Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие образования и науки

 

Быстрые темпы формирования индустриального общества форсировали развитие системы образования. В соответствии с социальной структурой общества сложилась дифференцированная, трехступенчатая система школьного образования. Основная масса детей и подростков обучалась в народной школе, которая в период «культуркампфа» освободилась от контроля церкви. Число народных школ за годы империи выросло в семь раз, достигнув в 1911 г. 38,6 тыс. Эти школы финансировались преимущественно государством и расходы на них с 1864 по 1911 г. выросли в 14 раз. Школьное воспитание было нацелено на формирование политически лояльного, преданного государству «подданного».

Представители высших и средних слоев получали среднее образование в платной 9-классной гимназии, которая в Германии находилась в компетенции земель. Классическая гимназия давала гуманитарное образование. Потребности развивающегося промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и горного дела способствовали созданию системы реальных, а с 1890 г. — высших реальных школ.

Импульс в развитии получили университеты, которые готовили управленческие кадры, политическую элиту, научную интеллигенцию. В 1872 г. в Германии действовало 20 университетов, к 1914 г. число их выросло до 24. Появились высшие технические, аграрные, зоотехнические школы, горные академии, которые стремились повысить качество образования и добиться университетского статуса. Система высшего образования в Германии была обеспечена высококвалифицированными кадрами: в 1890 г. 52 % преподавателей являлись профессорами. Быстрыми темпами росло число студентов: в 1869 г. в университетах и высших школах Германии обучалось 32 тыс. студентов, в 1914 г. — 139 тыс.

В эпоху империи «пафос познания» переживала германская наука. Германия занимала одно из первых мест в мире по числу научных открытий. Так, в области медицины германскими учеными в 1870-1919 гг. было сделано 269 крупных открытий, другими учеными мира вместе взятыми — 357. В области физических наук в 1871-1900 гг. немцы сделали более 2 тыс. научных открытий, французы и англичане — 1,7 тыс. Научные исследования проводились также в созданных на предприятиях лабораториях, в специализированных научно-исследовательских институтах и обществах. Чтобы не отставать от других стран, по примеру США, германская буржуазия стала создавать научные фонды, которые вскоре превратились в основной источник финансирования теоретических наук. Этому способствовал Вильгельм II, понимавший значение науки для развития индустрии и военной мощи страны. В 1911 г. он учредил Общество кайзера Вильгельма, которое аккумулировало пожертвования и государственные средства на развитие фундаментальной науки.

Немецкие ученые внесли вклад в развитие почти всех разделов математики и физики. Так, Эрнст Эдуард Куммер (1810-1893) и Леопольд Кронекер (1823-1891) участвовали в создании основ современной алгебраической теории чисел. Труды Георга Кантора (1845-1918) способствовали возникновению новой отрасли — теории функций. Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс (1815-1897) участвовал в разработке математического анализа. Альберт Эйнштейн (1879-1955) создал частную (1905) и общую (1907-1916) теорию относительности. Он сделал смелые и, на первый взгляд, парадоксальные выводы о свойствах пространства, времени и движения материальных объектов. Эйнштейн стал также автором основополагающих теорий по квантовой теории света, ввел понятие фотона. На рубеже веков Макс Планк (1858-1947) выдвинул квантовую теорию, которая опровергла традиционные представления о непрерывности излучений. В 1895 г. Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) открыл лучи, названные его именем, и создал рентгеновскую трубку. Она нашла широкое применение в медицине, химии, физике, металлургии.

Немецкие ученые внесли значительный вклад в развитие органической химии. Фердинанд Тиман (1848-1899) разрабатывал теорию синтеза и применил ее на практике. Адольф фон Байер (1835-1917) способствовал становлению стереохимии, а в 1885 г. он на основе работ с бензолом создал «теорию напряжения». Синтетическим путем были получены антипирин, аспирин, антифебрин. Важную роль в становлении физической химии сыграл Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932).

Рудольф Вирхов (1821-1902), занимавшийся цитологией, доказал, что клетки возникают путем деления. Успехам микробиологии способствовали открытия Роберта Коха (1843-1910), который в 1882 г. открыл возбудителя туберкулеза, в 1883 г. — возбудителя холеры. Его сотрудники выявили палочки брюшного тифа, возбудителей сапа, ящура, рожи, чумы и нашли лечение от них. В 1906 г. микробиолог Август Пауль фон Вассерман (1866-1925) разработал диагностику сифилиса.

В эпоху империи особую роль в гуманитарных исследованиях заняла историческая наука, где утвердилось суждение, что без взгляда в прошлое невозможна разумная жизненная ориентация. В исторической науке стал распространяться позитивизм, предписывающий скрупулезное изучение источников, глубокую специализацию и сосредоточенность на фактах и деталях. Слабой стороной позитивизма было нежелание устанавливать глубинные связи, постигать суть вещей и процессов. Приверженцы позитивизма разрывали связь исследования с изображением, категорически отвергая историописание как искусство. Но главным методом немецких историков продолжал оставаться историзм ранкеанского типа. Видным представителем этого направления был Фридрих Майнеке (1862-1954).

После 1871 г. в исторической науке доминировала «малогерманская» школа, возглавляемая Иоганном Густавом Дройзеном (1808-1884) и Генрихом фон Зибелем (1817-1895). Они доказывали, что создание империи Пруссией было внутренним смыслом германской истории. С апологетических позиций ими оценивался Бисмарк. Яркой фигурой этой школы являлся и Генрих фон Трейчке (1834-1896). Для него история была, прежде всего, политической историей, которая представлялась преимущественно как «большая политика», как творение «великих мужей». Он превозносил сильное государство, его власть и авторитет, национальное единство Германии. Трейчке яростно выступал против всего, что, с его точки зрения, подрывало их: против либералов, англичан, демократов, социалистов, евреев и пр. К числу видных представителей «малогерманской школы» принадлежал и видный историк античности Теодор Моммзен (1817-1903).

Эту подчеркнуто политическую и националистическую школу сменили представители молодой исторической школы, которые вновь обратились к наследию Леопольда фон Ранке (1795-1886). Они выступили против чрезмерной приверженности исторической науки партийности, против истории как «мирового суда», против апологии «малогерманской» школой прусского и имперского начала, а также против ненависти к французам. Исторические проблемы они рассматривали не с национальной точки зрения, а скорее как европейские, или даже мировые проблемы. Их интересовало развитие государства и церкви, европейские реформы и революции. М. Леман и М. Ленц стремились развенчать мифы о Фридрихе Великом и выявить связь между Великой Французской революцией и буржуазными реформами в Пруссии начала XIX в., использовать концепцию Ранке о великих державах, их борьбе за гегемонию и балансе сил для анализа новой системы международных отношений, учитывая роль США и Японии в ней.

Свою научную деятельность начинает выдающийся социолог и политэконом Макс Вебер (1864-1920). Центральной проблемой его изысканий был анализ связей между хозяйственной жизнью общества, материальными и идеологическими интересами различных социальных групп и их религиозным сознанием. Одной из самых известных работ Вебера является «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). В противоположность Карлу Марксу (1818-1883), писавшему о социально-экономической обусловленности процесса первоначального накопления, Вебер выдвигает на первый план религиозно-этические факторы, доказывая, что протестантская культура способствовала возникновению в Западной Европе рыночной экономики.

Вернер Зомбарт (1863-1941) посвятил свои основные работы проблемам экономической истории Западной Европы и явился одним из основоположников теории «организованного капитализма». Большое внимание он уделял изучению социальной структуры индустриального общества, социальным движениям в нем.

Глубокое воздействие на всю культуру XX в. оказал Фридрих Ницше (1844-1900), который в более широком контексте поставил задачу переоценки ценностей, вызванную кризисом христианской космологии, организации, мировоззрения и морали. Ницше констатирует крах веры в категории разума, оказавшейся «чисто вымышленным миром», разрушение всей системы традиционных ценностей. По Ницше, «героизм времени упадка» заключается в том, чтобы занять позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности. Мораль понимается философом как ограничительный код. Лишь исключительно сильный, верящий в собственные силы человек способен выжить в этом мире, открыв источник и средоточие ценностей в самом себе.

Культура эпохи империи была отмечена тенденциями модернизма. Его многообразие проявилось в палитре таких течений, как реализм, натурализм, экспрессионизм, функционализм и др. Целью модернизма был прогресс и обновление всех культурных сфер. Художники отказывались от наследия классики, от приверженности традициям и прошлому, от романтической чувствительности и бегства от реальности в мир мечтаний и иллюзий. Искусство решительно обратилось к новому, «современному» миру. Идея прогресса непременно включала в себя динамику «прорыва» в будущее, разрыв с художественной традицией, принимающий нередко форму «мятежа».

 

Архитектура

 

Эти веяния с особой силой проявились в германской архитектуре. Церковь и замок — ее излюбленные темы — отступили перед новыми задачами. Архитекторы сосредоточились на конструировании новых официальных зданий: парламента, министерств, банков, судебных учреждений, учебных заведений, библиотек. В связи с урбанизацией возникли новые направления в градостроительстве: сооружение жилых кварталов, вокзалов, универмагов, бирж, кафе, казино, кинотеатров, тюрем. Особое место в нем заняли производственные постройки — фабрики, заводы, складские помещения. Немецкие модернисты сохранили интерес ко всем предыдущим архитектурным стилям, нередко эклектически видоизменяя и синтезируя их. Церкви и ратуши они продолжали строить в стиле готики, официальные здания в стиле ренессанса, купольные — в стиле барокко, появлялись мосты в стиле романтики. До начала XX в. в архитектуре городов излюбленным мотивом были элементы барокко. Они проявлялись в выборе типа колонн, окон, свободных лестниц, фронтонов и пр. Градостроительство учитывало новые явления городской жизни: наличие транспортных артерий, движение людских потоков, автомобилей, поездов. Архитекторы экспериментировали с применением новых материалов: армированного бетона, железных конструкций, стекла и пластмассы, которые расширили возможности их творчества. Разработки в области теории напряжений дали возможность создавать мосты и здания с высокими куполами. Так, размах купола рыночного павильона, построенного в Лейпциге, составил 76 м.

Доминирующим стилем в начальный период империи был неоренессанс. Он отличался монументальностью, выполняя функцию презентации мощи и величия власти. Особенно наглядно эта установка проявилась в новом здании рейхстага, построенном в 1894 г. В 1870-1880-е гг. в этом стиле были сооружены оперные театры во Франкфурте-на-Майне и Лейпциге, музей армии в Мюнхене, университет в Страсбурге и др. Наиболее ярким представителем этого направления был Готфрид Земпер (1803-1879), который удачно сочетал классицизм и модернизм. Он соединял трехмерное пространство и текучую пластику, купола и изогнутые крыши, павильоны и окна в мансарде, взрывая кубизм классики.

Побочной линией этого направления явился «немецкий ренессанс», в котором проявилось бюргерское начало. Он нарочито подчеркивал асимметрию, вертикальную устремленность высоких крыш, пластичность, позднее использовал богатую орнаментальность. Наиболее выразительными постройками такого типа явились университет в Ростоке, ратуша в Гамбурге и др.

В архитектуре Германии оставил свой след излюбленный Вильгельмом II неоромантический стиль. Он применялся при создании соборов, замков, правительственных зданий. Наиболее ярким образцом этого стиля является собор, построенный в честь Вильгельма II в Берлине.

После 1900 г. мода на исторические стили пошла на спад. Архитектура городов приобретает подчеркнуто модернистский характер. Строители и архитекторы экспериментировали, создавая здания вокзалов, больших фестивальных залов, универмагов, мосты, арки. Железо, которое вначале применялось лишь для опор и каркасов и подвергалось маскировке, чтобы не нарушать впечатления нарядности, отныне становится ведущим строительным материалом. Не декорированным оно было использовано для внешней отделки дворца юстиции в Мюнхене, зала для праздников во Франкфурте. Такой же спрос испытывали бетон и стекло. Их широко применяли при строительстве универмага Тица в Дюссельдорфе, корпусов университета в Мюнхене и т. д.

Феноменальным явлением в архитектуре Германии явился «молодежный стиль» — национальный вариант стиля модерн. Он стремился через архитектуру передать движение, использовать возможности других искусств, «природные» формы и новую их организацию. Фаворитом в отделке стал орнамент, в первую очередь растительный. Наиболее талантливо этот стиль был воплощен в творчестве Петера Беренса (1868-1940), Мартина Гропиуса (1824-1880), Йозефа Мария Ольбриха (1867-1908). Они создавали музеи, фотоателье, часовые башни, памятники, жилые кварталы, отели. Двуликость «молодежного стиля» выражалась в уходе от современности и устремленности в будущее. Его творцы отвергали все, что напоминало о прагматизме и рационализме повседневности, использовали в своих проектах ручные, мануфактурные изделия из керамики, цветного стекла, экзотических пород дерева.

 

Живопись

 

Модернистские поиски отразились и в изобразительном искусстве. Немецкие художники Макс Либерман (1847-1935), Ловис Коринт (1858-1925) и Макс Слефогт (1868-1932) на рубеже веков испытали сильное влияние французского импрессионизма. Они отказались от принципа естественного изображения, четкой прорисовки контуров фигур и предметов, локальных красок. Они изображали предметы так, будто бы их выхватил беглый взгляд художника. Чувства, нередко приподнятые, обостренные, выражались переливами красок. Нарушая традицию, они стремились изобразить моменты из жизни города, театра, фрагменты праздников, лошадиных бегов, танцев, детей и женщин. Они стремились закрепить на холсте свое «первое» впечатление», «прекрасное видение», движение.

Одним из самых известных художников Германии того времени был Адольф фон Менцель (1815-1905). Он оставил множество портретов современников, включая кайзера, его семью, нуворишей. Одновременно он реалистически изображал картины индустриального города, сюжеты из повседневной жизни простых людей.

В изобразительном искусстве Германии наибольшее развитие получил экспрессионизм (от лат. expressio — выражение). Он провозгласил единственной реальностью субъективный духовный мир человека. В 1904 г. в Дрездене экспрессионисты образовали группу «Мост» во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938), в которой известность получили Эмиль Нольде (1867-1956) и Оскар Кокотка (1886-1980). Другое объединение экспрессионистов — «Голубой всадник» — образовалось в Мюнхене. В него вошли Василий Кандинский (1866-1944), Франц Марк (1880-1916) и Август Макке (1887-1914). Они много экспериментировали с формой и цветом, чтобы выявить внутреннюю суть творчества и вещей, создать их заново. Символом изначального в природе и в жизни художники-экспрессионисты считали животное. Они стремились отобразить напряжение, возникающее между фигурой животного и геометрической формой, между формой и цветом.

Социальной проблематике посвятила свое творчество Кетэ Копьвиц (1867-1945). В графических сериях «Восстаниеткачей», «Крестьянская война» она в острой экспрессивной форме выразила социальный протест. Своим творчеством, доходящим порой до натурализма, она выступала против насилия и войны.

 

Музыка и театр

 

В музыкальной культуре Германии этого периода произошел отход от вагнеровской романтической традиции. Но ее влияние еще ощущалось в произведениях Густава Малера (1860-1911). Малер, в отличие от своего учителя А. Брукнера, тяготевшего к изображению Бога и божественного, показывал художника, потрясенного человеческими страстями, борющегося с демонами, отчаявшегося, но не теряющего надежды. Благодаря своим неоклассическим симфониям известность приобрел Йоханнес Брамс (1833-1896). Синтез неоклассицизма, неоромантизма и экспрессионизма блестяще представлял в своем творчестве Рихард Штраус (1864-1949).

Одним из талантливых представителей натурализма, сформировавшегося в последней трети XIX в., являлся драматург Герхарт Гауптман (1862-1946), написавший «Ткачей». Накануне мировой войны в его романах психологического характера («Крысы», «Юродивый Эммануэль Квинт», «Атлантида») доминирующее значение приобрела тема кризиса, усиливающаяся апокалиптическими мотивами.

Самым известным режиссером предвоенных лет в Германии был Макс Рейнгардт (1873-1943). Он инсценировал произведения наиболее ярких современных авторов: Гауптмана, Гофмансталя, Шницлера, Штернхейма, Стринберга, Ибсена, Шоу, Толстого, Горького. Он превратил постановочное дело в искусство, а режиссера — в центральную фигуру в театре.

 

Литература

 

В литературе германской империи отразились все основные европейские течения, от реализма до декаданса. Верность реалистической традиции сохранил Теодор Фонтане (1819-1898) В своих романах «Фрау Женни Трайбер», «Эффи Брист» он изображал распад прусского дворянства, пагубность сословных предрассудков, лживость буржуазной морали.

В конце XIX в. стремлением к разрыву с традициями прошлого была отмечена разновидность «позднебуржуазной поэзии» — «чистая» лирика. Она отличалась необычайной эмоциональностью, монологической лирикой самовыражения. Эта поэзия не претендовала на роль социально активного искусства, наоборот, считала причастность «массы» к искусству дурным симптомом современности. Одни поэты окружали себя ореолом избранничества, демонстрировали свое превосходство над «тупой массой». Другие, вследствие болезненной дисгармонии со своим временем, уходили в замкнутую духовную жизнь. В Германии олицетворением «искусства для искусства» в поэзии являлся Стефан Георге (1868-1933).

Творчество Томаса Манна (1875-1955) воплотило в себе те черты, которые сделали немецкий роман явлением мировой культуры. Писатель находил творческие ответы на возникшие проблемы индустриального общества, талантливо фиксировал приметы «нового времени». В романе «Будденброки» он показывает процесс упадка семьи буржуазных патрициев, презиравших нуворишей. В этом произведении яркая индивидуализация персонажей сочетается с их социальной типизацией. Если кайзер Вильгельм II громогласно заявлял о «великих временах», к которым он ведет Германию, писателю открывался ее «упадок». С таким характерным подзаголовком — «Упадок одной семьи» — и вышел в 1901 г. первый роман Т. Манна «Будденброки».

Не менее громко заявляет о себе в начале XX в. и его старший брат Генрих Манн (1871-1950). Уже первый его роман «Страна тунеядцев» (1900) стал ярким образцом социально-сатирического романа. Однако самым известным произведением этого жанра стал роман Г. Манна «Верноподданный» (1914), в котором писатель обличал нравы и порядки кайзеровской Германии. Главный герой романа, Гесслинг, боится власти, подчиняется ей, восхищается ею и стремится походить на своего кайзера до «мистической неразличимости». Этот роман очень важен для понимания эпохи, психологии миллионов «верноподданных» немцев, которые, недолгое время спустя, будут с радостью подчиняться и восхищаться новым кумиром — Гитлером.

Культура Германии в конце XIX — начале XX в. развивалась в русле европейских и мировых тенденций, испытывая воздействие не только западноевропейской, но и русской культуры. Произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского были хорошо известны в Германии, пьесы А. Чехова и М. Горького ставились в немецких театрах. Влиятельным течением в немецкой культуре остается реализм, сохраняющий социально-критические корни. Одновременно развиваются новаторские течения, стремящиеся к обновлению, переоценке ценностей и идеалов предшествующей эпохи. В то же время проявляются и тенденции кризиса и упадка. Неприятие действительности выливается в демонстрацию нигилистического отношения к ней, неверие в прогресс и духовные силы человека.

 

***

 

Германская империя за 1871-1914 гг. превратилась в одну из самых крупных индустриальных держав мира, экономика которой базировалась на новейших достижениях науки и техники. Наиболее быстрыми темпами развивалась тяжелая индустрия, которая стала базой для современной военной промышленности. Внутриполитическое развитие Германии было отмечено сменой либеральных и репрессивных методов управления, при котором попытки «парламентаризации власти» наталкивались на противодействие сплоченного блока консервативных сил. Возросшая мощь Германской империи побудила ее вступить в конце XIX в. в борьбу за передел мира. Главной движущей силой германского экспансионизма стали крупные аграрии, магнаты тяжелой промышленности и военные круги. Они оказывали все большее влияние на политику правительства и способствовали распространению националистических и империалистических идей. В итоге Германия явилась одним из главных виновников развязывания Первой мировой войны.

 

ГЛАВА II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...