить, усовершенствовать и развить в себе в ближайшем будущем. В данном случае «Я-идеальное» носит немного идеализированный, преувеличенный характер, но не отождествляется с «Я-фантастическим» и «Я-воображаемым». У подростков, лишенных родителей, рисунки схематичны, бедны эмоциями и детализированы. Была трудность в изображении «Я-идеального», что говорит о неопределенности и неосознаваемости себя в будущем, а это все является следствием несформированной Я-концепции. У них нет четкого представления о себе в настоящий момент, а также они не видят себя в будущем, не знают, какими хотят стать, что изменить или развить в себе, как личности. Единственное, чего им хочется - это свободы, независимости и самостоятельности. Самоуважение, аутосимпатия и самоприятие у детей из обычной школы более развиты, чем у детей из детского дома; у подростков, лишенных родителей, как правило, заниженный уровень самооценки, редко - средний. У подростков же из обычной школычаще преобладает неадекватно высокая и завышенная самооценка; у детей из детского дома «Я-идеальное» - это нечто размытое и неопределенное, а дети из общеобразовательной школы № 4 ясно видят, кем бы они хотели быть и почему. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась; Я-концепция более сформирована и развита у детей не лишенных родителей. Она имеет свою полную структуру и целостность, что положительно влияет на уровень социальной адаптации. У детей из детского дома Я-концепция имеет недостаточно сформированный характер и происходит «выпадение» такого структурного ее звена как «Я-идеальное», что мешает нормальной социализации и адаптации в обществе.
Заключение
Исследуя Я-концепцию и проведя ее сравнительный анализ в различных подростковых группах (старшеклассники обычной школы и лишенные родителей), можно сделать вывод, что выдвигаемая гипотеза подтвердилась, т.е. Я-концепция у детей из обычной школы более сформирована, чем у учащихся из детского дома, а так же выяснилось то, что неразвитая Я-концепция отрицательно влияет на уровень социальной адаптации и социализации. Изучив проблему Я-концепции в различных подростковых группах, условиями, влияющими на ее формирование и развитие, можно считать следующие: ближайшее окружение ребенка (есть ли семья; полная она или не полная; благополучная или не благополучная; каков личностный статус в ней ребенка и т.д.); социальное окружение и статус ребенка в нем (имеются ли друзья, где учится, с кем проводит свой досуг и как, есть ли значимые люди и какое влияние они оказывают, есть ли образцы для подражания и много ли их); пластичность и адекватность самооценки (каков уровень оценки себя ребенком, адекватен ли он имеющимся у него реальным возможностям, способностям и качествам, насколько данная самооценка пластична). В результате проведенного исследования Я-концепции выяснилось, что самоотношение и самопринятие у подростков из обычной школы носят более положительный характер, чем у детей, лишенных родителей. Сомоуничижение и недооценивание значимости своей личности в большей мере присуще второй подростковой группе, нежели первой. Наблюдаются также существенные различия в уровне и адекватности самооценки как эмоционально-оценочного компонента Я-концепции. У учащихся 9 «Б» класса общеобразовательной школы № 4 преобладает адекватно завышенный уровень самооценки. У подростков из детского дома самооценка носит неадекватно заниженный и редко средний уровень, что мешает их адоптации и развитию личности. Таким образом, у подростков из общеобразовательной школы № 4 более развито самоуважение, самопринятие, самопривязанность и аутосимпатия. Самооценка в большинстве случаев имеет неадекватно завышенный или высокий уровень, а представление об «Я-реальном» и «Я-идеальном» четкое, конкретное и целостное, что способствует более успешной социализации и адаптации в обществе. Подросткам из детского дома недостаточно самоуважения и аутосимпатии к своей личности как таковой, у них не развито полное и целостное представление о себе и своих способностях, чертах характера, умениях и навыках, уровень их самооценки, как правило, ниже среднего; а такая структурная единица Я-концепции как «Я-идеальное» не всегда и не совсем полностью ими осознается.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Социальная психология детства. - М., 2000. . Берн Э. Я-конценция и ее воспитание. - М., 1993. . Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. . Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. - М., 1981. . Донцов И.А. Самосовершенствование личности. - Р.Д.: РГУ, 1997. . Коломенский Я.Л. Познай самого себя. - Минск, 981. . Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самосознание). - М., 1984. . Кон И.С. Психология ранней юности, - М., 1989. . Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 2000. . Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1995. . Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. . Рабочая книга практического психолога./ М.,2001. . Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. . Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Монография / Бодалев А.А. - М., 1997. . Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. . Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб; 2000. . Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос,1999. . Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. - М., 1996.
Приложение Шкал из методики МИС
Шкала 1: закрытость-открытость (14 пунктов) - определяет преобладание одной из двух тенденций: 1) критичность - глубокое осознание себя, внутреннее честность и открытость. 2) конфликтность, мотивация одобрения - поверхностное проникновение в себя, защитное отношение к себе. Шкала 2: самоуверенность (14 пунктов) - определяет отношение к себе как уверенной, самостоятельной, волевой и надежной личности. Высокие значения - самоуверенность, низкие - неудовлетворенность, ощущение своей слабости, социальная приспособляемость. Шкала 3: саморуководство (12 пунктов) - отражает представление о том, что основным источником активности является сам человек. Шкала 4: самоотношение к себе (отраженное) (11 пунктов) - отражает представление человека о том, что его личность, характер, деятельность способы вызвать уважительную симпатию у других и наоборот. Шкала 5: самоценность (14 пунктов) - ощущение ценности собственной личности, эмоциональная оценка себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызвать у других глубокое чувство. Шкала 6: самопринятие (12 пунктов) - отражает чувство симпатии к себе, принятие себя таким, какой есть, одобрение своих поступков, планов, желаний и принятие недостатков. Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов) - определяет желание и нежелание меняться по отношению к собственному состоянию, отражает ригидность «Я-концепции». Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов) - отражает внутренние конфликты, сомнения, несогласие с собой, тенденция к самокопанию и рефлексии на общем негативном фоне. Шкала 9: самообвинение (10 пунктов) - отражает интропонятийность, отрицательные эмоции к своему образу «Я».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|