Витамины и витаминные препараты
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ По дисциплине: Фармакология Для специальности: Сестринское дело Тема: Витаминные препараты Курс ________II_________________________________________________ Группа __211,212_________________________________________________ Продолжительность занятия_____________________2 ч.______________ Место проведения: Лекционная аудитория Преподаватель: Рубан Татьяна Леонидовна Цели занятия: Изучить классификацию и фармакологическое действие витаминных препаратов. Студент должен: 1. Осваивать ПК, соответствующие основному виду профессиональной деятельности: ПК 2.1; 2.3; 2.4 Уметь: пользуясь справочной литературой дать рекомендации по правильному применению назначенных витаминных препаратов. Знать: Классификацию механизм, принципы комбинирования и особенности действия витаминных препаратов. Формирование ОК: ОК-1; ОК-4 Ход занятия: Время:
Предварительный контроль (форма и методы): Устный опрос Заключительный контроль (форма и методы): Устный опрос по материалу лекции Материально-техническое и методическое оснащение темы
Виды самостоятельной внеаудиторной работы: Работа малыми группами 2-4 человека Подготовка и проведение беседы с пациентами на темы: 1. Лекарственные растения – источники витаминов. 2. Как правильно принимать витамины. 3. Почему витамины не относят к питательным веществам? Зачем нужны «аптечные» витамины. 4. В каких продуктах содержатся витамины?
Сестринское дело Витамины и витаминные препараты
План лекции 1. Из истории открытия витаминов. 2. Избыток и недостаток витаминов (гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз) 3. Необходимость и правила приема витаминных препаратов. 4. Классификация витаминов. А) Водорастворимые Б) Жирорастворимые С древних времен известна важность некоторых продуктов для предотвращения определенных видов болезней. Распространенной болезнью в Эпоху географических открытий была цинга. Это было связано с тем, что мореплаватели, отправляясь в длительные путешествия, брали с собой продукты длительного хранения (а в них содержится мало вит.С). В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд ставил эксперимент на больных цингой матросах, вводя в их рацион различные кислые продукты. Именно он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. Дж.Кук используя работы Линдта ввел в корабельный рацион лимонный сок, кислую капусту и солодовое сусло. Русские моряки спасались от цинги хвойным отваром. Ник.Ив. Лунин ставил опыты на мышах: он скармливал мышам по отдельности все известные пищевые элементы: воду, белки, жиры, соли и углеводы. Мыши погибали. Лунин сделал вывод, что для сохранения и поддержания жизни помимо известных уже питательных веществ, необходимы еще и другие, дополнительные вещества. (1880г.) В 1911 г. Казимиром Функом был выделен кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат назвали«Витамайн» от лат. Vita – жизнь и англ. Amine-азотсодержащие соединения. В 1920 году был открыт и описан витамин С, не содержащий аминового компонента. Тогда из слова «Витамайн (Vitamine)» было предложено убрать лишнюю букву и получился современный термин «Витамин». С момента открытия витаминов отношение к ним менялось. Первоначально их стали широко применять для лечения и профилактики авитаминозов (цинга, рахит, бери-бери, ксерофтальмия и др.). Был период, когда считали, что витамины принимать необязательно, достаточно хорошо питаться. В настоящее время в связи с изменением характера питания вновь возрос интерес к витаминам.
Витамины – различные по структуре и происхождению низкомолекулярные органические вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии. Они принимают участие в обменных процессах. (Витамины являются составной частью около 150 ферментов (коферменты), которые выполняют роль катализаторов химических процессов в организме. Витамины помогают нам: а) получить энергию из пищи, б) восстанавливать наши клетки и ткани (мышцы, кожу, волосы, кости, нервную ткань и др.), в) сохранять сопротивляемость к болезням, г) улучшать самочувствие и общее состояние. Витамины проявляют себя не своим присутствием, а своим отсутствием. При определенных условиях в организме могут развиваться: Авитаминоз – патологическое состояние развивающееся при полном прекращении поступления витамина, не синтезируемого в организме = полное отсутствие витаминов. Гиповитаминоз – болезненное состояние, связанное с недостатком витаминов, ухудшение общего самочувствия, усталость, потеря аппетита, слабость, расстройство сна, снижение работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, проблемы с кожей, костями и др. В большинстве случаев имеет место полигипоавитаминоз. В зависимости от причин можно выделить экзогенные и эндогенные гиповитаминозы. Причины экзогенного гиповитаминоза: Недостаточное поступление с пищей: а) низкое содержание витаминов в пище. б) несбалансированное питание – избыток животной или растительной пищи в) разрушение при длительном или неправильном хранении (влажность, УФ, О2, Т0, соль, метал) (яблоки весной, зелень 4-5 часов – 50%, лимоны 3-4 месяца ↓ 70%) г) неправильная кулинарная обработка (овощи в горячую воду с закрытой крышкой, не чистить заранее) Причины эндогенного гиповитаминоза: • Нарушение всасываемости витаминов при заболевании ЖКТ (гастриты, недостаток желчи – жирорастворимые витамины, глистные инвазии) • Отсутствие в кишечнике достаточного количества сапрофитной микрофлоры (дисбактериоз)
• Длительное применение некоторых лек. препаратов (слабительных, противотуберкулезных, АБ, сульфаниламидов) АБ → дисбактериоз • Повышенная потребность организма: А) интенсивный рост Б) беременность, лактация В) повышенные нервно-психические нагрузки Г) инфекционные заболевания Д) период выздоровления после продолжительной болезни Е) острые простудные заболевания или хроническая патология Ж) адаптация к экстремальным факторам З) пожилые люди. • Разные факторы: А) курение (1 сигарета – 25% вит. С, Е, бета-каротина, у курильщиков меньше на 40%) Б) алкоголь (гр. В) В) районы с плохой экологией Г) пероральные контрацептивы (В6, В2, Вс) Д) вегетарианство (В12) Е) повышенное выведение витаминов из организма Ж) интоксикации Гипервитаминозы – также не желательны. Наиболее опасен избыток жирорастворимых витаминов (отравление витаминами). Правила приема витаминов А) Витамины нужны организму ежедневно, их нельзя принимать про запас. Организм возьмет то, что нужно сегодня, а весь избыток выведет с мочой → регулярный прием. Б) Организму требуются не отдельные витамины, а весь комплекс В) Витамины не принимают однократно, должен быть курсовой прием Г) Витамины – органические вещества, поэтому они лучше усваиваются при одновременном приеме с пищей. Их следует принимать сразу после еды, лучше в конце самой сытной трапезы в первой половине дня, если нет других показаний в инструкции. Д) Если таблетка содержит 100% витаминов о суточной потребности, препарат можно принимать через день (дефицит витаминов у нас – 50%). Дозирование: Активность водорастворимых витаминов измеряется в мг и мкг, а жирорастворимых в МЕ. (МЕ (международная единица) — в фармакологии это единица измерения количества вещества, основанная на биологической активности. Используется для витаминов, гормонов, некоторых лекарств, вакцин, составляющих крови и подобных биологически активных веществ. Несмотря на название, МЕ не является частью международной системы измерения СИ.
Точное определение одной МЕ различается для различных веществ и установлено международным соглашением. Комитет биологической стандартизации при Всемирной организации здравоохранения предоставляет эталонные заготовки определенных веществ, (произвольно) устанавливает количество единиц МЕ содержащихся в них, и определяет биологические процедуры для сравнения других заготовок с эталонными. Целью таких процедур является то, чтобы различные заготовки, имеющие одинаковую биологическую активность, содержали равное количество единиц МЕ. Для некоторых веществ со временем были установлены массовые эквиваленты одной МЕ, и от измерения в этих единицах официально отказались. Однако, единица МЕ всё же может оставаться в широком применении из-за удобства. К примеру, витамин E существует в восьми различных формах, отличающихся своей биологической активностью. Вместо точного указания типа и массы витамина в заготовке, иногда удобно просто указать его количество в МЕ. Массовые эквиваленты 1 МЕ для некоторых веществ: 1 МЕ витамина A: биологический эквивалент 0,3 мкг ретинола, или 0,6 мкг β-каротина 1 МЕ витамина C: 50 мкг аскорбиновой кислоты 1 МЕ витамина D: биологический эквивалент 0,025 мкг холе- или эргокальциферола 1 МЕ витамина E: биологический эквивалент 2/3 мг d-α-токоферола или 1 мг ацетата dl-α-токоферола 1 МЕ инсулина: биологический эквивалент 45,5 мкг чистого кристаллического инсулина (точно 1/22 мг)) Суточная потребность – количество витаминов на сутки, выражается в мг или мкг. Суточная потребность зависит от возраста, пола, физического состояния, места проживания, различных обстоятельств (условия быта, интенсивность труда, физической нагрузки, наличие стрессов и другое). Лекарственные препараты содержат различные дозы витаминов: А) для профилактики гиповитаминозов – дозы близкие к суточной потребности Б) для лечения гиповитаминозов и адаптации к экстремальным воздействиям – превышают суточную потребность – в 3-5 раз В) лечение различных заболеваниях, не связанных с гиповитаминозами (атеросклероз, нервные болезни, дерматология, офтальмология и др.) – дозы в 10-100 раз больше суточного потребления. Это неспецифическое лечебное действие.
Классификация витаминов
Водорастворимые витамины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|