Результаты освоения учебной дисциплины специального курса
РабочЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СПЕЦАЛЬНОГО курса
Наименование образовательного учреждения
Многофункциональный центр прикладных квалификаций
Согласовано:
Методист гаПоу то «тОБОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
«___» ____________ 2014
______________________
| Утверждено:
Заседание ЦК
от «___» _________2014,
протокол №___
Председатель комиссии _________________/___________________/
|
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины специального курса
_______________________________________________________________________
название
Тобольск, 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины специального курса разработана на основе профессионального стандарта по профессии
Код 140446.03 Электромонтер по обслуживанию преобразовательных устройств
наименование профессии
Организация-разработчик:
Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована _______________________________________________________
Заключение № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
СТР
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины специального курса
|
….
|
результаты освоения учебной дисциплины специального курса
|
….
|
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины специального курса
|
….
|
условия реализации программы учебной дисциплины специального курса
|
…..
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины специального курса (вида профессиональной деятельности)
|
….
|
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
|
….
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
…..
|
Паспорт ПРОГРАММЫ
Учебной дисциплины специального курса
Техническое обслуживание преобразовательных устройств
Область применения программы
Программа учебной дисциплины специального курса (далее примерная программа) – является частью примерной основной программы профессионального обучения в соответствии с ФГОС по профессии НПО 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) базовой подготовки
19808 Электромонтажник по распределительным устройствам;
19812 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию;
19850 Электромонтер по обслуживанию электроустановок;
19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Программа профессионального модуля может быть использована в
переподготовке и повышении квалификации работников в области
энергетики при освоении профессии 18590 Слесарь-электрик по ремонту
электрооборудования при наличии среднего (полного) общего образования
по профессии. Опыт работы не требуется.
указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом по профессиям, перечисленными в п. 1. и соответствующих основные трудовые функции (ТФ):
2. Производить техническое обслуживание преобразовательных устройств электроприводов.
3. Выполнять замену преобразовательных устройств электроприводов.
Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебной дисциплины специального курса
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими трудовыми функциями слушатель в ходе освоения рабочей профессии должен:
иметь практический опыт:
овладения навыками работы с полупроводниковыми приборами;
выполнения работ по техническому обслуживанию преобразовательных устройств
знания и чтения принципиальных монтажных схем.
уметь:
выявлять неисправные элементы в преобразовательных системах;
ликвидировать неисправности в работе преобразовательных устройств, их ремонт и электрические измерения;
анализировать полученные результаты;
проводить осмотр и оценку технического состояния преобразовательных устройств;
обеспечивать исправное состояние, безаварийную и надежную работу,
обслуживаемых устройств и оборудования, правильную эксплуатацию;
осуществлять замену элементов преобразовательных устройств, не подлежащих ремонту;
знать: устройство, технические характеристики,
классификацию преобразовательных устройств;
области применения и принцип действия полупроводниковых приборов;
виды и причины неисправностей и отказов;
методы и средства технического диагностирования;
порядок проведения, виды и очередность осмотров;
виды, объем, периодичность, методики и порядок проведения работ по техническому обслуживанию преобразовательных устройств;
правила техники электробезопасности при проведении всех видов работ на оборудовании (указывается каких объектов).
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины специального курса:
всего – 159 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки слушателя – 164 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя – 116 часов;
самостоятельной работы слушателя –48 часов;
производственного обучения – 134 часов;
производственной практики – 306 часов.
результаты освоения учебной дисциплины специального курса
Результатом освоения программы учебной дисциплины специального курса является овладение слушателями видом профессиональной деятельности Электромонтер преобразовательных устройств, в том числе трудовыми функциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 4.2 Производить техническое обслуживание преобразовательных
устройств электроприводов;
ПК 4.3 Выполнять замену преобразовательных устройств
электроприводов, не подлежащих ремонту в случае
обнаружения его неисправностей.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов еѐ достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание Учебной дисциплины специального курса
3.1. Тематический план учебной дисциплины специального курса
Трудовые функции
| Наименования разделов учебного предмета*
| Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
| Объем времени, отведенный на освоение теоретического курса
| Практическое обучение
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоятельная работа обучающегося,
часов
| Производственное обучение,
часов
| Производственная практика,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
|
Всего,
часов
| в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1.
Основы монтажа и технического обслуживания электрооборудования
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2 аздел 1.
Раздел 2.
Техническое обслуживание преобразовательных устройств
|
|
|
|
|
|
|
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
| *
(ввести число)
|
|
(повторить число)
|
| Консультации
|
|
| |
| Квалификационный экзамен
|
|
| |
| Всего:
|
| *
| *
| *
|
| 306*
|
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 – обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
Содержание обучения по учебной дисцип лине специального курса
Наименование разделов учебного предмета и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа слушателей
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Раздел 1.
Основы монтажа и технического обслуживания электрооборудования
|
|
| |
Тема 1.1.
Основы слесарно-сборочных работ.
| 1.1.1.Сборка разъемных соединений. Сборка при помощи резьбовых соединений. Соединение деталей болтами и винтами. Затяжка болтов (гаек) в групповом соединении. Стопорение резьбовых соединений. Контроль резьбовых соединений. Сборка шпоночных и шлицевых соединений. Подбор и пригонка по пазу, запрессовка неподвижных шпонок.
|
| |
1.1.2.Сращивание проводов с помощью бандажа, путем скрутки, сварки, пайки и опрессовки. Соединение и ответвление жил с помощью болтовых и винтовых зажимов. Контроль качества и изолирование контактных соединений.
| |
|
|
| |
1.1.3. Работа с кабелем. Виды работ. Применение дли монтажа инструментов, приспособлений, материалов; ступенчатая разделка кабелей; опрессовка и пайка наконечников.
|
|
| |
1.1.4. Монтаж, демонтаж, ремонт и замена проводов и тросов Установка и забивка заземляющих электродов
| |
*
|
| |
Практические занятия
1.Рубка металла.
2.Нарезание внутреннй и внешней резбы.
3. Пайка и облуживание коцов проводов
4. Опресовка о оконцевание проводов.
|
| |
Тема 1.2.
Монтаж, обслуживание и ремонт и электрооборудования
| 1.2.1. Обслуживание электроустановок. Изучение на рабочем месте правил технической эксплуатации и безопасного обслуживания промышленных электроустановок.
|
| |
1.2.2. Прокладка установочных проводов и кабелей в газовых трубках, на рамках и изоляторах. Монтаж, демонтаж, ремонт и замена проводов и тросов (воздушных).
| |
1.2.3. Смена и установка предохранителей и рубильников в щитах и коробках распределений.
| |
1.2.4. Разборка, ремонт и сборка несложных узлов и деталей электродвигателей, электроаппаратов и электроприборов.
| |
1.2.5. Ознакомление с устройством распределительного щита. Ознакомление с устройством трансформаторной подстанции и правилами ее обслуживания.
| |
1.2.6. Проверка изоляции кабелей и прозвонка цепей вторичной коммутации. Клеммники в распределительных щитах: маркировка проводов и кабелей. Ведение записей о работе обслуживаемого оборудования.
| |
1.2.7. Использование приборов, приспособлений и инструментов, применяемых при ремонте, регулировке, и послеремонтном испытании аппаратов.
| |
|
| |
Практические занятия
1. Прокладка и ремонт кабелей и проводов.
2. Монтаж пускорегулирующей аппаратуры, аппаратов системы автоматики и электроизмерительных приборов
3. Ремонт элементов автоматики, осветительных электроаппаратов
|
| |
| |
Раздел 2.
Техническое обслуживание преобразовательных устройств
|
| |
Тема 2.1. Основные типы силовых вентелей
| 2.1.1. Силовые неуправляемые вентили – диоды.
(схематическое устройство, условное обозначение, статические вольт-амперные характеристики и конструкция германиевого диода).
| *
| |
2.1.2. Силовые управляемые вентили – тиристоры. Тиристоры (управляемый кремниевый вентиль - тиристор; схема четырехслойной структуры; тиристоры различных типов: динистор, триодный, фототиристор, оптронный; основные параметры тиристоров; конструкции тиристоров),
|
| |
2.1.3. Силовые транзисторы (полупроводниковая структура транзисторов типов р-п-р и п-р-п и их условные обозначения в электронных схемах, включение транзистора по схеме с общим эмиттером, выбор транзисто для использования в схемах преобразовательных устройств).
|
| |
Тема 2.2. 1.2. Типы Тема 2.2. Типы преобразователей
преобразователей
| 2.2.1. Неуправляемые полупроводниковые выпрямители. Однофазный однополупериодный выпрямитель. Однофазный двух полупроводниковый выпрямитель. Однофазный мостовой выпрямитель. Трехфазный с нулевым выводом. Трехфазная мостовая.
2.2.2. Управляемые полупроводниковые выпрямители.
Однофазный управляемый выпрямитель. Однофазный мостовой управляемый выпрямитель. Трехфазный управляемый выпрямитель.
Трехфазный мостовой управляемый выпрямитель.
| *
| |
2.2.3. Работа выпрямителя на нагрузку различного характера
Однополупериодное выпрямление при активно индуктивной нагрузке.
Двух полупериодное выпрямление при активно-индуктивной нагрузке.
Работа управляемого однофазного мостового выпрямителя на активно-индуктивную нагрузку. Работа неуправляемого однофазного выпрямителя на противо-ЭДС. Работа трехфазного управляемого выпрямителя с учетом
коммутации тока в вентилях. Работа однофазного управляемого преобразователя в выпрямительном и инверторном режимах. Трехфазный реверсивный преобразователь, работающий на двигатель постоянного
| |
2.2.4.Тиристорные преобразователи для питания двигателей постоянного тока.
тока.
| |
Лабораторно-практическая работа
1. Исследование однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя.
2. Исследование однофазных однополупериодных управляемых выпрямителей.
3. Исследование схем трехфазных управляемых выпрямителей.
4. Исследование трехфазного автономного инвертора напряжения.
5. Исследование однофазного преобразователя переменного напряжения.
| |
Тема 2.3.
Система контроля и защиты преобразовательных устройств
| 2.3.1. Системы управления преобразовательных устройств преобразовательных электроприводов. Основные требования к системам управления
устройств электроприводов тиристорами. Основные узлы систем управления. Фазировка системы
управления тиристорами.
|
| |
2.3.2. Системы защиты и контроля преобразовательных устройств электроприводов. Особенности защиты полупроводниковых вентилей.
Защита силовых вентилей от перенапряжения.
| |
Лабораторно-практическая работа.
1. Исследование датчиков тока и напряжения
| |
Тема 2.4.
Техническое обслуживание преобразовательных устройств
|
2.4.1. Техническое обслуживание преобразовательных устройств электроприводов.
2.4.2. Область применения преобразовательных агрегатов.
при эксплуатации преобразовательных устройств.
| |
Практические занятия
1.Техническое обслуживание однофазных преобразователей.
| |
2. Техническое обслуживание трехфазных преобразователей.
3. Техническое обслуживание инверторов.
| |
Тема 2.5.
Техника безопасности при техническом обслуживание
| 2.5.1.Основные правила эксплуатации силовых вентилей. Техника безопасности при эксплуатации преобразовательных устройств.
| |
Самостоятельная работа слушателей при изучении разделов
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам, составленным преподавателем.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей по ЕСКД и ЕСТД.
Чтение схем и чертежей.
| *
| |
Примерная тематика домашних заданий
1. Построить в масштабе временные диаграммы для однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя (по данным указанным преподавателем).
2. Определить основные напряжения и токи для однофазного неуправляемого выпрямителя (по данным указанным преподавателем).
3. Построить внешнюю характеристику по двум значениям тока, определяемым сопротивлениями нагрузки и определить потери в вентиле.
4. Построить регулировочную характеристику при активной нагрузке и идеальных вентилях, а также при учете падения напряжения на вентиле, для заданных параметров управляемого выпрямителя на однооперационном тиристоре.
5. Рассчитать среднее значение выпрямленного напряжения, ток вентиля, вторичных и первичный токи трансформатора.
6. Рассчитать и построить регулировочные характеристики реверсивного преобразователя и реверсивного преобразователя вместе с системой управления в абсолютных единицах для непрерывного режима.
| |
Производственное обучение
|
| |
Производственная практика
Виды работ Производственная практика
Виды работ
- выполнение работ по определению основных параметров автоматических выключателей и быстродействующих разъединителей.
- выполнение работ по определению параметров трансформаторов и дросселей.
- выполнение работ по комплектации полупроводниковых приборов для преобразователей постоянного тока.
- выполнение работ по подбору систем управления преобразовательных устройств.
- выполнение работ по коммутации (запирания) тиристоров автономных инверторов.
- выполнение работ по определению оптимальных нагрузок выпрямителей.
- выполнение работ по определению основных соотношений между токами и напряжениями в схемах выпрямления.
Выполнение осмотров и оценка технического состояния преобразовательных устройств.
- организация и выполнение работ по технической эксплуатации неуправляемых выпрямителей.
- организация и выполнение работ по технической эксплуатации управляемых выпрямителей.
- организация и выполнение работ по технической эксплуатации нереверсивных управляемых тиристорных
преобразователей переменного тока в постоянный.
- организация и выполнение работ по технической эксплуатации реверсивных управляемых тиристорных
преобразователей переменного тока в постоянный ток.
- организация и выполнение работ по технической эксплуатации полупроводниковых преобразователей частоты переменного тока.
- определение причин неисправностей в работе преобразовательных устройств с использованием принципиальных схем.
- подбор технологического оборудования для технической эксплуатации преобразовательных устройств.
- определение электроэнергетических параметров преобразовательных устройств.
- выполнение работ по настройке преобразовательных устройств.
- выполнение работ по устранению выявленных неисправностей преобразовательных устройств.
| |
Производственная практика итоговая по специальному курсу
Виды
1.Вводный инструктаж по технике электро- и пожарной безопасности.
Конструктивные особенности управляемых преобразовательных устройств устройств электроприводов электроприводов. Виды и причины неисправностей и отказов работы управляемых преобразовательных устройств электроприводов.
Техническая эксплуатация и обслуживание управляемых выпрямителей.
2 Изучение мероприятия по организации безопасной работы. Техническая
эксплуатация и обслуживание нереверсивных управляемых тиристорных
преобразователей переменного тока в постоянный. Техническая эксплуатация и
обслуживание реверсивных управляемых тиристорных преобразователей
переменного тока в постоянный ток.
3 Инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, электро- и пожарной
безопасности. Техническая эксплуатация тиристорных полупроводниковых
преобразователей частоты переменного тока. Определение причин
неисправностей в работе преобразовательных устройств с использованием
принципиальных схем. Выполнение работ по настройке и устранению
неисправностей преобразовательных устройств.
4.Конструктивные особенности неуправляемых преобразовательных устройств
устройств электроприводов электроприводов. Виды и причины неисправностей и отказов работы неуправляемых преобразовательных устройств электроприводов.
5. Изучение мероприятия по организации безопасной работы. Техническая
эксплуатация и обслуживание неуправляемых выпрямителей. Техническая
эксплуатация диодных полупроводниковых преобразователей частоты
переменного тока.
6.Определение причин неисправностей в работе преобразовательных устройств с
использованием принципиальных схем. Выполнение работ по настройке и
устранению неисправностей преобразовательных устройств.
Всего 36
| *
| |
Всего
| *
| |
Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по специальному курсу, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Воспользуйтесь поиском по сайту: