Институциональное управление региональной политикой ЕС.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
С созданием Европейского союза в 1993 г. как единого экономического образования появились новые возможности для регионов. Регионы приобрели статус полноправных участников структурных изменений в Европе, поскольку в пределах своей компетенции получили возможность в полной мере участвовать в работе всех органов союза. Это право наступило с момента ратификации Маастрихтского договора тем или иным государством и внесением соответствующих поправок в собственное законодательство, касающееся компетенции регионов. В соответствии с Маастрихтским договором предусматривалось создание Комитета по региональному и местному самоуправлению. К концу 1993 года это решение прибрело конкретные очертания. Регионы ЕС в итоге Мюнхенской конференции сформировали Палату регионов ЕС, в которую вошли представители всех регионов стран Европейского союза, кандидатуры которых были поддержаны руководством государств-членов ЕС. Весной 1994 года Комитет регионов приступил к работе. Представители местных властей и мэры городов получили возможность участвовать в деятельности ЕС, особенно по вопросам, которые Евросоюз возлагает на данный уровень власти в пределах ее компетенции, с другой стороны—информировать свои регионы о деятельности ЕС. Премьер-министр Бельгии, выступая 26 октября 1994 года в Париже во Французском институте международных отношений, дал пояснение преимуществам, которые получили регионы с созданием Комитета регионов ЕС: «В соответствии с конституционной реформой в Бельгии значительные полномочия были переданы коммунам и регионам, а по Маастрихтскому соглашению эти полномочия были признаны на европейском уровне. Но поскольку суть этих полномочий заключается прежде всего в субсидиарности, то сегодня стало возможным обеспечить многообразие, не допустив дезинтеграции, и достигнуть единства, не прибегая к централизации».
После институциональных преобразований в 2007 г., регламентированных Лиссабонским Договором, система основных органов управления региональной политикой ЕС имеет структуру, представленную на рис.1.1.
Рис.1.1. Схема основных органов управления региональной политикой ЕС Европейская Комиссия, являясь гарантом Договоров, осуществляет надзор за соблюдением договоров и решений, принятых как органами Комитета регионов так и Сообщества в целом. В ее составе - 27 Комиссаров, по одному от каждой страны ЕС. Европейская комиссия выполняет следующие основные функции относительно реализации региональной политики: - инициирует новые законопроекты, консультируясь с региональными органами, и присылает их в Парламент и Совет; - осуществляет руководство и воплощает политику и бюджет ЕС, что напрямую связано с формированием бюджета финансовых инструментов политики сплочения; - обеспечивает соблюдение европейского законодательства относительно воплощения основных задач и принципов политики сплочения; - представляет Европейский Союз на переговорах ЕС и представителями регионов стран-членов, органами Комитета регионов. Комитет регионов (КР) непосредственно представляет региональные и местные администрации. Местонахождение - г.Брюссель, состав - до 350 членов, которые принимают участие в работе 7 директоратов и подкомиссий, в рамках которых идет выработка основных рекомендаций Комитета регионов. Члены Комитета регионов имеют пятилетний срок полномочий, который вступает в силу начиная с даты их официального назначения Советом. Срок полномочий члена КР или заместителя прекращается после их отставки в конце избирательного мандата.
Комитет регионов - консультативный орган, который состоит из представителей европейских региональных и местных органов власти, обеспечивающий голоса в политических образованиях Европейского Союза и соблюдение прав региональных и местных администраций. Данный орган представляет точку зрения местных и региональных администраций при формировании законопроектов ЕС, резюмируя предложения Комиссии. Работу проводит в форме пленарных сессий 6 раз в год. Комиссия и Совет обращаются к Комитету регионов за консультациями относительно вопросов, как прямо касающихся деятельности местных и региональных администраций, так и в других случаях. Со своей стороны, Комитет может принимать решения по собственной инициативе и предоставлять их Комиссии, Совету или Парламенту. Комиссия состоит из нескольких департаментов, образующих отдельные структуры, называемых Генеральным директоратом. Одним из таких департаментов является Генеральный директорат по региональной политике (Directorate General for Regional Policy) Генеральный директорат по региональной политике нацелен на: 1) эффективную и действенную реализацию региональной политики, 2) обеспечение повышения благосостояния и понимание граждан всех регионов Европы, 3) создание условий для успешного расширения Европейского Союза, 4) обеспечение рационального управления финансами в соответствии с принципами и целями политики сплочения. Посредством финансирования инфраструктурных проектов, развития информационного общества, ускорения передачи ноу-хау, привлечения инвестиции и стимулирования трансграничного сотрудничества, Генеральный директорат по региональной политике помогает регионам, которые являются менее процветающими или страдает от структурных проблем, в повышения конкурентоспособности и достижении более быстрых темпов экономического развития на устойчивой основе. Бюро Комитета регионов организует работу КР. Бюро рассматривается как политическая движущая сила КР, которая составляет политическую программу работы Комитета в начале каждого нового срока, контролирует ее осуществление и в целом координирует работу на пленарных заседаниях и комиссиях. В его составе 36 человек, избирающихся членами Комитета регионов на два года. Члены Бюро, согласно положению о Комитете регионов, формально не представляют свои регионы и не могут лоббировать интересы отдельных регионов. Их задача—обеспечивать выполнение решений по вопросам компетенции КР.
Члены КР сформировались в группы, которые отражают их политическую принадлежность. Каждая группа имеет свой собственный секретариат. Секретариат политических групп состоит из администраций политических партий, которые представлены в виде групп: Группа Европейской народной партии (ЕРР), Группа Партии европейских социалистов (PES), Группа Альянса либералов и демократов за Европу (ALDE), Группа партии Европейского Альянса (EA). Политические группы в основном встречаются только перед началом пленарного заседания Совета. Они также могут провести два внеочередных заседания в год (не зависимо от Брюсселя). Таким образом, регионы получили возможность влиять на формирование общеевропейской политики, хотя эта процедура оставалась даже после учреждения Комитета регионов достаточно сложной: внесение предложений на Комиссию Европейского союза, обсуждение в Европарламенте и, наконец, принятие решения Советом Министров. Углубляющаяся регионализация Европы, возрастание роли и влияния регионов в европейских структурах явились противовесом тенденции глобализации и сверхфедерализации ЕС.
[1] В частности, эта тенденция прослеживается на ярком примере Германии (где традиции регионализма особенно сильны в силу позднего формирования единого государства при сохранении, однако, на протяжении веков ощущения у населения принадлежности к одной немецкой нации) в работе: Бусыгина И.М. Регионы Германии. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. [2] Dall'Erba S. European Regional Development Policies: History and Current Issues. - Champaign, Illinois, 2003. P. 1-2. [3] Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 257-263. [4] Cohesion Policy 2007-13. Commentaries and official texts. P. 24.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|