Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витамины и витаминные препараты




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

По дисциплине: Фармакология

Для специальности: Сестринское дело

Тема: Витаминные препараты

Курс ________II_________________________________________________

Группа __211,212_________________________________________________

Продолжительность занятия_____________________2 ч.______________

Место проведения: Лекционная аудитория

Преподаватель: Рубан Татьяна Леонидовна

Цели занятия: Изучить классификацию и фармакологическое действие витаминных препаратов.

Студент должен:

1. Осваивать ПК, соответствующие основному виду профессиональной деятельности: ПК 2.1; 2.3; 2.4

Уметь: пользуясь справочной литературой дать рекомендации по правильному применению назначенных витаминных препаратов.

Знать: Классификацию механизм, принципы комбинирования и особенности действия витаминных препаратов.

Формирование ОК: ОК-1; ОК-4

Ход занятия: Время:

Оценка базового уровня знаний 10 мин
Изложение материала лекции 70 мин
Вопросы по теме лекции и домашнее задание 10 мин

Предварительный контроль (форма и методы): Устный опрос

Заключительный контроль (форма и методы): Устный опрос по материалу лекции

Материально-техническое и методическое оснащение темы

Наименование Количество Имеется
Медиапроектор для представления презентаций 1 шт. 1 шт.

 

Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Работа малыми группами 2-4 человека

Подготовка и проведение беседы с пациентами на темы:

1. Лекарственные растения – источники витаминов.

2. Как правильно принимать витамины.

3. Почему витамины не относят к питательным веществам? Зачем нужны «аптечные» витамины.

4. В каких продуктах содержатся витамины?

 

Сестринское дело

Витамины и витаминные препараты

 

План лекции

1. Из истории открытия витаминов.

2. Избыток и недостаток витаминов (гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз)

3. Необходимость и правила приема витаминных препаратов.

4. Классификация витаминов.

А) Водорастворимые

Б) Жирорастворимые

С древних времен известна важность некоторых продуктов для предотвращения определенных видов болезней. Распространенной болезнью в Эпоху географических открытий была цинга. Это было связано с тем, что мореплаватели, отправляясь в длительные путешествия, брали с собой продукты длительного хранения (а в них содержится мало вит.С). В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд ставил эксперимент на больных цингой матросах, вводя в их рацион различные кислые продукты. Именно он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. Дж.Кук используя работы Линдта ввел в корабельный рацион лимонный сок, кислую капусту и солодовое сусло. Русские моряки спасались от цинги хвойным отваром.

Ник.Ив. Лунин ставил опыты на мышах: он скармливал мышам по отдельности все известные пищевые элементы: воду, белки, жиры, соли и углеводы. Мыши погибали. Лунин сделал вывод, что для сохранения и поддержания жизни помимо известных уже питательных веществ, необходимы еще и другие, дополнительные вещества. (1880г.) В 1911 г. Казимиром Функом был выделен кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат назвали«Витамайн» от лат. Vita – жизнь и англ. Amine-азотсодержащие соединения. В 1920 году был открыт и описан витамин С, не содержащий аминового компонента. Тогда из слова «Витамайн (Vitamine)» было предложено убрать лишнюю букву и получился современный термин «Витамин».

С момента открытия витаминов отношение к ним менялось. Первоначально их стали широко применять для лечения и профилактики авитаминозов (цинга, рахит, бери-бери, ксерофтальмия и др.). Был период, когда считали, что витамины принимать необязательно, достаточно хорошо питаться. В настоящее время в связи с изменением характера питания вновь возрос интерес к витаминам.

Витамины – различные по структуре и происхождению низкомолекулярные органические вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии. Они принимают участие в обменных процессах. (Витамины являются составной частью около 150 ферментов (коферменты), которые выполняют роль катализаторов химических процессов в организме. Витамины помогают нам: а) получить энергию из пищи, б) восстанавливать наши клетки и ткани (мышцы, кожу, волосы, кости, нервную ткань и др.), в) сохранять сопротивляемость к болезням, г) улучшать самочувствие и общее состояние. Витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием. При определенных условиях в организме могут развиваться:

Авитаминоз – патологическое состояние развивающееся при полном прекращении поступления витамина, не синтезируемого в организме = полное отсутствие витаминов.

Гиповитаминоз – болезненное состояние, связанное с недостатком витаминов, ухудшение общего самочувствия, усталость, потеря аппетита, слабость, расстройство сна, снижение работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, проблемы с кожей, костями и др.

В большинстве случаев имеет место полигипоавитаминоз.

В зависимости от причин можно выделить экзогенные и эндогенные гиповитаминозы.

Причины экзогенного гиповитаминоза: Недостаточное поступление с пищей:

а) низкое содержание витаминов в пище.

б) несбалансированное питание – избыток животной или растительной пищи

в) разрушение при длительном или неправильном хранении (влажность, УФ, О2, Т0, соль, метал) (яблоки весной, зелень 4-5 часов – 50%, лимоны 3-4 месяца ↓ 70%)

г) неправильная кулинарная обработка (овощи в горячую воду с закрытой крышкой, не чистить заранее)

Причины эндогенного гиповитаминоза:

• Нарушение всасываемости витаминов при заболевании ЖКТ (гастриты, недостаток желчи – жирорастворимые витамины, глистные инвазии)

• Отсутствие в кишечнике достаточного количества сапрофитной микрофлоры (дисбактериоз)

• Длительное применение некоторых лек. препаратов (слабительных, противотуберкулезных, АБ, сульфаниламидов)

АБ → дисбактериоз

• Повышенная потребность организма:

А) интенсивный рост

Б) беременность, лактация

В) повышенные нервно-психические нагрузки

Г) инфекционные заболевания

Д) период выздоровления после продолжительной болезни

Е) острые простудные заболевания или хроническая патология

Ж) адаптация к экстремальным факторам

З) пожилые люди.

• Разные факторы:

А) курение (1 сигарета – 25% вит. С, Е, бета-каротина, у курильщиков меньше на 40%)

Б) алкоголь (гр. В)

В) районы с плохой экологией

Г) пероральные контрацептивы (В6, В2, Вс)

Д) вегетарианство (В12)

Е) повышенное выведение витаминов из организма

Ж) интоксикации

Гипервитаминозы – также не желательны. Наиболее опасен избыток жирорастворимых витаминов (отравление витаминами).

Правила приема витаминов

А) Витамины нужны организму ежедневно, их нельзя принимать про запас. Организм возьмет то, что нужно сегодня, а весь избыток выведет с мочой → регулярный прием.

Б) Организму требуются не отдельные витамины, а весь комплекс

В) Витамины не принимают однократно, должен быть курсовой прием

Г) Витамины – органические вещества, поэтому они лучше усваиваются при одновременном приеме с пищей. Их следует принимать сразу после еды, лучше в конце самой сытной трапезы в первой половине дня, если нет других показаний в инструкции.

Д) Если таблетка содержит 100% витаминов о суточной потребности, препарат можно принимать через день (дефицит витаминов у нас – 50%).

Дозирование: Активность водорастворимых витаминов измеряется в мг и мкг, а жирорастворимых в МЕ. (МЕ (международная единица) — в фармакологии это единица измерения количества вещества, основанная на биологической активности. Используется для витаминов, гормонов, некоторых лекарств, вакцин, составляющих крови и подобных биологически активных веществ. Несмотря на название, МЕ не является частью международной системы измерения СИ.

Точное определение одной МЕ различается для различных веществ и установлено международным соглашением. Комитет биологической стандартизации при Всемирной организации здравоохранения предоставляет эталонные заготовки определенных веществ, (произвольно) устанавливает количество единиц МЕ содержащихся в них, и определяет биологические процедуры для сравнения других заготовок с эталонными. Целью таких процедур является то, чтобы различные заготовки, имеющие одинаковую биологическую активность, содержали равное количество единиц МЕ.

Для некоторых веществ со временем были установлены массовые эквиваленты одной МЕ, и от измерения в этих единицах официально отказались. Однако, единица МЕ всё же может оставаться в широком применении из-за удобства. К примеру, витамин E существует в восьми различных формах, отличающихся своей биологической активностью. Вместо точного указания типа и массы витамина в заготовке, иногда удобно просто указать его количество в МЕ.

Массовые эквиваленты 1 МЕ для некоторых веществ:

1 МЕ витамина A: биологический эквивалент 0,3 мкг ретинола, или 0,6 мкг β-каротина

1 МЕ витамина C: 50 мкг аскорбиновой кислоты

1 МЕ витамина D: биологический эквивалент 0,025 мкг холе- или эргокальциферола

1 МЕ витамина E: биологический эквивалент 2/3 мг d-α-токоферола или 1 мг ацетата dl-α-токоферола

1 МЕ инсулина: биологический эквивалент 45,5 мкг чистого кристаллического инсулина (точно 1/22 мг))

Суточная потребность – количество витаминов на сутки, выражается в мг или мкг. Суточная потребность зависит от возраста, пола, физического состояния, места проживания, различных обстоятельств (условия быта, интенсивность труда, физической нагрузки, наличие стрессов и другое).

Лекарственные препараты содержат различные дозы витаминов:

А) для профилактики гиповитаминозов – дозы близкие к суточной потребности

Б) для лечения гиповитаминозов и адаптации к экстремальным воздействиям – превышают суточную потребность – в 3-5 раз

В) лечение различных заболеваниях, не связанных с гиповитаминозами (атеросклероз, нервные болезни, дерматология, офтальмология и др.) – дозы в 10-100 раз больше суточного потребления. Это неспецифическое лечебное действие.

 

Классификация витаминов

Водорастворимые витамины Жирорастворимые витамины Витаминоподобные соединения
Тиамин (витамин В1) Рибофлавин (витамин В2) Ниацин (никотиновая кислота, витамин РР или В3) Пиридоксин (витамин В6) Цианкобаламин (витамин В12) Фолацин (фолиевая кислота, В9) Пантотеновая кислота (витамин В5) Биотин (витамин Н) Аскорбиновая кислота (витамин С) Ретинол (витамин А) Кальциферолы (витамин D) Токоферолы (витамин Е) Филлохиноны (витамин К) Биофлавоноиды (витамин Р) Пангамовая кислота (витамин В15) Парааминобензойная кислота (витамин H1) Оротовая кислота (витамин B13) Холин (витамин В4) Инозит (витамин В8) Метилметионинсульфоний (витамин U) Липоевая кислота Карнитин (витамин В Т)

 

Водорастворимые витамины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...