Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом)




4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) /без лекционного материала/

Наименование раздела дисциплины Содержание
1. Раздел 1. Введение в курс
 
Темы практических/семинарских занятий
1.1 Практическое занятие 1. Тема 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность Вопросы: 1. Психодиагностика. Определения. 2. Предмет, объект и задачи психодиагностики. 3. Диагностические признаки и категории 4. Диагностическое исследование и обследование. Понятие. Различение задач. 5. Психологический диагноз. Понятие. Типология. 6. Психодиагностический профиль. Понятие. Типология. 7. Типы психодиагностических ситуаций. 8. Сферы применения психодиагностики. 9. Современное состояние, перспективы развития, нерешённые проблемы психодиагностики.
2. Раздел 2. Психометрические основы и измерения в психодиагностике
 
Темы практических/семинарских занятий
2.1 Практическое занятие 2. Тема 5. Психометрические основы психодиагностики Вопросы: 1. Стандартизация методик. Этапы. Выборка стандартизации, правила её подбора. Генеральная и специфическая популяции. 2. Статистическая норма. Возрастная норма. 3. Надёжность психодиагностических методик: её виды, способы установления. 4. Валидность психодиагностических методик: её виды, способы установления. 5. Достоверность психодиагностических методик и приёмы её обеспечения.
3. Раздел 3. Методика проведения психодиагностического исследования
 
     
Темы практических/семинарских занятий
3.1 Практическое занятие 3. Тема 7. Методика проведения психодиагностического исследования Вопросы: 1. Разработка программы: Формулирование проблемы, цели и задач, Выбор объекта исследования, Определение методологии, методов, подбор конкретной ПД-методики или комплекса методик в соответствии с целями, задачами и спецификой объекта исследования, Обеспечение необходимых условий проведения: помещение, удобства, качественный стимульный материал 2. Проведение конкретного психологического исследования, сбор данных и обработка результатов исследования: сортировка бланков, оценка с помощью ключа или компьютерная обработка, свёртка и визуализация данных, построение выборки, определение степени выраженности исследуемой психологической характеристики, сопоставление полученных результатов с тестовыми нормами (универсальными, локальными, национальными, профессиональными) 3. Анализ и интерпретация результатов исследования 3. 1. Анализ данных (сопоставление, сравнение, обобщение данных) 3. 2. Интерпретация результатов исследования. Объяснение, разъяснение, осмысление полученных данных. Сопоставление полученных результатов с другими результатами: - с данными, полученными ранее другими исследователями с помощью тех же методик по той же проблеме - с данными, полученными ранее другими исследователями с помощью других методик по той же проблеме 4. Формулирование вывода(ов) / заключения - о значимости и вкладе полученных данных - в теорию (соотнесение с уже имеющимися теоретическими знаниями) - в практику (возможность практического применения полученных данных в различных сферах деятельности) - о дальнейших перспективах разработки данной проблемы для науки и практики Практическое задание № 2. (для самостоятельной домашней работы) Выделить основные этапы психодиагностического исследования согласно требуемому стандарту проведения на основании материала статей журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
4. Раздел 4. Методы психодиагностики
 
Темы практических/семинарских занятий
     
4.1 Практическое занятие 4. Тема 8. Метод наблюдения в практике психолога Вопросы: 1. Наблюдение: понятие, виды, значение. 2. Ошибки наблюдения и правила их предотвращения. 3. Карты наблюдения. 4. Достоинства и недостатки наблюдения. 5. Специфика исследования в детской психологии с помощью метода наблюдения. Лабораторная работа № 1: Метод наблюдения в практике работы психолога –Диагностика типа темперамента методом включённого и невключённого наблюдения.
4.2 Практическое занятие 5. Тема 10. Анкета и интервью в практике психолога Вопросы: 1.Анкета как заочный опрос. Область применения. Достоинства и недостатки анкеты. 2.Структура анкеты. 3.Отличительные особенности метода интервьюирования. Достоинства и недостатки интервью. 4.Виды интервью: свободное, стандартизированное, диагностическое, клиническое. 5.Техника ведения интервью 6.Ключевые фазы (установления контакта, основная фаза и завершения контакта) и критерии эффективности интервью (полнота, специфичность, глубина, личностный контекст).
4.3 Практическое занятие 6. Тема 11. Метод беседы в практике психолога Вопросы: 1. Беседа: понятие, виды, функции. 2. Требования к организации и проведению беседы. 3. Коммуникативные барьеры. 4. Достоинства и недостатки беседы. 5.Специфика исследования в детской психологии с помощью метода беседы Практическое задание № 3. (для самостоятельной домашней работы) Составить план беседы по проблеме взаимоотношений в системе «родитель-взрослый ребёнок».
4.4 Практическое занятие 7. Тема 12. Тестирование в психодиагностике Вопросы: 1. Психологический тест: понятие, структура 2. Классификация тестов 3. Требования к тестам. 4. Тестовые нормы. 5. Достоинства и ограничения метода 6. Эмпирико-статистические работы по адаптации тестовых методик.
4.5 Практическое занятие 8. Тема 13. Психофизиологические методы диагностики Вопросы: 1.Понятие об индивидуальных психофизиологических особенностях 2.Концепция Б. М. Теплова и подход к изучению основных свойств нервной системы (ОСНС) 3.Проявления ОСНС в поведении и деятельности человека. Типы нервной системы и темперамент 4.Методы диагностики ОСНС: Аппаратурные; Бланковые 5.Надёжность и валидность психофизиологических методик. Возможности опросников в диагностировании ОСНС. 6.Проявления ОСНС в учебной деятельности. Использование стандартизированных схем наблюдения в оценке ОСНС учащихся.
4.6 Практическое занятие 9. Тема 14. Проективные методы диагностики Вопросы: 1. Понятие проективного метода. Общая характеристика проективных методик. 2. Достоинства и недостатки проективных методов. 3. Классификация проективных методик с примерами каждого из видов методик. 4. Области применения проективных методик. 5. Нерешённые проблемы. Формализация проективных техник: контент-анализ, экспертные оценки. 6. Методика КРС («Рисунок семьи»): области применения, диагностическая процедура, анализ процесса рисования, интерпретация результатов методики. Лабораторная работа № 2: Проективные методы диагностики – Тест «Рисунок семьи» в адаптации Т. Хоментаускас. Задание для самостоятельной работы: Продиагностировать одного ребёнка в возрастном диапазоне 4 – 9 лет по методике «Рисунок семьи». Дать интерпретацию. Выявить проблемы во взаимоотношениях ребёнка с членами семьи и членов семьи друг с другом в глазах ребёнка. Дать возможные рекомендации. Написать заключение.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...