Сущность и значение малого бизнеса в экономике
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Макроэкономика
на тему: Малый бизнес в современной экономике
Студентка УЭФ, 2 курс, ДЭГ-1 ____________ Е.А. Степанова ____________
Руководитель ____________ А.А. Кравченко ____________
МИНСК 2016 РЕФЕРАТ Курсовая работа: с.29, 1 рисунок, 3 таблицы. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, КРЕДИТОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Объект исследования: малое и среднее предпринимательство в экономике Беларуси. Предмет исследования: государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Цель исследования: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность государственной поддержки малых предприятий, оценить её влияние на экономику страны. Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический метод. Исследования и разработки: сделаны выводы по курсовой работе, подробно изложенные в заключении, о характере государственной поддержки МСП в нашей стране и странах с развитой рыночной экономикой.. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________ (подпись студента)
ABSTRACT Course work: p.29, Figure 1, Table 3.
SMALL ENTERPRISE, SMALL BUSINESS, ENTERPRISE, GOVERNMENT SUPPORT, CREDIT, BUSINESS DEVELOPMENT.
The object of study: small and medium enterprises in the Belarusian economy. Subject of research: state support of small and medium enterprises in the Republic of Belarus. Objective: based on the study of theoretical sources, as well as the actual material to find out the economic substance of the state support of small enterprises, to assess its impact on the economy. Methods: description, systematization, classification, analytical method, comparative analysis method, statistical method. Research and development: conclusions on course work, detailed in the conclusion about the nature of state support for SMEs in our country and in countries with developed market economies. Author work confirms that resulted in her settlement and analytical materials correctly and objectively reflects the state of the test process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical, methodological and methodical aspects and concepts are accompanied by references to their authors.
____________________ (signature of the student)
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Сущность и значение малого бизнеса в экономике 1.1 Понятие малого бизнеса 1.2 Тенденции развития малого бизнеса в современном мире 2 Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь 2.1 Состояние малого бизнеса в Республике Беларусь 2.2 Направления и проблемы регулирования малого бизнеса в Республике Беларусь 3 Направления развития малого бизнеса в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство относится к потенциально важнейшим факторам ускорения рыночных преобразований и обеспечения социально-экономического развития современного общества. Развитие предприятий малого бизнеса способствует постепенному созданию большого процента мелких собственников, чей достойный уровень жизни является основой социально-экономических реформ государства, основой политической стабильности и демократического развития общества. Предприятия малого бизнеса тем самым, помимо источника средств существования, также являются способом повышения эффективности человеческих ресурсов. При этом объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий является фактором, обуславливающим увеличение числа граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Предприятия малого бизнеса — это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики, они имеют свои отличительные особенности, преимущества и недостатки, также существуют некоторые закономерности их развития. Функционирование на определенном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация в определенном сегменте рынка, а также возможность создать предприятие малого бизнеса с небольшим начальным капиталом — все эти черты малого предпринимательства являются его неоспоримыми достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке. Предмет исследования: государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на опыте развитых стран. Объект исследования: малое и среднее предпринимательство в экономике Беларуси и зарубежных стран. Методы исследования: изучение теоретических источников, а также фактического материала. Цель курсовой работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность государственной поддержки малых предприятий, оценить её влияние на экономику страны. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: - изучить и описать отличительные черты малых предприятий; - выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны; - выполнить сравнительный анализ опыта господдержки малого и среднего предпринимательства в экономике Беларуси и зарубежных стран; - изучить и описать влияние государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое положение в стране.
Сущность и значение малого бизнеса в экономике Понятие малого бизнеса
Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. С середины 1970-х годов ученые и политики переоценили роль малого бизнеса в экономическом развитии. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную часть рабочих мест [2,c.165].
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности [7,с.215]. Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности [9,с.148].
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях) [6,c.114]. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. В соответствии с законодательством, малое предпринимательство в Республике Беларусь было представлено в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). В Республике Беларусь на сегодняшний день критерии отнесения предприятий к категории средних законодательно не определены. Малое предпринимательство существует в следующих формах: - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; - микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [14,c.210]. Предприятия можно классифицировать по многим признакам (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Общая классификация предприятий
Государственным является такое предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий или иных источников. Различают государственные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, и коммунальные предприятия. Управление имуществом первых осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Коммунальные предприятия являются собственностью административно – территориальных единиц [5,c.159].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|