№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
1.
| Раздел 1.
Введение в курс
|
|
Темы практических/семинарских занятий
|
1.1
| Практическое занятие 1. Тема 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность
| Вопросы:
1. Психодиагностика. Определения.
2. Предмет, объект и задачи психодиагностики.
3. Диагностические признаки и категории
4. Диагностическое исследование и обследование. Понятие. Различение задач.
5. Психологический диагноз. Понятие. Типология.
6. Психодиагностический профиль. Понятие. Типология.
7. Типы психодиагностических ситуаций.
8. Сферы применения психодиагностики.
9. Современное состояние, перспективы развития, нерешённые проблемы психодиагностики.
|
2.
| Раздел 2.
Психометрические основы и измерения в психодиагностике
|
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2.1
| Практическое занятие 2. Тема 5. Психометрические основы психодиагностики
| Вопросы:
1. Стандартизация методик. Этапы. Выборка стандартизации, правила её подбора. Генеральная и специфическая популяции.
2. Статистическая норма. Возрастная норма.
3. Надёжность психодиагностических методик: её виды, способы установления.
4. Валидность психодиагностических методик: её виды, способы установления.
5. Достоверность психодиагностических методик и приёмы её обеспечения.
|
3.
| Раздел 3.
Методика проведения психодиагностического исследования
|
|
| | |
Темы практических/семинарских занятий
|
3.1
| Практическое занятие 3. Тема 7. Методика проведения психодиагностического исследования
| Вопросы:
1. Разработка программы: Формулирование проблемы, цели и задач, Выбор объекта исследования, Определение методологии, методов, подбор конкретной ПД-методики или комплекса методик в соответствии с целями, задачами и спецификой объекта исследования, Обеспечение необходимых условий проведения: помещение, удобства, качественный стимульный материал
2. Проведение конкретного психологического исследования, сбор данных и обработка результатов исследования: сортировка бланков, оценка с помощью ключа или компьютерная обработка, свёртка и визуализация данных, построение выборки, определение степени выраженности исследуемой психологической характеристики, сопоставление полученных результатов с тестовыми нормами (универсальными, локальными, национальными, профессиональными)
3. Анализ и интерпретация результатов исследования
3. 1. Анализ данных (сопоставление, сравнение, обобщение данных)
3. 2. Интерпретация результатов исследования. Объяснение, разъяснение, осмысление полученных данных. Сопоставление полученных результатов с другими результатами:
- с данными, полученными ранее другими исследователями с помощью тех же методик по той же проблеме
- с данными, полученными ранее другими исследователями с помощью других методик по той же проблеме
4. Формулирование вывода(ов) / заключения
- о значимости и вкладе полученных данных
- в теорию (соотнесение с уже имеющимися теоретическими знаниями)
- в практику (возможность практического применения полученных данных в различных сферах деятельности)
- о дальнейших перспективах разработки данной проблемы для науки и практики
Практическое задание № 2. (для самостоятельной домашней работы)
Выделить основные этапы психодиагностического исследования согласно требуемому стандарту проведения на основании материала статей журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
|
4.
| Раздел 4.
Методы психодиагностики
|
|
Темы практических/семинарских занятий
|
| | |
4.1
| Практическое занятие 4. Тема 8. Метод наблюдения в практике психолога
| Вопросы:
1. Наблюдение: понятие, виды, значение.
2. Ошибки наблюдения и правила их предотвращения.
3. Карты наблюдения.
4. Достоинства и недостатки наблюдения.
5. Специфика исследования в детской психологии с помощью метода наблюдения.
Лабораторная работа № 1: Метод наблюдения в практике работы психолога –Диагностика типа темперамента методом включённого и невключённого наблюдения.
|
4.2
| Практическое занятие 5. Тема 10. Анкета и интервью в практике психолога
| Вопросы:
1.Анкета как заочный опрос. Область применения. Достоинства и недостатки анкеты.
2.Структура анкеты.
3.Отличительные особенности метода интервьюирования. Достоинства и недостатки интервью.
4.Виды интервью: свободное, стандартизированное, диагностическое, клиническое.
5.Техника ведения интервью
6.Ключевые фазы (установления контакта, основная фаза и завершения контакта) и критерии эффективности интервью (полнота, специфичность, глубина, личностный контекст).
|
4.3
| Практическое занятие 6. Тема 11. Метод беседы в практике психолога
| Вопросы:
1. Беседа: понятие, виды, функции.
2. Требования к организации и проведению беседы.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Достоинства и недостатки беседы.
5.Специфика исследования в детской психологии с помощью метода беседы
Практическое задание № 3. (для самостоятельной домашней работы)
Составить план беседы по проблеме взаимоотношений в системе «родитель-взрослый ребёнок».
|
4.4
| Практическое занятие 7. Тема 12. Тестирование в психодиагностике
| Вопросы:
1. Психологический тест: понятие, структура
2. Классификация тестов
3. Требования к тестам.
4. Тестовые нормы.
5. Достоинства и ограничения метода
6. Эмпирико-статистические работы по адаптации тестовых методик.
|
4.5
| Практическое занятие 8. Тема 13. Психофизиологические методы диагностики
| Вопросы:
1.Понятие об индивидуальных психофизиологических особенностях
2.Концепция Б. М. Теплова и подход к изучению основных свойств нервной системы (ОСНС)
3.Проявления ОСНС в поведении и деятельности человека. Типы нервной системы и темперамент
4.Методы диагностики ОСНС: Аппаратурные; Бланковые
5.Надёжность и валидность психофизиологических методик. Возможности опросников в диагностировании ОСНС.
6.Проявления ОСНС в учебной деятельности. Использование стандартизированных схем наблюдения в оценке ОСНС учащихся.
|
4.6
| Практическое занятие 9. Тема 14. Проективные методы диагностики
| Вопросы:
1. Понятие проективного метода. Общая характеристика проективных методик.
2. Достоинства и недостатки проективных методов.
3. Классификация проективных методик с примерами каждого из видов методик.
4. Области применения проективных методик.
5. Нерешённые проблемы. Формализация проективных техник: контент-анализ, экспертные оценки.
6. Методика КРС («Рисунок семьи»): области применения, диагностическая процедура, анализ процесса рисования, интерпретация результатов методики.
Лабораторная работа № 2: Проективные методы диагностики – Тест «Рисунок семьи» в адаптации Т. Хоментаускас.
Задание для самостоятельной работы: Продиагностировать одного ребёнка в возрастном диапазоне 4 – 9 лет по методике «Рисунок семьи». Дать интерпретацию. Выявить проблемы во взаимоотношениях ребёнка с членами семьи и членов семьи друг с другом в глазах ребёнка. Дать возможные рекомендации. Написать заключение.
|