Направления развития малого бизнеса в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает: - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ; - рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии; - селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации; - создание новых рабочих мест; - формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации; - внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств; - мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; - улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности [11,c.215].
Главными целями развития малого предпринимательства на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности. Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки. Целью Государственной программы является развитие малого предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: улучшение деловой среды; содействие развитию субъектов малого предпринимательства; совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан. Сводные целевые показатели и целевые показатели Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 32 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 35 процентов [17,c.106]. К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся: - правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения; - финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;
- административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий. В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется: - привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки; - учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности; ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования; - формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы; - проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы; - повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы; - своевременная корректировка мероприятий Государственной программы.
Опыт создания и функционирования рыночных институтов в развитых странах, реализация рыночных реформ в странах ЦВЕ и Балтии дает международным донорским организациям и правительствам уникальную возможность разработки эффективных программ помощи на макрои микроуровне, которые основываются на опыте реформ и накопленных этими странами знаниях, а также на более чем десятилетнем опыте получения помощи. Он также представляет возможность установить новые и современные формы партнерства, подходы к финансированию и развитию.
Попытки создать сетевые инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы (проект ПРООН), научно-технологические парки (ТАСIS и др.), бизнесцентры (проект МФК и Know How), объединения предпринимателей (МФК, USAID, Sida) не были особо результативными. Существуют единичные структуры, продолжающие эффективно работать после прекращения финансирования международным донором. И классический вопрос: что делать, как стимулировать развитие малого предпринимательства, особенно в глубинке. Среди основных будущих направлений поддержки развития МП в Беларуси со стороны донорских организаций и финансируемых ими программ можно выделить: – помощь в разработке нового законодательства по снижению административных барьеров и обучении соответствующей группы чиновников, а так же техническая и финансовая помощь по подготовке соответствующей инфраструктуры; – важнейшей проблемой развития малого и среднего бизнеса является затрудненный доступ МП к финансовым ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы микрокредитования и дополнить их созданием банка микрокредитования, а так же создать государственную страховую компанию. Также понадобиться поддержка в формировании инвестиционных институтов. Этот набор мер должен содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса; – важнейшей задачей для Беларуси является создание с участием местных властей инфраструктуры поддержки МП. Это предполагает создание местных центров, предоставляющих доступ к информационным ресурсам и обучению предпринимателей; – для стимулирования развития частного сектора необходимо внести соответствующие изменения в структуру государственного управления. В частности, предполагается создание Агентства по привлечению иностранных инвестиций и Агентства по развитию малого и среднего бизнеса. Потребуется поддержка международных организаций в формировании этих новых институтов; – поддержка становления деловых масс-медиа, особенно на местном уровне, с целью повышения рыночной культуры создания в обществе позитивного восприятия рыночной экономики и ее институтов, позитивной роли предпринимателя и предпринимательства;
– обучение белорусских предпринимателей рыночной этике и психологии, законам функционирования рыночной экономики, и технологиям повышения конкурентоспособности; – создание возможностей для непосредственных коммуникаций, обмена опытом, трудностями и успехами функционирования предприятий в различных отраслях. Проблемы развития финансовых и технических программ предоставления помощи упираются в недостаточную скорость реформирования белорусской экономики. Многочисленные программы Всемирного банка, TACIS, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других организаций свернуты вследствие низких темпов прогресса в трансформации белорусской экономики. Следовательно, одной из главных задач, стоящих перед правительством Беларуси, является структурная перестройка экономики и интенсификация реализации рыночных реформ. Именно реформы создадут предпосылки для интенсивного долгосрочного экономического роста на основе роста национальной конкурентоспособности, качества и уровня жизни населения [22,c.150].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление.
Говоря о влияния законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит "вымывание" его из системы государственных заказов. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|