Построение графиков функций в полярной системе координат
Рисунок 19 Полярная система координат на плоскости — это совокупность точки , называемой полюсом, и полупрямой , называемой полярной осью. Положение точки M в полярной системе координат определяется расстоянием r (полярным радиусом) от точки M до полюса и углом j (полярным углом) между полярной осью и вектором . (рисунок 19). Полярный радиус и полярный угол составляют полярные координаты точки M, что записывается в виде M (r,j). Полярный угол измеряется в радианах и отсчитывается от полярной оси: - в положительном направлении (против направления движения часовой стрелки), если значение угла положительное;
- в отрицательном направлении (по направлению движения часовой стрелки), если значение угла отрицательное. Связь между декартовыми и полярными координатами Пару полярных координат r и j можно перевести в Декартовы координаты x и y по следующим фомулам: Обратно, полярный радиус r можно найти, зная декартовы координаты x и y, по теореме Пифагора (см. Рис.??): , а полярный угол j в диапазоне [0, 2p), находится при помощи обратной (к тангенсу) тригонометрической функции арктангенс:
Пример № 2. Построить график функции r(j) = 2. 1. Задаём значения j в градусах в диапазоне [0, 2p] с шагом в 5 градусов с использованием автозаполнения (см. Приложение 1). 2. Перевести j из градусов в радианы с использованием функции РАДИАНЫ (см. Приложение 2). 3. Рассчитать значения r(jрад). 4. По значениям jрад и r(jрад) рассчитать декартовы координаты x и y. 5. По рассчитанным значениям x и y построить график, выбрав тип диаграммы Точечная.
Рисунок 20. Результаты расчёта
Рисунок 21. График функции r(j) = 2
Задание № 4 С помощью пакета Microsoft Excel построить график функций, приведенные в Приложении 5 соответственно варианту. Порядок расчета и результат оформить в виде отчета, содержащего следующие пункты: a. Первый лист: Титульный лист – пример оформления см в приложении 6, b. Привести текст задания, c. Привести расчётные формулы и результаты расчёта, d. График построенной функции, e. Указать полярные координаты точки графика, заданной преподавателем.
Построение графиков функций с использованием логарифмической шкалы.
Рисунок 22 Логарифмическая шкала исключительно удобна для отображения очень больших диапазонов значений величин. Пример № 3. Построить график функции . в диапазоне значений [-5, 5] и определить по графику значение функции для х = -3.6 и х = 4. 1. Задаём значения х в диапазоне [-5, 5] с шагом 0.5 с использованием автозаполнения (см. Приложение 1). 2. По заданным х рассчитываем значения функции у. 3. Строим график функции, используя тип диаграммы «точечная» и замечаем, например,что значение функции при отрицательных х очень близко к 0, так что определить его из графика не представляется возможным Рисунок 23 4. Выделяем ось у. 5. Делаем щелчок правой кнопкой мыши и в раскрывшемся контекстном меню выбираем «формат оси» (см. рисунок 12) 6. В окне «формат оси» помечаем галочкой логарифмическую шкалу. 7. Добавить основные и промежуточные линии сетки. Результаты представлены на Рисунке 24
Рисунок 24 Из рисунка определяем, что для х = -3.6 значение примерно равно 0.02, а для х = 4 .
6.1.Задание № 5. Построить график функций в диапазоне значений [-10, 10] с шагом 0.5. Уметь из графика определять значение функции для указанного (преподавателем) аргумента. Порядок расчета и результат оформить в виде отчета, содержащего следующие пункты: a. Первый лист: Титульный лист – пример оформления см в приложении 6, b. Привести текст задания, c. Привести графики без использования логарифмической шкалы, d. Привести графики с использованием логарифмической шкалы, e. Сравнить результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|