Расчет удельной себестоимости и тарифов по категориям грузопереработки
Себестоимость переработки одной тонны груза (удельная себестоимость) и тариф за переработку одной тонны груза (аккордная ставка) рассчитываются для перегрузки определенного груза (группы грузов одного класса и схожих характеристик) одной технологической линией по характерным технологическим схемам прямого и складского вариантов перевалки груза. При прямом варианте перевалки груза в себестоимости по прямым расходам учитываются все трудовые и материально-технические затраты по производству судовых грузовых работ (варианты судно-вагон и обратно, судно-автотранспорт и обратно, судно-судно). При складском варианте перевалки груза в себестоимости по прямым расходам учитываются все трудовые и материально-технические затраты, связанные с производством судовых грузовых работ (варианты судно-склад и обратно), вагонных грузовых работ (варианты вагон-склад и обратно), и/или автотранспортных грузовых работ (варианты автотранспорт-склад и обратно). Тарифы (удельная себестоимость) на перевалку груза по складскому варианту подразделяются на три категории: - первая категория – удельная себестоимость и тариф включают в себя затраты на все виды работ (вариант: вагон-склад-судно и обратно); - вторая категория – варианты: склад-судно и обратно; - третья категория – варианты: вагон-склад и обратно и/или автотранспорт-склад и обратно. Сумма себестоимостей 2-й и 3-й категории равна себестоимости 1-й категории, принимается по заданному грузу в целом. Аналогично и по тарифам за перевалку груза. Для ведения расчетов и оформления работы составить таблицы по каждому грузу по всем категориям как показано в табл.4 методуказаний.
В данной результирующей таблице представлены рассчитанные ранее показатели и исходные данные, которые служат основой для расчета удельной себестоимости и тарифа (аккордной ставки) по категориям грузопереработки заданного груза. Недостающие показатели рассчитать по приведенным формулам и занести результаты расчетов в таблицу. Таблица наглядно представляет состав затрат, включенных в удельную себестоимость грузов по заданному объему грузопереработки. Вписать в табл. 4 по каждой категории проектируемых удельной себестоимости и тарифа на грузопереработку по каждому виду заданного груза: - наиболее характерную технологическую схему по каждой категории переработки заданного груза (схему с наибольшим количеством перевалок и механизмов); - среднюю по варианту работ комплексную норму времени (); - средний по варианту работ коэффициент корректировки норм времени (); - среднее количество человек по варианту работ (); - среднюю по варианту работ норму времени (); - удельную себестоимость рабочей силы (); - удельную себестоимость работы машин и механизмов (Sмех).
Таблица 4 Расчет удельной себестоимости и тарифа (аккордной ставки) за переработку 1 тонны заданного груза (пример)
Далее следует рассчитать по всем категориям переработки заданных грузов:
1. Накладные расходы, приходящиеся на 1 тонну проектируемого грузопотока (Sнакл. Руб./т). К условно-постоянным (накладным) расходам относятся общерайонные и общепортовые трудовые и материально-технические затраты по организации производства погрузо-разгрузочных работ, которые непосредственно не могут быть отнесены на какой-то конкретный груз. На предприятии рассчитывается процентное отношение накладных расходов к прямым нормируемым расходам (себестоимости рабочей силы и машин и механизмов). Процент накладных расходов для заданного проектируемого грузопотока указан в исходных данных курсового проекта (Приложение 2). , (16) где – удельная себестоимость рабочей силы, руб./т; Sмех. – удельная себестоимость машин и механизмов руб./т; kн – коэффициент накладных расходов. Коэффициент накладных расходов определяется по формуле kн = % нр / 100 (17) где % нр – процентное отношение накладных расходов к нормируемым прямым расходам. 2. Отчисления в фонды от заработной платы в составе себестоимости (Sн.о., руб./т). Общий процент отчислений в фонды от заработной платы докеров-механизаторов – 26,6% задан в исходных данных. Он включает в себя: - отчисления в ФСС (фонд социального страхования) – 3,2%; - отчисления в ПФ (пенсионный фонд) – 20,0%; - отчисления в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) – 2,8%; - отчисления на страхование от несчастных случаев – 0,6%. (18) где kн.о. – коэффициент отчислений в составе себестоимости. Коэффициент отчислений в составе себестоимости определяется по формуле: kн.о. = % отчислений / 100,(19) 3. Удельные средние прочие расходы в составе себестоимости (Sпр, руб./т) (крепление груза, зачистка и мытье вагонов, погрузка, укладка и выгрузка сепарации и др.) указаны в исходных данных (Приложение 2). 4. Проектируемая удельная себестоимость переработки 1 тонны заданного груза по прямому варианту и вариантам 2-й и 3-й категорий (S, руб./т) определяется по формуле: , (20) где – удельная себестоимость затрат по использованию рабочей силы по заданному варианту, руб./т;
Sмех – удельная себестоимость машин и механизмов при переработке 1 тонны груза по заданному варианту работ, руб./т; Sнакл – удельные накладные расходы при переработке 1 тонны груза по заданному варианту работ, руб./т; Sн.о. – удельные отчисления в фонды от заработной платы докеров-механизаторов, руб./т; Sпроч. – удельные средние прочие расходы в составе себестоимости, руб./т. 5. Удельная себестоимость при переработке грузов по вариантам 1-й категории определяется сложением удельных себестоимостей по переработке грузов 2-й и 3-й категорий. 6. Тариф (аккордная ставка) (А, руб./т) за переработку 1 тонны заданного груза по прямому варианту и вариантам 2-й и 3-й категорий определяется по формуле: А = S × kп.н., (21) где S – удельная себестоимость переработки 1 тонны заданного груза, руб./т; kп.н. – коэффициент плановых накоплений. Коэффициент плановых накоплений определяется по формуле: kп.н. = (% прибыли / 100) + 1,(22) где % прибыли – процент прибыли к расчетной себестоимости, устанавливается с учетом спроса на работы и услуги порта, с ограничением его предельного значения (до 50%), т.е. kп.н.≤ 50%. Процент плановых накоплений задан в исходных данных (Приложение 2). 7. Тариф (аккордная ставка) при переработке грузов по вариантам 1-й категории определяется как сумма тарифов 2-й и 3-й категорий.
3.3. Расчет экономических показателей переработки заданных грузов по прямому и складскому вариантам перевалки К экономическим показателям, характеризующим эффективность проектируемого грузопотока и влияющим на формирование грузовой базы порта относятся себестоимость, затраты, доходы, прибыль, рентабельность, удельная прибыль в расчете на 1 тонну переработанного груза и один человеко-час, необходимый для переработки заданного груза. Экономические показатели для прямого и складского вариантов перевалки рассчитываются по следующим формулам: 1. Эксплуатационные расходы (Rэ, руб.): Rэ = S × Q, (23) где S – удельная себестоимость переработки заданного груза, руб./т; Q – проектируемое количество груза, физ.т.
2. Доходы от грузопереработки проектируемого грузопотока (Д, руб.): Д = А × Q, (24) где А – тариф на перевалку 1 тонны заданного груза, руб./т; Q – проектируемое количество груза, физ.т. 3. Прибыль от грузопереработки проектируемого грузопотока (П, руб.): П = Д – Rэ (25) 4. Удельная прибыль (прибыль, приходящаяся на 1 тонну проектируемого грузопотока) (): , (26) где П – прибыль от грузопереработки проектируемого грузопотока, руб.; Q – проектируемое количество груза, физ.т. 5. Удельная прибыль (прибыль, приходящаяся на 1 человеко-час трудозатрат, необходимых для переработки заданного базового грузопотока (, руб./чел.-час.): , (27) где П – прибыль от переработки проектируемого грузопотока по прямому или складскому вариантам, руб.; – количество человеко-часов, необходимых для переработки проектируемого грузопотока по заданным вариантам (прямому и складскому) (табл. 2). В п. 3.2.4. рассчитана удельная себестоимость переработки базового объема проектируемого грузопотока по двум заданным грузам при заданном базовом объеме (Qбаз) равном 20000 т по прямому варианту и 20000 т по складскому варианту. Так как целью курсового проекта является выбор и обоснование наиболее эффективного для порта груза и объема его грузопереработки, необходимо рассчитать для каждого заданного вида груза экономические показатели по базовому объему грузопотоков Q1 = 20000 т и при увеличении объемов грузопотоков с базовых 20000 т до 42000 т по прямому и складскому вариантам грузопереработки. При возрастающем грузопотоке: , (28) где баз – сумма человеко-часов трудозатрат по всем вариантам, входящим в складской вариант, или по прямому варианту, чел-час; Qбаз – базовый грузопоток по прямому и складскому вариантам, тн; Qn – количество груза на каждом шаге n = 20000 тн при возрастающем грузопотоке (22000 т, 24000 т, 26000 т и т.д. до 42000 т). В удельную себестоимость переработки груза включены условно-постоянные (накладные) расходы. В них входят расходы, сокращающиеся при увеличении объема грузопереработки (заработная плата с отчислениями всего персонала порта, зарплата которых не относится к прямым расходам, амортизация имущества, арендная плата за причалы и др. расходы общепортового значения) и возрастающие при увеличении объема грузопереработки накладные расходы (заработная плата с отчислениями дополнительно привлекаемого для освоения возрастающего грузопотока персонала, затраты и ремонт дополнительно используемого перегрузочного оборудования и часть операционных расходов). Таким образом, удельные накладные расходы при увеличении грузопотока ( накл) можно рассчитать по следующей формуле:
, (29) где накл.сокр. – удельные накладные расходы, сокращающиеся при увеличении грузопотока, руб./т; накл.возр. – удельные накладные расходы, возрастающие при увеличении грузопотока, руб./т; rнакл.сокр – удельные накладные расходы, сокращающиеся при увеличении грузопотока в базовом грузопотоке, руб./т; rнакл.возр . – удельные накладные расходы в базовом грузопотоке, возрастающие при увеличении грузопотока в базовом грузопотоке, руб./т; kq – коэффициент, характеризующий соотношение увеличенного объема грузопереработки к базовому. kq > 1 (в базовом варианте kq =1). В исходных данных (Приложение 2) приведены процентные доли в базовых удельных накладных расходах, сокращающихся и возрастающих при увеличении грузопотока частей накладных расходов. kq определяется при каждом шаге увеличения грузопотока: , (30) где kq – коэффициент, характеризующий соотношение увеличенного объема грузопереработки к базовому при каждом шаге (шаг n=2000 т); Qn – объем грузопереработки при каждом шаге, т; Q – базовый объем грузопотока, тн (20000 т). Удельная себестоимость переработки груза при возрастании грузопотока определяется по каждому шагу расчета по формуле: , (31) где S – удельная себестоимость переработки заданного груза в базовом варианте проектируемого грузопотока, руб./т; rнакл. – удельные накладные расходы по базовому грузопотоку, руб./т; – удельные накладные расходы по возрастающему грузопотоку при каждом шаге от 20000 т до 42000 т. Рассчитать для каждого заданного вида груза по прямому и складскому вариантам работ при возрастающем с 20000 т до 40000 т грузопотоке при шаге расчета n=2000 т, следующие экономические показатели: 1. Удельные накладные расходы. 2. Удельную себестоимость грузопереработки, руб./т. 3. Эксплуатационные расходы, руб. 4. Тариф (аккордную ставку) руб./т. 5. Доходы, руб. 6. Прибыль, руб. 7. Удельную прибыль, руб./т. 8. Рентабельность, %. 9. Удельную прибыль, приходящуюся на 1 человеко-час трудозатрат, необходимых для перевалки заданного грузопотока, руб./чел.-час. Результаты расчетов свести в результирующую табл. 5 «Расчет экономических показателей при переработке проектируемого грузопотока».
Таблица 5 Расчет экономических показателей при переработке проектируемого грузопотока
Построить графики зависимости от объема грузопереработки при возрастании грузопотока: 1. Удельных накладных расходов ( накл, накл.сокр. и накл.возр). 2. Удельной себестоимости грузопереработки. 3. Эксплуатационных расходов. 4. Тарифа (аккордной ставки). 5. Доходов. 6. Прибыли. 7. Удельной прибыли на 1 тонну грузопереработки. 8. Удельной прибыли на 1 человеко-час трудозатрат. Проанализировать полученные результаты по каждому виду заданного груза. Отметить: 1. Долю накладных расходов в себестоимости. 2. Влияние накладных расходов на себестоимость, тариф, расходы, доходы, прибыль, удельные показатели прибыли. 3. Отметить влияние сокращающейся и возрастающей части накладных расходов. 4. Проанализировать изменение всех показателей по мере возрастания грузопотока, отметить тенденции изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|