Модель здоровья подростков, или детерминанты подросткового здоровья
В обобщенном виде все факторы, обеспечивающие соматическое, психическое и репродуктивное здоровье подростков и влияющие на него, можно представить в виде модели «Цветок здоровья подростков», предложенной кафедрой педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова
Цветок здоровья подростков:
1 — ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
2 — ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ
3 — ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
4 — ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
5 — СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
6 — ЗДОРОВЬЕ
7 — ГИПОТАЛАМУС
8 — ПОЗВОНОЧНЫЙ СТОЛБ
9 — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
10 — СЕМЬЯ
11 — ОБЩЕСТВО
12 — ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Здоровый подросток – это геометрически правильный красивый «цветок», имеющий пропорциональность и гармоничность лепестков развития и в соответствии с этим – полноценное соматическое, психическое и репродуктивное здоровье. Красоту «цветка» определяют все перечисленные факторы: наследственность, семья, отношение общества к проблемам молодого поколения, внешняя среда, а также функции гипоталамуса и состояние позвоночника.
Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста и развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходит бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим – и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. Окончательно определяются индивидуальные типологические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков полового диморфизма. К 15–17 годам тело подростка практически не отличается от тела взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, и становлением сексуальности.
В то же время уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности и составляют основу специфики консультирования молодежи. Они также помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и в рискованных для здоровья формах.
Подростковый возраст – это период подготовки к зрелости, для которого характерен ряд ключевых аспектов развития. Помимо физического и полового развития эти аспекты включают продвижение к социальной и экономической самостоятельности, а также развитие личности, приобретение навыков, необходимых для установления отношений и выполнения ролей в зрелом возрасте, и формирование способности к абстрактному мышлению. Подростковый возраст – это время бурного роста и огромного потенциала, но, при этом, и время значительных рисков, когда мощное влияние оказывает социальный контекст.
УДК 613.95
н.в. Ефимова1, О.Ю. Катульская1, А.и. Бодрых2
особенности ведения мониторинга здоровья детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга
1АФ-НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск) 2Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (Иркутск)
При исследованиях на связной выборке установлено, что в условиях многолетнего высокого загрязнения атмосферного воздуха у детей происходит, ослабление состояния повышенной неспецифической сопротивляемости. Реализация, социально-гигиенического мониторинга позволяет, получать интегральную оценку здоровья, школьников и. влияния, на него неблагоприятных факторов окружающей среды., выявлять причинно-следственные связи и разрабатывать управленческие решения в области охраны, здоровья детей и. обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия.
Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, здоровье детей и подростков, профилактический осмотр
THE MoNITORING FEATuRES oF cHILDREN'S AND TEENAGERS' HEALTH iN system of social-hygienic monitoring
N.V. Efimova1, O.Yu. Katulskaya1, A.I. Bodrykh2
1Angarsk branch of Research institute of occupational medicine and human ecology of SE SC ME ESSC
SB RAMS, Angarsk
2 Consumer Supervision Board in Irkutsk Region, Russia
Weakening of the state of the increased non-specific resistance was found to occur in children under conditions of long lasting high pollution, of atmospheric air, it has been revealed, in the studies based, on a related, sample. The realization, of social-hygienic monitoring allows to get an integral health, assessment of schoolchildren, and. influence of the unfavourable environmental factors on it as well as to reveal the causative-sequential correlations and. to develop the managing decisions in the field, of children's health, protection, and. providing the sanitary-epidemiological well-being.
Key words: social-hygienic monitoring, health of children and teenagers, preventive medical examination
В настоящее время мониторинг состояния здоровья детей и подростков осуществляется в системе нескольких ведомств (здравоохранения, образования). Причем мониторируемые показатели отражают как безвозвратные и восполнимые потери здоровья (смертность, инвалидность, впервые выявленная и общая заболеваемость, распространенность нарушений отдельных органов и систем), так и показатели собственно здоровья (физическое и нервно-психическое развитие, функциональные возможности). Весьма трудоемким подходом, но особенно эффективным в отношении выявления и оценки распространенности хронической патологии, является медицинский осмотр [1]. В соответствии с действующими нормативно-методическими документами, массовыми профилактическими медицинскими осмотрами должны быть охвачены дети в возрасте от
3 до 18 лет в дошкольных и общеобразовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных учреждениях, в учебных учреждениях профессионального образования. Организация наблюдения состояния здоровья детского населения должна осуществляться отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских амбулаторнополиклинических учреждений.
Комплексный профилактический медицинский осмотр детей, посещающих образова-
тельное учреждение, проводится педиатром и врачами-специалистами: хирургом/ортопедом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (для дошкольников), детским гинекологом или урологом-андрологом. Кроме осмотра врачами-специалистами, детям проводят лабораторно-инструментальное обследование, регламентированного соответствующими приказами МЗ РФ: № 186/272 от 30.06.92, № 60 от 14.03.95, № 151 от 07.05.98, № 154 от 05.05.99, № 241 от 03.07.2000.
Для того чтобы судить о динамике состояния здоровья ребенка в процессе онтогенеза, каждый ребенок за период с 3 до 18 лет должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 10 раз. В связи с этим установлена следующая периодичность комплексных профилактических осмотров:
— в 3 года (или при поступлении в дошкольное учреждение);
— за год до поступления в школу (в 5 — 6 лет);
— перед поступлением в школу (в 6 — 7 лет);
— в конце обучения в первом классе (в 7 — 8 лет);
— в конце обучения в третьем классе (в 9—10 лет, препубертатный период);
— в пятом классе (в 11 — 12 лет при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода);
— в седьмом классе (в 13—14 лет);
— в девятом классе (в 15—16 лет);
— в десятом классе (в 16—17 лет);
— в одиннадцатом классе (в 17—18 лет).
Наряду с комплексными профилактическими
медицинскими осмотрами, в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом-педиатром, работающим в образовательном учреждении.
Профилактические осмотры лучше организовать во второй половине учебного года, приблизительно в одно и то же время.
Профилактические осмотры проводятся в 3 этапа.
I этап является доврачебным. Он осуществляется на основе программы скрининг-тестирования медицинской сестрой и включает в себя анкетное тестирование, антропометрические измерения и лабораторное обследование, в которое входят общий анализ крови, мочи и кала на наличие глистной инвазии. Врачебный осмотр педиатром и специалистами является II этапом профилактического осмотра. Специализированный осмотр врачами-специалистами проводится по показаниям в условиях детской поликлиники или стационара и является III этапом.
По результатам проведенного профилактического осмотра дается заключение, которое включает в себя окончательный диагноз, оценку физического, нервно-психического развития. Кроме этого, устанавливается группа здоровья, в соответствии с которой даются рекомендации по режиму дня и питанию, дальнейшему наблюдению и, если это необходимо, рекомендации по лечению ребенка.
Как известно, мониторинг состояния здоровья, в частности детского населения, включает в себя оценку показателей физического развития (рост, масса тела, иногда — динамометрия), функционального состояния сердечно-сосудистой системы (однократное измерение САД, ДАД, ЧСС), и в лучшем случае — осмотр узких специалистов. В то же время существующие в настоящее время принципы и методы проведения медицинских осмотров не всегда объективно отражают истинное положение дел. Зачастую не учитываются региональные особенности, а именно в случаях, когда характерная для данной территории патология не берется на учет при мониторинге показателей.
Проведенные нами исследования касались оценки возможности влияния атмосферного загрязнения г. Ангарска на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей. Своевременность такого рода исследований диктуется уже тем обстоятельством, что патология сердечно-сосудистой системы является одной из ведущих причин смертности населения. Наиболее часто обсуждаемые факторы риска развития атеросклероза и ишемической болезни сердца составляют лишь около 50 % всех причин возникновения этой патологии. Следует иметь в виду, что даже
при относительно небольшом вкладе загрязнения окружающей среды в развитие указанной патологии, его устранение может значительно улучшить здоровье населения в силу широкого распространения названных болезней.
Изучение особенностей состояния здоровья населения промышленных городов позволило предположить, что рост заболеваний сердечнососудистой системы может быть связан с высокими уровнями загрязнения окружающей среды (ММеП и., 2000).
Проведенные нами исследования на связной выборке позволили установить, что в условиях многолетнего высокого загрязнения атмосферного воздуха, характерного для г. Ангарска, с возрастом у детей происходит ослабление состояния повышенной неспецифической сопротивляемости, о чем свидетельствует сохранение высокой заболеваемости (в т.ч. болезнями органов дыхания), увеличение доли детей с нарушениями сердечнососудистой системы, показателей физического развития и гемодинамики.
Таким образом, результаты исследований показывают, что загрязнение атмосферного воздуха г. Ангарска приводит к росту неблагоприятных изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы детей и увеличению их заболеваемости.
Учитывая полученные результаты, органам здравоохранения, образования на региональном уровне стоит обратить внимание на проблему профилактики, а значит и диагностики приоритетных форм заболеваний, в частности сердечнососудистой системы. Решение данной проблемы заключается, в том числе, во внедрении в медицинские осмотры функциональных проб, внедрении более современных и прогрессивных методов обработки полученных результатов. Особое внимание следует уделять группе обследованных, у которых состояние функционального напряжения регистрируется в погодовой динамике. Такие лица должны находиться под диспансерным наблюдением с обязательными консультациями врачей (невролога, эндокринолога).
Во всех видах общеобразовательных учреждений необходимо организовать комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением его в структуру психолого-педагогической коррекции.
Основными принципами организации и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях должны являться:
— комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;
— непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
— максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся и воспитанников;
— определение у каждого ребенка индивидуальных медицинских показаний и противопоказаний к проведению конкретной оздоровительной технологии;
— интеграция (по возможности) программы профилактики и оздоровления в учебный процесс образовательного учреждения;
— преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
— использование простых и доступных технологий;
— формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
— повышение эффективности профилактических мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурнопланировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению, режиму учебного процесса, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.
В программу профилактики и оздоровления детей в образовательных учреждения должны включаться следующие разделы:
1. Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление обучающихся и воспитанников.
2. Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья у обучающихся и воспитанников.
3. Оздоровление детей и подростков, перенесших острые респираторные вирусные заболевания.
4. Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ и оздоровления обучающихся и воспитанников.
5. Оздоровление детей и подростков с избыточной и низкой массой тела.
6. Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией.
7. Оптимизация двигательной активности детей и подростков.
8. Профилактика кариеса и других стоматологических заболеваний.
9. Организация вакцинопрофилактики.
10. Формирование здорового образа жизни детей и подростков, гигиеническое обучение и воспитание.
11. Составление рекомендаций родителям по оздоровлению детей и подростков в домашних условиях.
Предложенная система не требует для своей реализации капитальных финансовых вложений, однако предполагает наличие необходимого медицинского оборудования, укомплектованности учреждения медицинскими работниками согласно штатному расписанию, а также соответствующую подготовку медицинских работников и педагогов по вопросам профилактики, оздоровления и соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения. Наибольшая эффективность при использовании профилактических и оздоровительных программ наблюдается при систематическом проведении их, начиная с детских дошкольных учреждений.
Проведение социально-гигиенического мониторинга позволяет получать интегральную оценку здоровья школьников и влияния на него неблагоприятных факторов окружающей среды, выявлять причинно-следственные связи и разрабатывать управленческие решения в области охраны здоровья детей и обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия.
литература
1. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья детей / Т.М. Максимова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2003. - № 2. - С. 43-47.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vedeniya-monitoringa-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-sisteme-sotsialno-gigienicheskogo-monitoringa#ixzz4JMvoAMtl
Воспользуйтесь поиском по сайту: