Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аксиологические (коммуникативные) компетенции




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Прекурсоры и наркотические средства»

Специальности – 6 М110400 – «Фармация»

 

Курс – первый Семестр – второй

 

Объем учебных часов (кредитов) – 150 часов(2)

 

Форма контроля – экзамен

 

 

Алматы 2014

 

 

Рабочая программа составлена на основании Образовательной программы по специальности «Фармация» и на оснований Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 2012 года № 1080 – Государственный общеобязательный стандарт высшего образования.

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании модуля «Фармацевт-токсиколог»

от «____» ____________ 2014 г., протокол № ____.

Руководитель модуля, к.х.н. Балпанова Д. Т.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании КОП Фармации

от «____» __________ 2014 г., протокол № _______.

Председатель КОП Г.М. Кадырбаева Г.М.

Одобрено Методическим Советом КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

от «_____» ____________ 2014 г., протокол №_____.

Председатель совета, профессор Тулебаев К.А.

Общие сведения

Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет

имени С.Д. Асфендиярова

Модуль: «Фармацевт-токсиколог»

Дисциплина: «Прекурсоры и наркотические средства»

Специальность: 6М110400 «Фармация»

Объем учебных часов (кредитов): 150 часов (2 кредит)

Курс: первый

Семестр: первый

ПРОГРАММА

Введение.

Широкое распространение наркомании в странах Центральной Азии и в Казахстане, а также практика кустарного изготовления психотропных средств в нелегальных условиях предполагает актуальным изучение прекурсоров и других химических веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических и психотропных веществ. Вещества наркотического действия (наркотические вещества, наркотики) – это вещества или лекарственные средства разных химических классов, способные оказывать специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на центральную нервную систему, имеющие широкое немедицинское применение, законодательно включенные в список наркотических веществ.

В литературе используется также термин «психотропные» вещества, способные давать психотропные эффекты – эйфорию, возбуждение, галлюцинации, седацию, сон. Понятие «прекурсоры» включает в себя группу веществ, используемых для нелегального изготовления наркотических средств, отдельные представители которых входит в номенклатуру лекарственных средств. Например, калия перманганат, диэтиловый эфир, хлороформ, кислоты уксусная, лизергиновая и др. В связи с этим фармацевты не должны допускать использования учреждений аптечной сети в источник приобретения средств для изготовления наркотических и других психотропных средств

По официальным статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК, на 1 июля 2012г. в Казахстане зарегистрировано свыше 44 тыс. потребителей наркотических средств. В связи с этим созданы региональные программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2012-2016гг. 26 июня установлен как Международный день борьбы с наркоманией.

Данная дисциплина занимается изучением химических и физиологических механизмов действия прекурсоров, а также продуктов их метаболитов; методов изолирования, идентификации и количественного определения в различных биообъектах.

В комплексе фармацевтических наук дисциплина «Прекурсоры и наркотические средства» занимает особое положение, как дисциплина имеющее общеобразовательное и воспитательное значение, способствующему формированию здорового образа жизни каждого члена общества.

Программа включает изучение разных направлений данной современной дисциплины и рассматривает вопросы этих направлений по трем основным разделам биохимической, аналитической и социальной.

2.2 Цель дисциплины:

1.Формировать у учащихся знания физико-химических. фармакологических свойств прекурсоров и наркотических средство а также методов их химико-токсикологического анализа.

2. Формировать у магистрантов практические навыки работы по овладению техникой и методами обнаружения и количественного определения веществ, применяемых для незаконного изготовления наркотиков.

3.Формировать у магистрантов потребность постоянного повышения профессиональной квалификации путем самообразования, в связи с ростом численности психотропных веществ.

4. Формировать коммуникативные навыки у обучаемого, путем работы в группах и парах и нахождения общих решений при решении ситуационных задач.

5. Формирование правовой компетенции – знание правил хранения, отпуска веществ отнесенных к прекурсорам и наркотикам. (статья 12 Международной конвенции ООН по незаконному применению наркотических средств и психотропных веществ, основные правовые документы, регламентирующие проведение ХТА:, закон РК «О судебной экспертизе» и «Инструкция о порядке организации и производства судебно-медицинской экспертизы», от «20» мая 2010 года №368

2.3 Задачи обучения:

· ознакомить магистрантов с основными теоретическими положениями, принципами, порядке организации, проведения химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики прекурсоров и наркотических веществ, в соответствии с действующим законодательством;

· ознакомить магистрантов с физико-химическими свойствами, токсикодинамикой и токсикокинетикой прекурсоров, наркотических веществ и их метаболитов;

· ознакомить магистрантов с методологией проведения химико-токсикологического анализа прекурсоров на этапах химико-токсикологической экспертизы и аналитической диагностики наркоманий;

· сформировать у магистрантов умения и навыки проведения химико-токсикологического анализа прекурсоров и наркотических средств в соответствии с принципами и требованиями GLP.

2.4 Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знания) :

· организационно-правовые, юридические и методологические основы проведения химико-токсикологической экспертизы прекурсоров и наркотических средств;

· современную номенклатуру и классификацию прекурсоров и наркотических средств, их физико-химические характеристики;

· методологию системного химико-токсикологического анализа на основе принципов GLP;

· современные физические, химические и физико-химические методы, используемые в химико-токсикологическом анализе;

· особенности химико-токсикологического анализа наркотических средств и прекурсоров. Освидетельствование живых лиц на предмет потребления наркотических и одурманивающих веществ;

· общие принципы и методы (алгоритмы) детоксикации при отравлении прекурсорами и наркотических средств различных групп.

2.5 Формирование операционных навыков:

· самостоятельно работать со специальной литературой, вести поиск для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и приложения, конкретно применяемые в решении задач химико-токсикологической экспертизы);

· проводить химико-токсикологические исследования вещественных доказательств на различные прекурсоры и наркотики в биологических объектах с применением комплекса современных физико-химических и химических методов анализа;

· осуществлять аналитическую диагностику прекурсоров с учетом особенностей проведения химико-токсикологического анализа в условиях оказания экстренной медицинской помощи больным наркотическими отравлениями;

· осуществлять аналитическую диагностику средств, применяемых для незаконного изготовления наркотических, психотропных и других токсических веществ.

· интерпретировать результаты химико-токсикологического анализа применительно к исследованию биологических объектов, учитывая процессы биотрансформации прекурсоров и наркотических средств с учетом возможности чувствительности аналитических методов исследования;

· документировать проведение лабораторных и экспертных исследований, составлять экспертное заключение.

Аксиологические (коммуникативные) компетенции

· формировать у магистрантов знаний об основных принципах, порядке организации, проведения химико-токсикологического анализа (экспертизы) и аналитической диагностики острых (хронических) отравлений, в соответствии с действующим законодательством;

· формировать у магистрантов практические умения и навыки проведения химико-токсикологического анализа ядовитых веществ в соответствии с принципами и требованиями GLP.

· формировать и развивать у магистрантов коммуникативные навыки общения с коллегами и представителями органов правосудия.

· формировать у магистрантов потребность постоянного повышения профессиональной квалификации путем самообразования.

2.7 Правовые компетенции: Формирование правовой компетенции учащихся путем самостоятельного изучения юридических документов:

· Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

· Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

· Уголовный кодекс Республики Казахстан

· Закон Республики Казахстан «О экспертизе»

· Инструкция о порядке производства судебно-медицинской экспертизы

· Приказы, инструктивные материалы МЗ РК.

2.8 Компетенции непрерывного обучения и самообразования: Проводится в виде:

· Работ с литературой,Интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях

· Подготовкиа презентаций и тематических рефератов, докладов, иллюстративного материала и т.д.

 

2.9 Пререквизиты дисциплины: аналитическая и органическая химия, методы исследования лекарственных средств (модуль «Фармацевт-аналитик»).

3. Постреквизиты дисциплины: практическая деятельность фармацевта.

4. Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических занятий, самостоятельных работ под руководством преподавателя*, самостоятельной работы магистрантов).

1. Тематический план практических занятий

№ п/п Тема Продолжи- тельность занятий
1. Инструктаж по ТБ в химико-токсикологической лаборатории при работе с прекурсорами. Основные правила химико-токсикологической экспертизы прекурсоров. Документы, регламентирующие работу в области химико-токсикологической экспертизы. 2 часа
  2. Закон РК «О наркотических средствах, психотропных веществ, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» № 279 от 10.07. 1998 г.   2 часа
3. Классификация прекурсоров и методы их определения. Аналитическая диагностика наркоманий и токсикоманий. 2 часа
4. Методы определения калия перманганата, используемого при незаконном изготовлении кокаина. Физико-химические свойства. 2 часа
5. Методы определения этилового эфира, толуола, метилэтилкетона, используемые при незаконном изготовлении героина. Физико-химические свойства. Доказательство наличия этилового эфира и других растворителей, применямых пр нелегальном изготовлений наркотических средств в различных биообъектах. 2 часа
6. Методы определения ацетона, используемого при незаконном изготовлении героина. Физико-химические свойства. Качественное и количественное определение. Доказательство наличия ацетона в различных биообъектах. 2 часа
7. Методы определения прекурсоров неорганической природы (серная, соляная кислоты) Доказательство наличия данных кислот в различных биообъектах. 2 часа
8.   Методы определения веществ, используемые при незаконном изготовлении стимуляторов амфетаминового ряда (эфедрин, эфедрон). Выделение фармакологический активных веществ из травы эфедра. 2 часа  
9. Получение кокаина из листьев коки. Технологические процессы. 2 часа
10. Процесс подпольного изготовления героина, исходное сырье и его фармакологически активные вещества 2 часа
11. Процесс нелегального изготовления МДА и МДМА с использованием химических реагентов (сафрол, изосафрол и пиперональ). 2 часа
12. Препараты конопли. Объекты, представляемых на ХТА на каннаабиноиды. 2 часа
13. Психотропные вещества производные фенотиазина. Методы ХТА из биологических объектов. 2 часа
14. Особенности освидетельствование живых лиц на наркотическое и алкогольное опъянение. 2 часа
15. Медицинские препараты, обладающие наркотическими свойствами 2 часа
  Всего часов 30 часов

2. Тематический план самостоятельной работы магистрантов под руководством преподавателя (СРСП)

№ п/п Тема Продолжительность занятий
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по незаконному применению наркотических средств и психотропных веществ, статья 12, и закон РК №279 от 10 июня 1998г. «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими». 2 час
2. Методы определения веществ, используемые при незаконном изготовлении героина (ацетон, уксусная кислота и уксусный ангидрид и хлорангидрид, диэтиловый эфир). Физико-химические свойства. Качественное и количественное определение. Доказательство наличия ацетона и других в различных биообъектах. 2 час
3. Производные амфетаминового ряда («экстази», 3,4– метилендиоксимет-амфетамин (МДМА) и другие вещества, введенные в Список № 1 Конвенции ООН. Методы определения и изолирования 2 часа
  Рубежный контроль 2 часа
  Основные группы наркотических средств. Современные физико-химические и химические методы анализа, используемые в экспертизе наркотических сресдв. 2 часа
6. Особенности отбора образцов и проведения исследований на наркотические вещества и прекурсоры. Интерпретация полученных результатов и решение спорных вопросов. 2 часа
7. Рубежный контроль 2 час
  Всего часов: 14 часов

3. Тематический план самостоятельной работы магистрантов (СРС)

№ п/п Тема Продолжи тельность занятий
  История использования прекурсоров. Направленный анализ на отдельные группы прекурсоров. Доказательство наличия прекурсоров в различных биообъектах исследования. 10 часов
  История использования наркотических веществ опия. Наркотики, подлежащие обязательному ХТА при исследований биологического материала на неизвестный яд. 6 часов
  Химико-токсикологический анализ дистиллятов «летучих» прекурсоров. Основы исследования прекурсоров из биообъектов методами ГХ-МС и ВЭЖХ 7 часов
  Химико-токсикологический анализ на наркотические препараты барбитуровой кислоты и 1,4-бензодиазепинов. 8 часов
5. Вещества с ограничением на употребление в спорте (алкоголь, кофеин, местные анестетики и др.) и методы анализа, применяемые для определения их содержания у спортсменов 5 часов
6. Химико-токсикологический анализ на наркотические препараты опия. Доказательство их нелегального изготовления 10 часов
  Всего часов 46 часа
     

5. Методы обучения и преподавания:

· Практические занятия: работа с информационным материалом, устный опрос, письменный опрос, выполнение практических работ, решение ситуационных задач, работа в малых группах.

· Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП): самостоятельное изучение студентами тем дисциплины при активной консультации преподавателя, дискуссии, презентации.

· Самостоятельная работа студента (СРС): выполнение индивидуальных заданий, реферирование рекомендованной литературы, работа с раздаточным материалом, учебно-исследовательская работа магистрантов, составление глоссариев, подготовка тестов, придумывание кроссвордов

 

6. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

· Текущий контроль: устный опрос, письменный контроль, защита и презентация домашних заданий, тестирование, решение ситуационных задач.

· Рубежный контроль: коллоквиум.

· Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование и устный опрос при несовпадении годовой оценки с экзаменационной.

Примечание:

Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...