Материально-техническое обеспечение
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Альбом логопеда (О.Б. Иншакова). Касса букв и слогов. Разрезные азбуки, таблицы слогов. Тетради, ручки, карандаши. Трафареты. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.). Сигнальные карточки. Разноцветные фишки, полоски для составления схем. Разнообразный демонстрационный материал. Серии сюжетных картин. Логопедическое зеркало. Логопедические зонды для постановки звуков. Доска с набором магнитов. Магнитофон и набор аудиозаписей. Диктофон для фиксации результатов диагностики. Планируемые результаты Результатом посещения курса «Логопедические занятия» должно явиться преодоление типичных недостатков устной и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения. По окончании учебного года логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям: обследование звукопроизношения; обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов; обследование лексической стороны речи; обследование грамматического строя речи; обследование связной речи; обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов). Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- внятно и четко изложить своё высказывание; - различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; - обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи; - вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику; - обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем; - начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - получать и уточнять информацию от собеседника; - задавать вопросы; - передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; - делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами; - выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат: - состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения); - состояние активного словаря, понимание значений слов; - овладение словообразованием и словоизменением; - уровень связного высказывания; - состояние речевой коммуникации; - речевая активность; - состояние познавательных функций речи; - состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком. Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того или иного навыка. Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации. 0 баллов – без динамики; 1 балл – поставлен изолированный звук; 2 балла – правильное произношение нестабильно; 3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке; 4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение; 5 баллов – правильное произношение постоянно. Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и собственно речевого материала останется за Образовательной организацией. Например, следует оценить изменения по параметру «Состояние активного словаря и понимание значений слов». Для оценки состояния активного словаря можно использовать результаты выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина): 1. Подбор слов к вопросам, к предметам. 2. Подбор синонимов, антонимов, нахождение омонимов. 3. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к слову-стимулу). 4. Называние предмета по описанию. 5. Понимание значений слов с переносным смыслом. В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному. предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется лишь четкая (желательно с помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе можно оценить конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично: 1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по результатам анализа зафиксированного свободного высказывания. 2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия[5] не изменился. 3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос. 4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился, некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса. 5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса[6]. Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и плохо справляющихся с заданиями. Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в первом дополнительном классе представлены в конце программы. В соответствии с требованиями ФГОС и ПрАООП в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной образовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы. В области звуковой стороны речи: - сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; - уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков; - умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения; В области лексической стороны речи: - уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам; - умение давать понятийные определения простым словам; - расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах; - использование слов с обобщающим значением - возможность понимать значения слов с переносным смыслом. В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза: - различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам; - обозначение мягкости согласных на письме; - составление графических схем слов; - выделение ударного и безударных слогов; - дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи: - - понимание интонационных характеристик предложения; - умение конструировать предложения из разрозненных слов; - умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам; - умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания; - овладение умением анализа форм слова в словосочетании; - автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы). В области связной речи: - умение прослушивания связного текста; - определение главной мысли текста; - озаглавливание текста; - составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему; - возможность моделирования простых диалогов; - начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).
[1] Дети, обучающиеся по варианту 7.1., занимаются с логопедом по показаниям - индивидуально или в малых подгруппах с учетом их индивидуальных и типичных логопедических проблем, а также содержания, представленного в представленной рабочей программе.
[2] В соответствии с примерной адаптированной j,общеобразовательной программой (ПрАООП). [3] Последнее выполнимо только для обучающихся с наиболее высоким для имеющегося нарушения уровнем сформированности системы произвольной регуляции и познавательного развития. [4] В соответствии с приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015 Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование
5 Определяется путем соотношения не повторяющихся слов и общего их количества в связном высказывании (например, пересказ, рассказ по картинке, рассказ на заданную тему). В норме он составляет у младших школьников 0,5-0,6, при интеллектуальных нарушениях – 0,3. [6] Полностью схема логопедического мониторинга будет представлена позже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|