Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.




Логопедические занятия

Дополнительный класс

Примерная рабочая программа

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

 

 

Пояснительная записка

Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.2.)[1]. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

В первый дополнительный класс приходят школьники, которые либо обучались ранее по программе 7.2. и посещали логопедические занятия, либо пришли из общеобразовательной школы, где логопедическая работа не проводилась. В связи с этим, предлагаемая примерная программа предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.

Общая цель логопедических занятий[2] заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

 

В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:

- постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

- обогащение словаря, его расширение и уточнение;

- коррекция недостатков грамматического строя речи;

- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

- совершенствование коммуникативной функции речи;

- повышение мотивации речеговорения;

- обогащение речевого опыта;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

- устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

- введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

- обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);

- дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;

- формирование способности давать определения словам;

- формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;

- овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;

- профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов  суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;

- умение понимать интонационную окраску высказывания;

- умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);

- умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;

- формировать начальные умения монологического высказывания.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса:

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2. является значимым нововведением в содержание образования младших школьников указанной категории, обоснованным спецификой речевого развития обучающихся.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

В первом дополнительном классе могут оказаться школьники с разной степенью выраженности речевой патологии. Поэтому содержание, форма организации логопедических занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные) будут определяться спецификой конкретного класса и зависеть от возможностей Образовательной организации.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

Логопедические занятия в первом дополнительном, также как и в первом классе направлены на профилактику нарушений чтения и письмаи позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению  школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в ПрАООП разделами.

В первом дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная  цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах  постановки и автоматизации звуков в слогах и  односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в подгруппах и группах.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих занятиях учащиеся должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний своих сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить отражение в планировании каждого занятия.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание).  Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее  распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.

Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г.В. Чиркиной (ред.), О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой и др.

В логопедическом обследовании детей, пришедших в первый подготовительный класс из общеобразовательной школы, оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.

Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы:

В первом дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения.

Как указывалось ранее, в первый дополнительный класс придут дети с различным уровнем речевой подготовки некоторых школьников.  

Речевые недостатки могли быть частично скомпенсированы за период обучения в первом классе по варианту 7.2. Однако, речевые трудности детей, обучавшихся по общей программе, могли только усугубиться, что определяет важность продуманной и разносторонней логопедической коррекции.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

Профилактика и своевременная коррекция нарушений чтения и письма потенциально способствует общему повышению учебной успешности. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) на коррекционных логопедических занятиях  позволит младшим школьникам с ЗПР усвоить программный материал по русскому языку. Все задания на развитие лексики и грамматического строя речи, которые использует логопед на коррекционных занятиях  в работе с младшими школьниками  с ЗПР,   способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекции недостатков произвольной памяти, внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснения значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, формируются предпосылки логического (понятийного) мышления.

Обучение умениям монологического высказывания способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».

При усвоении программного материала по учебному курсу «Логопедические занятия» обучающиеся приобретают умения ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проделанном и давать ему оценку, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции. При реализации данного курса учителю-логопеду рекомендуется выполнять следующие общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя  приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).

Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)[3].

Необходимо предусматривать «пошаговость» при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется  моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).

- Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).

- Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.

- Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.

- Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.

Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Обучающиеся, которым рекомендован вариант 7.2., нуждаются также в том, чтобы на занятиях логопед:

- просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: я пишу…(петлю, палочку, букву), я составляю схему слова, я придумываю предложение и т.п.; Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию.

- понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: зачем мы делим слово на слоги – чтобы хорошо слышать звуки, зачем нам надо четко слышать звук – чтобы найти нужную букву, что будет, если написать не ту букву – получится другое слово и т.п.;

- постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

В качестве наглядного материала нужно использовать рисунки с четкими контурами, яркие, контрастные, реалистичные. В начале обучения на карточке, которую рассматривает учащийся, не должно быть более двух объектов (два предметных рисунка, две буквы), их количество надо увеличивать постепенно (до пяти к концу первого года обучения).

Общеразвивающая функция логопедических занятий в первом дополнительном классе заключается в том, что логопед:

- поясняет значение слов, не только абстрактного, но и конкретного характера, поскольку обучающиеся с ЗПР могут понимать их неверно (орлица орала);

- обучает приемам самоорганизации, в том числе в ходе выполнения заданий на самостоятельное письмо (слушаем, а потом пишем);

- реализует принцип пошаговости: разделим слово на слоги, продиктуем первый слог, запишем, теперь второй слог и т.п.;

- учит приемам опосредованного запоминания, например, создавая схематические символические изображения для воспроизведения текста.

Эффективность логопедических занятий может быть достигнута только при соблюдении принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие логопеда с учителем, психологом, выполняются рекомендации врача-невролога.

Педагог-психолог ставит учителя-логопеда в известность о том, какого уровня сформированности системы произвольной регуляции познавательной деятельности достиг каждый ребенок. В большинстве случаев первоклассники, получившие рекомендацию варианта 7.2. нуждаются в разнообразной помощи.  При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом осуществляется постоянно. Его сущность заключается с одной стороны, в обеспечении единства подхода к конкретному ребенку, что зависит от общего уровня сформированности его познавательной деятельности и системы произвольной регуляции (от этого зависит сложность заданий, мера помощи и внешнего контроля). С другой стороны, следует избегать неоправданного дублирования конкретных видов работы, поскольку в этом случае дети с ЗПР часто усваивают способ решения определенных заданий, теряя к ним интерес, но не могут использовать указанный способ как средство для дальнейшего развития (например, зная обобщающие названия, не способны самостоятельно решить задачу, где надо их применить).

Первоочередное значение имеет взаимодействие логопеда с учителем. Учитель, реализуя программный материал по русскому языку и чтению, осуществляет индивидуальный подход с учетом рекомендаций логопеда, дифференцирует для обучающихся с трудностями письма и чтения объём работы на уроке и требования к оценке письменных работ.

Основной целью логопеда в работе с родителями является формирование у них позитивного взгляда на ребёнка. Родители помогают детям осознать значимость логопедических занятий. Особенно тесный контакт с родителями необходим при исправлении недостатков звукопроизношения.  

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов образования.

При планировании конкретного занятия учитель-логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности. Необходимо также фиксировать любые позитивные и негативные аспекты в индивидуальной карте речевого развития.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на курсы коррекционно-развивающей области (КРО), а 6 ч на проведение коррекционно-развивающих занятий.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет Организация.

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа групповых занятий 33 учебных недели). По решению образовательной организации курсы коррекционно-развивающей области, проводимые в групповом формате, могут включаться в расписание занятий.

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом, так же как и педагогом-психологом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть правильно оценено.

Рабочая программа, разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в ОО ежегодно и содержит только необходимые элементы[4].

Основное содержание курса «Логопедические занятия»

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах: 

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.

Этот раздел направлен на развитие  артикуляционной моторики,  на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...