Психофизическая характеристика труда учителя
Труд учителя, по сравнению с другими видами профессиональной деятельности, очень специфичен. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к состоянию здоровья учителя, его физической и психической подготовленности, к силе нервной системы, уравновешенности нервных процессов по силе и подвижности. Высокие требования к нервной системе обусловлены тем, что учителю необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать и распределять внимание, быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность. Напряжённость учительского труда зависит и от психологического климата в школьном коллективе (с учениками, с коллегами, администрацией). Одна из особенностей труда учителя – отсутствие постоянного режима дня (изменение расписания, 2-х сменная работа). Рабочее время учителя в среднем составляет 8-10 часов в день, что приводит к утомлению. Рабочий день не нормирован, нет чёткой границы окончания рабочего времени и свободным временем (подготовка к урокам, написание планов, проверка тетрадей и т.д.). Напряжённый рабочий день сказывается и на характере сна (трудное засыпание, частое пробуждение или бессонница). Кроме того, учителя мало бывают на свежем воздухе, неактивно участвуют в оздоровительных мероприятиях. Всё это сказывается на самочувствии учителей. К особенностям профессиональной деятельности относится и отсутствие физического компонента (нагрузки) в работе. Основная рабочая поза – положение стоя, которое характеризуется напряжением мышц шеи, спины, застойными явлениями в мышцах нижних конечностей, в области таза. А для нормальной деятельности мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы из различных систем организма, массу которых почти наполовину составляют мышцы. Умственная работоспособность зависит от общего состояния здоровья и огромную роль в этом играет физическая культура.
Причины производственного утомления и профессиональные заболевания учителей Одной из особенностей деятельности учителя является постоянная нагрузка на голосовой аппарат. Стремление учителя перекрыть шум приводит к повреждению голосового аппарата, потере звучности голоса, заболеванию хроническим ларингитом. Для плавной и громкой речи нужен большой запас воздуха. Сила звука зависит от степени давления воздуха под голосовыми связками. Поэтому важно хорошее развитие грудной клетки, межрёберных мышц, которые укрепляются при занятиях бегом, плаванием, ходьбой на лыжах, греблей и пеших прогулках. До 90 % учителей страдают заболеваниями простудного характера. До 76 % - развитием близорукости в результате нарушения условий зрительной работы. Повышенное эмоциональное напряжение при отсутствии «мышечной разрядки» является причиной функциональных неврозов, сердечно-сосудистой патологии (гипотония и вегето-сосудистая дистония у женщин, инфаркт миокарда у мужчин). Среди других патологических форм выделяется язвенная болезнь желудка и 12-пёрстной кишки, варикозное расширение вен (у учителей с большим стажем). Изложенное выше подчёркивает важность для будущих учителей заботы об укреплении здоровья и физического развития, формирования умений не только продуктивно работать, но и восстанавливать работоспособность. К сожалению, практика показывает, что физическая культура для большинства учителей не находит должного места в образе жизни и не рассматривается как фактор педагогической культуры. Классные руководители редко и с низкой эффективностью используют средства физической культуры в воспитательном процессе. Комплексная программа физического воспитания не выполняется. В результате до 80 % выпускников школ имеют хронические заболевания.
С целью исправления сложившейся ситуации программами по физической культуре в педагогических вузах предусмотрена профессиональная направленность занятий. Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цели и задачи Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельности. В педагогическом вузе готовят не только учителя высокой квалификации, владеющего методикой обучения своего предмета, но также учителя-воспитателя, учителя-организатора, хорошо ориентирующегося в вопросах физического воспитания и оздоровительной работы. Поэтому, целью ППФП является формирование всесторонне развитой, физически совершенной личности педагога-воспитателя, способного инициативно, творчески и компетентно решать задачи физического воспитания школьников в различных организационно-педагогических формах. Задачи ППФП будущих учителей включают: 1. воспитание положительной мотивации, современных взглядов на роль физической культуры в формировании личности; 2. формирование общетеоретических, психолого-педагогических, специальных и методических знаний по использованию средств физической культуры в воспитательной работе; 3. формирование методических умений и навыков по организации физического воспитания детей; 4. формирование физической культуры личности будущего учителя. 9.4. Факторы, определяющие содержание ППФП Конкретное содержание ППФП обусловлено наличием факторов, связанных с особенностями профессиональной деятельности. Одним из таких факторов считают форму труда. Основные формы труда – физический и умственный. Хотя это разделение довольно условно. Другую группу факторов составляют условия труда (продолжительностьрабочего времени, комфортность производственной сферы). Характер труда также определяет содержание ППФП. Здесь учитывается степень напряжённости трудовых усилий, их длительность, внешние воздействия, эмоциональная нагрузка. Режим труда и отдыха, который оптимально сочетает высокую эффективность труда и здоровье работающих. Особенности динамики работоспособности также необходимо учитывать при подборе физических упражнений. (Строят «кривую работоспособности», используя показатели пульса, давления, частоты дыхания, внимания, скорости психической реакции и т.д.).
Кроме перечисленных факторов на конкретное содержание ППФП могут оказывать существенное влияние индивидуальные особенности человека (возраст, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, интересы, имеющийся двигательный опыт, теоретическая подготовленность и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|