Основные направления развития системы образования на муниципальном уровне
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Согласно результатам социологических обследований[9], по мнению директоров предприятий, президентов фирм, главным фактором, сдерживающим развитие бизнеса в России, является острый дефицит кадров, способных квалифицированно работать в области бизнеса и менеджмента. Стоит особо подчеркнуть, что отсутствие квалифицированных кадров, способных решать реальные проблемы в реальных условиях, — это острейшая проблема, требующая решения. Специалисты, получившие высшее и среднее профессиональное образование, имеют очень большую востребованность. Развитие образования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствования существующей образовательной системы и формирования новых концептуальных подходов и элементов ее развития на основе аналитических оценок и стратегических направлений в экономике и социальной политике государства. Процесс развития образования должен основываться на принципе преемственности, анализе предыдущего периода эволюции образования и учете позитивных достижений отечественной системы образования. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по модернизации профессионального образования. В первую очередь, это совершенствование содержания образования: повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Однако новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования - в колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами единого государственного экзамена.
Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров). В последние годы существенно увеличились вклады в инфраструктуру профессионального образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Однако сотни учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования были переданы с федерального на региональный уровень без достаточных вложений в развитие инфраструктуры. В России лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий. Анализ действующей системы профессионального образования и ее ретроспектива позволяют сформулировать основные (приоритетные) направления развития образования. Исходными положениями выбора этих направлений развития должны быть: 1) концепция устойчивого гуманистического развития, которая подразумевает развитие и возвышение в каждом человеке интеллектуально-духовного начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей планеты, что может быть достигнуто при максимально развиваемых науке, культуре и создании адекватной этим задачам системы образования и воспитания; 2) программа действий для достижения устойчивости системы образования, которую необходимо строить с учетом:
· требований общества, государства, экономики к образованию. Данные требования заключают в себе те моменты, которые вменяются системе образования как государственному институту и диктуются интересами государства, а также ожиданиями общества и граждан в отношении перспектив экономического и социального развития страны; · ориентации системы на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые в свою очередь тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий, национальных, региональных и других особенностей; · влияний, оказываемых на образование общественно-экономическими трансформациями (в нашем случае это финансово-экономическая не стабильность, появление иных, кроме государственной, форм собственности, институций и видов деятельности); · тенденций и процессов внутри самой образовательной сферы: с одной стороны, это сохранение традиций российского образования; с другой – общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них, обусловленная вхождением в мировое образовательное пространство. Развитие системы образования ставит перед собой социально-экономические и педагогические цели. Вместе с тем А. С. Запесоцкий отмечал, что независимо от конкретной страны, ее социокультурной ситуации, профиля вуза и других особенностей цели реформирования образования носят сугубо гуманистический характер и сводятся к следующему: 1. целью общества должно быть развитие талантов всех его членов до максимального предела, т. е. исключение посредственности и возможности создания недемократического элитаризма; 2. гуманистические ценности общества должны давать возможность его членам развивать свои умственные способности до максимальных пределов, с раннего детства до глубокой старости, обучаясь по мере изменения окружающего мира; 3. справедливость и высокое качество образования имеют огромное практическое значение как для экономики, так и общества в целом; 4. образование должно строиться на принципе партнерства; 5. образовательные реформы должны быть направлены на создание обучающегося общества с развитой системой непрерывного образования;
6. университеты и колледжи должны принять более жесткие и поддающиеся измерению стандарты, касающиеся академического уровня образовательных учреждений и отношения студентов к учебе.[10] На данный момент система образования вышла на новый уровень развития, при котором к социально-экономическим целям можно от нести преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики, дальнейшее развитие культуры и духовности общества, а к педагогическим – обновление содержания образования, создание новых технологий обучения, разработку новых направлений, профессий и специальностей в обучении. В итоге, основными направления развития образования, первоочередная реализация которых будет способствовать задачам совершенствования национальной системы образования, являются[11]: 1. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях. Проблемы гуманизации образования раскрываются через следующие ее аспекты: · гуманитаризация обучения и воспитания, включающая эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создаст в учебных заведениях «гуманитарную среду» благоприятного для студентов образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат; · фундаментализация, что проявляется через усиление общеобразовательной базы, принципа построения содержания, перехода на подготовку специалистов широкого профиля, выделения базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; · социально ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий. 2. Демократизация образования – средство демократизации всего общества. Демократизация образования предполагает необходимость и возможность, а также средства и условия реализации следующих принципов в образовании:
· равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; · открытость и многообразие образовательных учреждений; · сотрудничество обучающих и обучаемых; студенческое самоуправление; · регионализация образования; · международная интеграция и сотрудничество; · негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; · общественно-государственное управление в системе образования; · демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий. 3. Построение системы непрерывного профессионального образования как основное условие развития и реформирования образования. Система непрерывного профессионального образования позволит обосновать, раскрыть и сформировать следующие понятия и явления в педагогике: · многоуровневость образовательных учреждений; · преемственность и маневренность образовательных программ; · гибкость организационных форм обучения; · интеграция образовательных структур; • переподготовка профессиональных кадров; · неформальное образование взрослых. 4. Широкая диверсификация образования – один из путей развития образовательной системы и вхождения ее в мировое образовательное пространство. Диверсификация образования предполагает: · многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании; · разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков под готовки и переподготовки; · многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием. 5. Управление процессами реструктуризации образовательной системы на современном этапе развития. Реструктуризация образовательной системы на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения должна учитывать: · острый дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях; · несоответствие системы образования региона его хозяйственно- экономическому потенциалу, что приводит либо к резкому сокращению учебных заведений, либо их перепрофилированию, либо к массовому введению платного обучения; · разрушение традиционной структуры хозяйства регионов, переориентацию предприятий военно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию, увеличение потребностей в кадрах социальной и экономической сферы; · необходимость национально-региональной адаптации государственных стандартов; · необходимость воспроизводства профессиональной элиты на всех уровнях. 6. Информационное обеспечение образовательной системы. Развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях. Для этого необходимы развитие территориальных сетей передачи данных, предназначенных для обеспечения доступа организаций образования, науки и культуры в российские и международные информационные сети; совершенствование сетевой инфраструктуры и информационного наполнения; создание условий для доступа широкого круга граждан к мировым информационным ресурсам.
7. Формирование профессиональной элиты. Современная экономическая ситуация и необходимость поиска путей практического использования научно- технических достижений требуют подготовки высококвалифицированного персонала для работы в этих условиях. Согласно данным Минобрнауки РФ, на ближайшие годы прогнозируется особенно устойчивый спрос на руководителей и специалистов всех рангов в области управления во всех областях общественной жизни, на менеджеров, на специалистов по маркетингу и коммерциализации разработанных инновационных проектов. По этой причине сегодня как никогда остро стоит вопрос о формировании профессиональной элиты, которая будет задавать тон в политике, экономике и культуре России в XXI в. Принцип равных возможностей при получении образования не исключает, а предполагает необходимость особого внимания и бережного отношения к особо одаренным детям. Уже сегодня необходимо организовать обучение одаренных детей по ускоренным индивидуальным программам, создать для них специализированные учебные заведения, где бы они могли в полной мере проявить и развить свой творческий потенциал. Развитие элитарных образовательных учреждений будет способствовать развитию системы образования как на государственном (новые стандарты образования, критерии качества образования), так и негосударственном (укрепление частных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений) уровнях. Перечисленные направления развития образования не составляют полный перечень, но являются ключевыми в плане совершенствования национальной системы образования. Их первоочередная разработка позволит России успешно интегрироваться в мировое образовательное пространство и будет способствовать оптимизации решения образовательных проблем. В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем, снижение численности молодежи в возрасте 1 7 - 25 лет на 12 - 15 процентов к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью. Как показывают проведенные исследования, 66 процентов работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений[12]. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Программа обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда. Обозначенные изменения, их теоретический анализ и изучение практического опыта применения привели к созданию Федеральной целевой программы развития образования до 2020 г., принятой в 2016 г. Правительством РФ. Одна из принципиальных установок концепции модернизации образования - обеспечение профессионализма подготавливаемых специалистов[13]
Заключение Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; И уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. В 2015г. в Российской Федерации актуальной оставалась тенденция на сокращение числа общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; сохранилась также тенденция к увеличению числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена. Большую роль в управлении системой образования играют органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Образовательная политика в регионе является частью региональной политики в целом. Эффективная региональная образовательная политика нацелена прежде всего на использование наиболее действенных механизмов управления региональной системой образования. Во Владимирской области основную часть функций, связанной с управлением сферой образования, выполняет Департамент образования администрации Владимирской области. Департамент является органом администрации Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере образования по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим государственное управление в сфере образования на всей территории области, а также переданные полномочия РФ в сфере образования. В итоге хочется сказать, что в образовательной политике администрации Владимирской области предприняты эффективные меры: внедрение современных организационных и экономических механизмов управления развитием образования области, что позволило в последние годы повысить уровень доступности, качества образования, эффективности деятельности системы, но они недостаточно достигли намеченного результата. Совершенствование системы образования Владимирской области процесс незавершенный и имеет перспективы дальнейшего развития единой системы образования в регионе.
Библиографический список: 1. Коܲнстܲитуܲцܲиܲя Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи: [ܲпрܲиܲнܲятܲа всеܲнܲар. гоܲлосоܲвܲаܲнܲиеܲм 1ܲ2 деܲк. 1993 г.: с учетоܲм поܲпрܲаܲвоܲк, вܲнес. зܲаܲкоܲнܲаܲмܲи Рос. Феܲдерܲаܲцܲиܲи о поܲпрܲаܲвܲкܲаܲх к Коܲнстܲитуܲцܲиܲи Рос. Феܲдерܲаܲцܲиܲи от 30 деܲк. 2008 г. № 6-ФܲКЗ; 30 деܲк. 2008 г. № 7-ФܲКЗ] // Сܲпрܲаܲвочܲнܲаܲя сܲистеܲмܲа Коܲнсуܲлܲьтܲаܲнт ПܲЛܲЮС 2. Об утверждении государственной программы владимирской области "развитие образования" на 2014 - 2020 годы: Постановление от 4 февраля 2014 года N 59 (с изменениями на: 13.01.2017) // Владимирские ведомости, N 33, 22.02.2014 3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - с. 7598 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы»//Справочная правовая система «КонсультантПлюс» 5. Основные показатели образования [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 04.01.2017) 6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года 7. Постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497: «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» 8. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: РАГС, 2015. – 124 с. 9. Алиева П.Р. Факторы развития национального трудового потенциала // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. 10. Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления [Текст]: монография / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – 197 с. 11. Папелло В.Н., Голошевская А.Н. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. – Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиСГ, 2014. – 224 с. 12. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2007. 456 с. 13. Корягина О. В., Власенко С. В., Профессиональное развитие как актуальная задача системы повышения квалификации в условиях реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг, \\Серия Педагогика. - №1(81). -Караганда,2016. - С.76-83. 14. Синицкая Н.Я. Качество профессионального образования: приоритеты и критерии оценки// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. 15. Экономика образования: Учеб. пособие для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / А. Ю. Кальянов, Е. Н. Басовская, А. М. Лунева, Е. В. Бородинова, И. В. Савина; Под ред. А. Ю. Кальянова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-таим. Л. Н. Толстого, 2014. – 172 с.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" //СЗРФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 [2] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гл.2 ст.10//СЗРФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 [3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гл.2 ст.10//СЗРФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 [4] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"//СЗРФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 [5] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" гл.3 ст.23//СЗРФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 [6]Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы»//Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [7] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - с. 7598 [8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/Справочная правовая система «КонсультантПлюс»/http://www.consultant.ru [9]Основные показатели образования [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 04.01.2017) [10] Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2007. 456 с. [11] Корягина О. В., Власенко С. В., Профессиональное развитие как актуальная задача системы повышения квалификации в условиях реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг, \\Серия Педагогика. - №1(81). -Караганда,2016. - С.76-83. [12] Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [13] Постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497: «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|