Направления развития малого бизнеса в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает: - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ; - рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии; - селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации; - создание новых рабочих мест; - формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации; - внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств; - мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; - улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности [11,c.215]. Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается, как правило, демонстрируют и лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор МП поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики [23,c.195].
Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности. Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности [18,c.109]. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.
Главными целями развития малого предпринимательства на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности. Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки. Целью Государственной программы является развитие малого предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: улучшение деловой среды; содействие развитию субъектов малого предпринимательства; совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан. Сводные целевые показатели и целевые показатели Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 32 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 35 процентов [17,c.106]. К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся: - правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения; - финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;
- административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий. В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется: - привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки; - учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности; ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования; - формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы; - проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы; - повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы; - своевременная корректировка мероприятий Государственной программы. Несмотря на сложные условия функционирования частного бизнеса в Беларуси, он продолжает развиваться. Большинство МП собираются расширять свой бизнес в ближайшие два года. Сложные институциональные рамки работы МСП вынуждают предпринимателей основное внимание в своих требованиях уделять внешним фактором, оказывающим влияние на их конкурентоспособность – снижение налогов, упрощение законодательства, сокращение числа проверок, снятие ряда ограничений по ведению бизнеса. Однако, на наш взгляд, белорусские предприниматели недостаточно внимания уделяют внутренним факторам роста эффективности – обучению персонала на различных программах бизнес-образования. Опыт создания и функционирования рыночных институтов в развитых странах, реализация рыночных реформ в странах ЦВЕ и Балтии дает международным донорским организациям и правительствам уникальную возможность разработки эффективных программ помощи на макрои микроуровне, которые основываются на опыте реформ и накопленных этими странами знаниях, а также на более чем десятилетнем опыте получения помощи. Он также представляет возможность установить новые и современные формы партнерства, подходы к финансированию и развитию.
Попытки создать сетевые инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы (проект ПРООН), научно-технологические парки (ТАСIS и др.), бизнесцентры (проект МФК и Know How), объединения предпринимателей (МФК, USAID, Sida) не были особо результативными. Существуют единичные структуры, продолжающие эффективно работать после прекращения финансирования международным донором. И классический вопрос: что делать, как стимулировать развитие малого предпринимательства, особенно в глубинке. Среди основных будущих направлений поддержки развития МП в Беларуси со стороны донорских организаций и финансируемых ими программ можно выделить: – помощь в разработке нового законодательства по снижению административных барьеров и обучении соответствующей группы чиновников, а так же техническая и финансовая помощь по подготовке соответствующей инфраструктуры; – важнейшей проблемой развития малого и среднего бизнеса является затрудненный доступ МП к финансовым ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы микрокредитования и дополнить их созданием банка микрокредитования, а так же создать государственную страховую компанию. Также понадобиться поддержка в формировании инвестиционных институтов. Этот набор мер должен содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса; – важнейшей задачей для Беларуси является создание с участием местных властей инфраструктуры поддержки МП. Это предполагает создание местных центров, предоставляющих доступ к информационным ресурсам и обучению предпринимателей; – для стимулирования развития частного сектора необходимо внести соответствующие изменения в структуру государственного управления. В частности, предполагается создание Агентства по привлечению иностранных инвестиций и Агентства по развитию малого и среднего бизнеса. Потребуется поддержка международных организаций в формировании этих новых институтов; – поддержка становления деловых масс-медиа, особенно на местном уровне, с целью повышения рыночной культуры создания в обществе позитивного восприятия рыночной экономики и ее институтов, позитивной роли предпринимателя и предпринимательства;
– обучение белорусских предпринимателей рыночной этике и психологии, законам функционирования рыночной экономики, и технологиям повышения конкурентоспособности; – создание возможностей для непосредственных коммуникаций, обмена опытом, трудностями и успехами функционирования предприятий в различных отраслях. Проблемы развития финансовых и технических программ предоставления помощи упираются в недостаточную скорость реформирования белорусской экономики. Многочисленные программы Всемирного банка, TACIS, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других организаций свернуты вследствие низких темпов прогресса в трансформации белорусской экономики. Следовательно, одной из главных задач, стоящих перед правительством Беларуси, является структурная перестройка экономики и интенсификация реализации рыночных реформ. Именно реформы создадут предпосылки для интенсивного долгосрочного экономического роста на основе роста национальной конкурентоспособности, качества и уровня жизни населения [22,c.150].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление. В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства. Доля малых и средних предприятий в промышленности, в которой сконцентрировано большинство государственных предприятий, составляет всего 15.7% от общего объема производства. Вклад МСП в другие макроэкономические показатели несколько выше, но во многих случаях он не отражает фактический уровень развития малого и среднего предпринимательства. При этом динамика таких параметров как вклад МСП в ВВП, занятость и розничную торговлю говорит о снижении роли частного предпринимательства в экономике Беларуси. Говоря о влияния законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит "вымывание" его из системы государственных заказов. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|